В 1979 году талантливая актриса театра и кино Алиса Фрейндлих в разговоре со своим коллегой Ростиславом Пляттом рассказала о том, как ей удается играть роли, которые ей не близки, и почему актер – это машина, которая изнашивается всю жизнь. Замечательный получился разговор. Без фальши и притворного кокетства. Вот несколько ключевых выдержек из той давней беседы двух талантливых людей.
- Я всегда являлась отправной точкой в поисках какого-либо образа, и вопрос перевоплощения замыкался для меня в рамки самой себя. Я убеждена в том, что человек разнообразен, и весь вопрос в том, на какое собственное лицо мне в данный момент необходимо обратить внимание.
- Мы все разные, что-то прячем от себя, прячем от других. Тем не менее, каждый человек в равной степени и добрый, и злой, и милосерден, и жесток, и умен, и глуп. Весь вопрос в умении слышать себя, и изучить себя. Нужно в течение жизни фиксировать разные свои проявления, чтобы понимать, кто и что в тебе живет.
По мере надобности, обращаясь с самой себе, мне приходилось тащить из себя то, что мне не приходилось проходить в жизни, в другом случае – то, что я подавляла в себе.
- Бывало и так, что я не находила в себе то, что нужно для образа. В одном случае это закончилось неудачей в работе. Это было печально, но, тем не менее, было многократно.
В другом случае, если такая необходимость играть роль существовала, отказаться от этого было невозможно, в театре не принимают таких вещей, как отказ. Нас всегда держали в «ежовых рукавицах», у нас не принято было отказываться.
Если я понимала, что во мне не живет тот человек, которого мне предстояло играть, а играть его все равно нужно, я в роли старалась найти ту маленькую зацепку, которая в незначительной мере, но жила бы во мне. И эту черту образа делала главной, для того, чтобы мне в наибольшей площади с ней соприкасаться.
- Если сейчас посмотреть на всё, что мне удалось сделать, та площадь соприкосновения с ролью, которая во мне была больше, она всегда была результативнее. Где ее вовсе не было, была явная неудача.
- Актерская профессия – единственная профессия, когда не только материалом для создания образа является сам человек, но и материалом для ежедневного воссоздания образа является сам человек. В стане можно поменять резец, в машине можно поменять деталь, а в машине под названием актер никогда ничего не меняется. Это изнашивается всю жизнь. И никто никогда не в состоянии это восполнить.