Найти тему

Чья учёба? Как школа убивает самостоятельность

Итак, мы поговорили про важность ответственности ученика за свою учёбу. Поговорили про родителей и их роль в развитии учебной самостоятельности.

Теперь поговорим про современную школу в широком смысле и её влияние на развитие субъектности ученика.

Начнём издалека – с обычных тетрадей.
А точнее с такой мелочи как поля в этих тетрадях.

Помните, что раньше делали школьники в первую очередь после того, как родители покупали им новую простую тетрадь?

Они сначала её разлиновывали.

Так как тетради были полностью пустые и без полей, то ученики сами брали красную ручку, на каждой странице отступали от края четыре клеточки и проводили по линейке поля.

На обложке было слово «Тетрадь» и несколько пустых горизонтальных линий.
Дальше нужно было записать, что это не какая чужая тетрадь, а «для работ по математике ученика такой-то школы такого-то класса» и с именем и фамилией владельца.

Действия простые и посильные. Но с этого момента тетрадь действительно приобретала владельца. А ученик получал свой кусочек личного учебного пространства, за который он отвечал.

Это теперь была по-настоящему его тетрадь, он уже вложил в неё частичку своего труда.

В некоторых случаях тетрадь удостаивалась отдельной прозрачной обложки, что подчёркивало её ценность для ученика.

А дальше уже был планомерный учебный труд с записями в этой личной тетради.

Сейчас почти во всех простых школьных тетрадях есть поля. И у школьника нет потребности в разлиновке.
Более того, из-за некоторых сердобольных родителей дети даже сами не подписывают своих тетрадей. Родители просто распечатывают готовый шаблон и клеят его на тетрадь.

Спору нет – так удобнее.

Но чувствует ли школьник, что это именно его тетрадь, когда за него уже всё сделали?
Будет ли он также бережно и ответственно относиться к записям и к учёбе в целом?

И его ли эта учёба?

И вот сквозь призму вопроса «чья учёба?» давайте перечислим некоторые элементы школьного процесса.

1. Цифровой дневник.
На некоторых родительских и преподавательских семинарах какое-то время назад была популярна тема с тайм-менеджментом школьников.

Не будем углубляться в тему управления собственным временем. Тем более временем невозможно управлять, можно лишь управлять собой в потоке времени.

Но вот, например, сейчас в школе активно используют цифровые дневники.
У многих школьников теперь нет нужды переписывать каждую неделю расписание заново.
Удобно.
Но ведь это лишает учеников хотя бы элементарного чувства времени. Они не осознают плана следующей недели как раньше. Расписание где-то далеко, а не в личном бумажном дневнике. Оно чужое, а не своё.

Многим детям родители принципиально до определённого возраста не покупают смартфон. Обычно ограничиваются какой-нибудь кнопочной "звонилкой".
А у ребенка нет бумажного дневника. Задания записывать некуда.
В итоге, кто отвечает за отслеживание домашнего задания? Конечно, родители.
Они должны зайти в электронный журнал, найти домашнее задание и показать или продиктовать по телефону ребенку.
Теперь это не домашнее задание ребёнка, а домашнее задание родителей.

Раньше дети сами заполняли дневник и записывали туда задание на дом. Это организовывало, приучало к самостоятельности. Ученики всегда помнили, что что-то там на уроке они записывали, им что-то точно задавали.
Родители могли максимум поинтересоваться: «Как там твои уроки?» Но какие это уроки, можно было не вникать. Это было в сфере ответственности ученика.

И, наконец, оценки.
Нередки случаи, когда ученики узнают о своих оценках не в школе от учителя, а дома от родителей.
Вроде он что-то делал на уроке, а никакой обратной связи не получил. Оценку выставили не его работе, а сразу родителям в электронный дневник.

Стороннее приложение становится инструментом общения строго между учителем и родителями. В этой схеме школьник хоть как-то присутствует?
Нет, ученика нет в этом действии. Его учёба – это проходной двор. Личное учебное пространство затирается и постепенно исчезает.

2. Учебники.
Раньше старались проектировались учебники, так чтобы у ученика был шанс хоть что-то понять в них самому.

Теперь для учебников важна другая парадигма: они должны быть написаны на высоком уровне научности и строгости. Ну и ещё они должны быть яркими и красивыми, чтобы привлекать ученика.

Ученик должен теперь с боем «добывать» знания.
Учебник – не надёжный товарищ, а забой, куда он должен спуститься в попытке получить хоть что-то полезное.
Считается, что такие трудности запустят мышление школьника. А если учебник слишком понятен, то он примитивен и не позволяет развить понятийное мышление.

И все эти задания из учебников вроде «перечисли, что ты не знаешь, поставь цель и составь план» не работают в массовой школе. Попытка искусственно воспитать самость и рефлексию и научить целеполаганию приводит лишь к обратному – школьники не понимают, что от них хотят («как я могу написать то, что я не знаю, если я этого не знаю»).

Многие учебники построены в парадигме зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Мол, детям нужно поменьше всё делать самостоятельно – это скучная зона актуального развития.
Повторяется как мантра, что «обучение должно вестись в зоне ближайшего развития». То есть ученик должен осознавать, что именно он не понимает, и ему следует с вопросами обращаться ко взрослым.

Тем самым у школьника развивается выученная беспомощность. Задания специально задуманы так, что бы он сам не мог их сделать, а бежал к тем, кто постарше. В учебниках и рабочих тетрадях явно указано, что нужно спросить у родителей. Это часть задания. Типа укрепление семейной связи: родители так передают свой опыт...

Но действительно ли это сплачивает?
Родители нервничают, так как они не знают методики, и порой даже делают хуже. Им проще самим сделать, чем что-то там объяснять...

Можно, конечно, рекомендовать родителям не помогать, раз у них плохо получается. И нанять репетиторов.
Но что это за система, в которой сразу с начальной школы обычным ученикам требуются репетиторы (не специфические случаи вроде серьёзных проблем или гениальности)?
Может просто нужны учебники, которые дадут возможность хотя бы частично самому разобраться?

Вот дети и вырабатывают привычку по любым вопросам сразу обращаться к взрослым, отвыкая делать что-то самому. А когда родители отмахиваются от назойливых расспросов, ученик спасается, ныряя в бездну ГДЗ.

Дальше он не будет особо заморачиваться. Ведь теперь можно совсем не думать...
А из-за экзаменов вообще не смысла беспокоится. Уж как-нибудь сдаст, благо теперь даже калькуляторами разрешили пользоваться.

В итоге постепенно школа за 9 лет или за 11 лет почти полностью отбивает желание и возможности работать самостоятельно. Вырабатывается и закрепляется навык искать волшебную таблетку в виде ГДЗ, купленных шпаргалок, чудо-репетиторов и вариантов Дальнего Востока.

3. Результаты экзаменов.
Отрывок из интервью [1] Д.Э.Шноля:
«Общепринятая точка зрения такова, что если есть авторитарный учитель, то ученик, попавший в его поле, — страдающая сторона: у него нет свободы, его не уважают как личность… Это и правда, и неправда. Ребенок, с одной стороны, действительно страдает, а с другой – умело пользуется ситуацией, потому что за него отвечают, а он расслабляется. Ребенок может стоять на этой позиции младшего и не несущего ответственности лет до 17. Только до 13 лет он использует ее с трепетом («мне поставят двойку и отругают»), а начиная с 14 – уже безо всякого трепета («тетенька кричит, видно, как она нервничает из-за того, что я не готовлюсь к экзаменам, значит, она как-нибудь сделает, чтобы я все сдал»).
Это особенно важно для парней, потому что когда парень видит спокойное отношение («раз тебе это не надо, получишь свой результат, а я буду заниматься с теми, кому это надо»), он начинает понимать, что, кажется, результат действительно зависит от него. Но чаще-то он видит, что все вокруг него – родители, учителя, репетиторы – что-то за него делают, и ему так очень удобно.
….
Дети понимают очень быстро и верно, кто за что отвечает. Вот учитель пришел и почему-то перестал за меня отвечать, и мне это беспокойно, а раньше-то все было хорошо: он нас готовил, мы лентяйничали, он нас ругал, мы опять лентяйничали – все роли были распределены. А теперь он позволяет себе жить своей жизнью, и что делать нам?»

Современная школа пытается отвечать за всё, а ученик не отвечает практически ни за что.
В силу разных причин. Например, в силу того, что учеников не выгоняют из школы.
В итоге не очерчены границы ответственности.

Даже в словах учителей проскальзывают такие фразы как «в этом году мы будем сдавать ЕГЭ по математике».
А кто такие «мы»? Разве учителя тоже будут вместе с учениками сдавать экзамен?
Сама эта фраза от учителей показывает, что учитель не отделяет себя от учеников.
Учитель не будет сдавать ЕГЭ, его будут сдавать ученики.
Потому и нет у всех участников процесса понимания, что «вот за это отвечаю я, а вот за это отвечает ученик».

Учителям довольно трудно избавиться от подобного слияния. В системе ответственность за результаты учеников возложена на учителя.

Но разве он может отвечать за чужие результаты?
Только за процесс, да и то лишь в той мере, в которой его получается выстроить с конкретными учениками.

Излишняя ответственность без чёткого разделения ролей приводит к быстрому выгоранию преподавателей. Учителя тратят огромное количество сил и энергии, когда действуют не на своей территории и взваливают на себя чужие проблемы.

Исправление такого положения вещей требует от школы и учителей определённой смелости и тактичности. Опасно сразу делать резкие движения. Если тащить учеников на своём горбу до 11 класса, тянуть насильно за руку в светлое будущее, то передача ответственности за год до экзаменов может некоторыми учениками восприниматься как предательство.

На моей памяти был только один случай, когда молодому директору удалось вывести школу из подобного порочного круга. Не до конца, правда, но продвинулись они существенно.
Может как-нибудь расскажу эту историю.

Но обычно в 11 классе школа выбирает тактику ещё большего пресса.
«Хороший» учитель – тот кто умеет заставить делать так и никак иначе. Кто будет требовать, давить, стращать карами, запугивать и т.д.
В таком случае учитель перетягивает всю ответственность за результаты на себя, не оставляя шансов ученику выработать собственную субъектность.

4. Школьный труд.
Выше мы говорили про разлиновку полей. Она позволяет ученику прочувствовать тот факт, что это теперь его тетрадь. Благодаря такому простому действию он заранее становится хозяином на этом небольшом участке своей учебы, а не гостем.

Но можно посмотреть на пространство обучения шире.

Постепенно уходит в прошлое ответственность учеников за уборку в классе.
Частые возражения:
а) Это неквалифицированные труд, который не нужен детям и не развивает в них никаких полезных профессиональных навыков;
б) У школьников и так нет времени, поэтому не стоит тратить его на подобные вещи. Пусть лучше повторят формулу дискриминанта;
в) И вообще почему школьники должны всё это делать бесплатно. Вон уборщице платят, так пусть и детям тоже что-то доплачивают.

Не будем здесь перечислять ответы на эти возражения. Упомянем лишь про одну неочевидную особенность подобного труда.

Классная аудитория – это пространство для обучения, а учёба – это всегда личный процесс.
Чем больше сил и эмоций вложит ученик в то место, где он учится, тем сподручнее ему будет учиться. Тем более своим он будет его считать.
Если он вкладывает в него свой труд, то он кажется ему чуть более своим, даже если это вроде как общественное пространство. Это теперь частично его кабинет.

Ровно как дома, где у школьника должно быть личное учебное пространство. Комфортное, удобное, своё. Которое школьник сам поддерживает в чистоте.

Убраться дома на своём школьном столе, убраться у себя в портфеле, и шире, убраться у себя в классе, это скорее, наоборот, даёт больше энергии для плодотворной работы в будущем.

5. Индивидуальный подход.
Ресурсы некоторых частных школ позволяют им активно практиковать так называемый индивидуальный и уровневый подход к обучению.

На первый взгляд кажется, что индивидуальные траектории обучения являются несомненным благом для учеников.

Однако, такая учёба, строго регламентированная, но обитая со всех сторон мягкими подушками, плоха тем, что ребёнок перестаёт испытывать сопротивление в работе.

Учась таким образом, ученики не получают в том числе и критического сопротивления, которое нужно научиться преодолевать.

Зацикленность на ситуациях успеха не позволяет сформировать адекватное отношение к ситуациям неуспеха. Таким школьникам не умеют осознавать границы того, что они могут, и, самое главное, что не могут.
Когда же всё всегда получается, возникает иллюзия, что нет ничего невозможного.

Поэтому повзрослев, при малейших намёках на неудачу, ученик будет сбегать в психзащиту “а не очень-то и хотелось”. Тот самый “зеленый виноград” из басни, классическое обесценивание недостижимого.

Так же постоянное культивирование у ребёнка ситуаций успеха, о котором грезят многие педагоги, чревато тем, что ученик не научится в принципе отличать успех от неуспеха.

А если любой ответ правильный и приемлемый, то как вообще учиться? Тем более самостоятельно.

В итоге, под предлогом уважения к личности ученика, этой самой личности отказывают в становлении. Лишь потакают сиюминутным желаниям, чтобы завлечь их в какой-либо увлекательный процесс обучения. Школьник привыкает жить в парадигме «я занимаюсь только тем, что мне нравится».
Но в каждой деятельности есть часть, которая не очень нравится и не получается. С которой тоже нужно учиться работать.


Надеюсь, на этих нескольких примерах стало понятно, как школа может блокировать развитие ученической самостоятельности.

Конечно, есть учебные заведения, где стараются как-то сохранить баланс между внешнем воздействием на ученика и его внутренней траекторией движения.
В этих школах старшеклассники чаще держат руль в руках и действительно отвечают за свою учёбу.
Однако, не понятно, в самой школе их так воспитывают или же вылавливают на этапе отбора...