Найти тему
Маленький принц

Сент-Экзюпери и Вторая мировая война (часть 2)

Сент-Экзюпери в «Военном летчике» четко формулирует понятие «война»: «Но война - не настоящий подвиг, война - это суррогат подвига. В основе подвига – богатство связей, которые он создает, задачи, которые он ставит, свершения, к которым побуждает.

… Война это не подвиг. Война - болезнь. Вроде тифа».

Как эти слова Сент-Экзюпери донести до сознания политиков мира, донести до сознания людей, вывесив баннеры перед въездом во все города мира, прописать их в учебниках средних и высших школ. Но как заставить их обратиться к сокровищнице Сент-Экзюпери? Как сформировать в сознании людей пацифизм-экзюперизм? Но пацифизм не лубочный, не показной, а суровый, правдивый и честный: «Война это не подвиг. Война - болезнь. Вроде тифа».

- «Армия без веры. Армия  без веры не может победить». (Южный почтовый, 67).

- «Политические верования, которым не достаёт явной для всех правоты, чтобы утвердиться, прибегают к насилию». (Письмо заложнику»).

- «Осуществится то, к чему ты стремился делом. Над чем работаешь, то и создаешь. Даже если работаешь ради уничтожения чего-то. Объявив войну, я создаю врагов. … И если я воюю во имя мира, я укрепляю войну. С помощью войны не установить мира. Довериться миру, который держится на оружии, и разоружиться – значит погибнуть. Я могу установить мир только с помощью мира. (Цитадель, 71).

- «Люди любят одно и то же, но каждый по-своему. Несовершенство языка отторгает людей друг от друга, а желания их одинаковы. Я никогда не встречал людей, любящих беспорядки, подлость и нищету. Во всех концах Вселенной люди мечтают об одном и том же, но пути созидания у них у каждого свои. Один верит, что человек расцветет на свободе, другой – что человек возвеличится благодаря принуждению, но оба они мечтают о величии человека». (???)

- «Я не навязываю мира. Принудить к миру – значит создать себе врагов и растить недовольство. Действенно лишь умение обратить в свою веру, а обратить означает и приютить. Протянуть каждому удобную одежду по росту, укрыть всех одним плащом. Обилие противоречий говорит лишь об отсутствии гениальности.

Хотеть мира – значит строить хлев, где могло бы уснуть все стадо.

Легко было бы жить мирно, если бы все люди были одинаковы». (Цитадель, 71-72).

- «Мир - это  определенный  порядок. Крестьяне по вечерам возвращаются в деревню. Зерно засыпают в амбары. И аккуратно сложенное белье убирают в шкафы. В дни мира знаешь, где лежит каждая вещь, знаешь, где найти каждого друга. Знаешь, где ты будешь  сегодня спать. Да!  Мир гибнет, если рвутся нити основы, если ты больше не находишь себе места на свете,  если не знаешь, где тот, кого любишь, если муж, ушедший в море, не вернулся домой.
     Мир - это когда все вещи пребывают на своих местах  и обретают истинный смысл,  отчетливо   проступающий  сквозь  их  внешнюю  оболочку.  Когда  они составляют  часть  чего-то  большего, нежели  они  сами, как  различные соли земли, соединившиеся в дереве.
     Но разразилась война». (Военный летчик).

- «Чтобы излечить недуг, его нужно определить, – начал Сент-Экзюпери первую статью под названием «Человек войны, кто – ты?». – А мы, несомненно, страдаем каким-то недугом. Мы захотели спасти мир. Но, спасая его, мы искалечили наших друзей. Несомненно, среди нас нашлось много тех, кто готов был рисковать жизнью во имя дружбы. Они испытывают своего рода стыд. Но если бы они пожертвовали миром, они чувствовали бы тот же самый стыд. Поскольку они пожертвовали бы человеком, они приняли бы непоправимое разрушение библиотек, соборов и лабораторий Европы. Они согласились бы разрушить традиции, согласились бы превратить мир в облако пепла. И поэтому мы шарахаемся от одного мнения к другому. Когда нам показалось, что миру угрожают, мы осознали позор войны. Когда нам показалось, что мы избавлены от войны, мы испытали позор мира».

- «Почему мы начинаем войну, когда прекрасно видим ее абсурдность и чудовищность? В чем противоречие? Где та правда войны, правда настолько властная, что она доминирует над ужасом и смертью?» Противоречие – результат никакого конкретного сочетания обстоятельств, но является результатом различия «языка», «формы выражения» (Сент-Экзюпери предпочел не употреблять слово «идеология»). «В языковой форме выражения заложены такие сложные противоречия, что они заставляют потерять надежду на спасение человека. Франко бомбардирует Барселону, так как он говорит, что в Барселоне устроили резню священников. Франко, таким образом, защищает христианские ценности. Но под именем тех же самых христианских ценностей христианин видит костер, сделанный из женщин и детей в подвергшейся бомбардировке Барселоне. И он больше ничего не понимает. Это, скажете вы, страшные потребности войны… Война абсурдна. Однако ты должен выбрать, на чьей ты стороне. Но глупее всего, как мне кажется, прежде всего, язык, который вынуждает людей противоречить самим себе».

… - «Забудьте же тогда эти разногласия, которые, однажды признанные, поведут за собой целый Коран непоколебимых истин, а следом – фанатизм. Кто-то распределяет людей по группам на левых и правых, кто-то – на горбунов и не-горбунов, на фашистов и демократов, и каждое подобное деление непреложно, но правда, как вы знаете, это то, что упрощает мир, а не то, что ведет к хаосу». (Из статьи «Смысл жизни» — одна из серии статей, опубликованных Сент-Экзюпери сразу же после Мюнхенских соглашении 1938 года, под общим названием «Мир или война»).

- «И если немец сегодня готов пролить кровь за Гитлера, вы должны понять – бессмысленно спорить о Гитлере. Все происходит именно так, поскольку немец находит в Гитлере повод для проявления энтузиазма, Гитлер – это появление в жизни немца всего, что является для него великим. Разве вы не понимаете, что мощь движения опирается на человека, это движение производящего?»

Когда же придет Правитель, который «будет … судить народы, и обличит многие племена; и перекуёт мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать» (пророк Исаия, глава 2).

Почти две тысячи лет назад были написаны эти слова – слова великие, слова мудрые, слова путеуказатели. Кто претворит их в жизнь?

Предложение (возможно, наивное):

На Генеральной Ассамблее ООН посвятить одно заседание обсуждению мыслей Сент-Экзюпери о мире и войне, о нравственном и безнравственном, о любви и ненависти… обо всём, что делает человека человеком, - сделать памятку с изложением этих мыслей и вручить представителю каждой страны со словами назидания: «Генеральная Ассамблея ООН рекомендует главам государств и правительств организовать в подконтрольных Вам странах месячник по изучению «Библии нравственности человечества Сент-Экзюпери», ввести в школьные и вузовские программы изучение данной памятки, чиновников обязать жить по правилам, изложенным в «Библии нравственности человечества Сент-Экзюпери» и быть пропагандистами идей изложенных в ней. Отныне ООН и страны входящие в неё будут неукоснительно следовать букве и духу главной книги нравственности для наших народов. Провести работы по внедрению в сознание жителей планеты постулатов «Библии нравственности человечества Сент-Экзюпери» и впредь в международных отношениях и отношениях внутри стран руководствоваться положениями вышеназванного документа, приравненного к Уставу ООН».

Или, что-то в этом роде.

Глядишь, и что-то изменится в нашем сознании, и мы медленно начнем очищать наши души от скверны войны, безнравственности и других духовных пороков, доминирующих в настоящее время в нашей жизни. Аминь!

17 июня разведывательная авиагруппа 2\33 передислоцируется в Алжир.

За штурвалом 4-х моторного «Фармана-220» капитан де Сент-Экзюпери переправляет практически весь состав авиагруппы, численностью около 40 человек, намеревавшихся продолжить борьбу за пределами Франции, из Бордо в Оран (Алжир).

Обратите внимание: экипаж самолета 5 человек, Экзюпери же управляет машиной в единственном числе. Разве это не свидетельство высокого профессионализма и универсальности летчика?!

22 июня, после перемирия, Сент-Экзюпери демобилизован.

5 августа он возвращается морем через Марсель в Агей, в дом сестры и работает над «Цитаделью».

5 ноября отплывает в Марокко, а 16 прибывает в Лиссабон.

21 декабря он отплывает из Португалии и 31 декабря прибывает в Нью-Йорк.

Справка. «Фарман-220» - французский тяжелый бомбардировщик и военно-транспортный самолёт Второй мировой войны.

Мощность - 4 × 950 л.с.

Максимальная скорость - 360 км/ч.

Крейсерская скорость - 325 км/ч.

Практическая дальность - 2 200 км.

Практический потолок: 8 000 м.

Боевая нагрузка: до 3900 кг бомб.

Экипаж – 5 чел.

Сент-Экзюпери покидает Европу и временно переселяется в Америку.

Жизнь в США – тема отдельного разговора. Мы её продолжим в наших дальнейших встречах, а также коснемся темы взаимоотношений капитана Сент-Экзюпери и полковника де Голля.