Найти тему
Оперативный отдел

Такой грозный и такой уязвимый. Самолет ДРЛО А-50 - что это такое?

Оглавление
- Это королева. Она ходит как угодно.
- Кому угодно?
- Тому, кто играет.
- А что делает король?
- Это самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите...
(Цитата из фильма
Д'Артаньян и три мушкетера)


Самолет ДРЛО вполне можно назвать "королем театра военных действий", нуждающимся - да, да! - в постоянной защите.

Это не просто "глаза и уши", но и главный нервный узел крупных войсковых соединений, ведущих боевые действия с многочисленным, эффективным и хорошо вооруженным противником.

История

Отечественные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) ведут свою историю с начала 60-х годов прошлого века, а если отсчитывать с даты принятия решения о создании первой отечественной системы ДРЛО - то и вовсе с конца 50-х годов.

В "Википедии" это время названо "одним из самых горячих периодов холодной войны", а необходимость создания ДРЛО описана так:

"...В то время для северных рубежей СССР наибольшую угрозу представляли стратегические бомбардировщики НАТО. Развёртывание в условиях Крайнего Севера наземных средств ПВО требовало огромных материальных затрат и продолжительного времени. Поэтому было решено создать авиационную систему дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), размещённую на самолётах-носителях, для действий в системе ПВО страны..."


Эта цитата самым наглядным образом иллюстрирует распространенное мнение о том, что доверять Википедии, конечно, можно, но делать это надо с большой осторожностью и не спешить принимать за чистую монету всё, что в ней написано.

Как видим, неизвестный редактор Википедии сообщил читателям ресурса, что основной причиной создания советской системы ДРЛО явилась дороговизна и длительность развертывания наземных радиолокационных средств обнаружения воздушных целей в условиях крайнего севера СССР.

На самом деле если это и справедливо, то лишь в малой степени.

Во-первых, развертывание наземных средств по времени уж как-нибудь не более длительный процесс, чем разработка и создание, а затем и производство комплекса воздушного базирования.

Во-вторых, затраты на создание авиационной системы ДРЛО уж как-нибудь не ниже затрат на развертывание наземных комплексов.

Поэтому "причина", названная в Википедии, не выдерживает критики, и садит очередное пятнышко на репутацию ресурса, как источника информации.

На самом деле главной причиной принятия решения о создании воздушного комплекса ДРЛО стали те радикальные преимущества, которые дает размещение антенны радиолокатора на большой высоте.

Нет, не так, конечно.

Мечта о поднятии антенны радиолокатора на несколько километров (километров!) ввысь появилась сразу же после того, как вообще появились радиолокаторы.

Ведь даже на обыкновенном житейском уровне все мы знаем, что чем выше мы поднимемся, тем больше при прочих равных сможем увидеть.

Всё дело в кривизне поверхности земли, имеющей сферическую форму (привет "сторонникам плоской земли"!) - чем ниже глаз наблюдателя (или излучающая антенна!) расположен относительно поверхности земли, тем ближе к наблюдателю располагается линия горизонта, скрывающая от наблюдателя всё, что находится за ней.

Именно поэтому столицу нашей Родины украсила в 1967 году Останкинская телебашня, обеспечившая, помимо прочего, устойчивое теле- и радиовещание в радиусе порядка 150 километров вокруг Москвы.

Останкинская телебашня. Фото из Яндекс.Картинки
Останкинская телебашня. Фото из Яндекс.Картинки

Конечно, требования охвата телевизионным и радиовещанием Москвы и Подмосковья имели большое значение при принятии решения о строительстве телебашни, однако главным определяющим фактором стало всё же появление в СССР строительных технологий и ресурсов, сделавших возможным возведение подобной конструкции в принципе.

СССР в те времена развивался семимильными шагами, и власти страны тогда стремились по-настоящему, без дураков быть "впереди планеты всей" во всех возможных сферах, поэтому и строительство Останкинской телебашни стало зримым символом достижения Советским Союзом определенного - и притом весьма высокого! - уровня развития.

Это имело и большое политическое значение в условиях глобальной конкуренции двух основных мировых политических систем. Конкуренция эта в 20-м веке приняла форму "Холодной войны", грозившей порою перерасти в горячую.

Летающие радары в этих условиях имели совершенно конкретное прикладное военное значение, поэтому они появились сразу же, как только это позволили авиационные технологии.

Так, к началу 60-х годов прошлого века у супостата уже был на вооружении самолет ДРЛО Lockheed WV-2E

Самолет ДРЛО Lockheed WV-2E. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Самолет ДРЛО Lockheed WV-2E. Фото из сервиса Яндекс.Картинки

Самолеты такого типа безусловно обеспечивают серьезные военные преимущества стороне, у которой они имеются на вооружении. Одним из главных преимуществ является гибкость и оперативность применения - самолеты ДРЛО способны оперативно обеспечивать войска данными радиолокационной разведки практически в любой обстановке.

СССР разумеется не мог позволить себе отставать в этой сфере, поскольку отсутствие самолетов ДРЛО автоматически создавало бы серьезную уязвимость вооруженных сил Варшавского договора в противостоянии с блоком НАТО.

В результате в 1958 году правительством СССР было выдано задание на разработку комплекса ДРЛО, а в 1960 году было принято решение о создании системы ДРЛО на базе гражданского самолета Ту-114, получившей наименование Ту-126.

Самолет ДРЛО Ту-126. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Самолет ДРЛО Ту-126. Фото из сервиса Яндекс.Картинки

Серийное производство этих машин осуществлялось с 1963 по 1968 год, всего было выпущено 8 единиц.

Можно сказать, что эти первые 8 "блинов" вышли вполне себе "комом". Как оказалось, на практике Ту-126 были способны решать лишь два вида задач - обнаружение и проводку воздушных целей, а также радиотехническую разведку (далее станет ясно, насколько это "ниачем").

При этом самолеты обладали целым рядом эксплуатационных недостатков, существенно снижавших эффективность их применения.

В частности, невообразимый шум, создаваемый на борту винтами двигателей и вентиляторами оборудования, приводил к тому, что операторы буквально тупели через 3-4 часа дежурства, теряя работоспособность, поэтому на борту необходимо было держать дополнительную смену операторов.

Эксплуатация этих самолетов, тем не менее, продолжалась с 1966 по 1985 год, когда на смену им пришли самолеты А-50.

В строю - А-50!

Всё та же Википедия нам сообщила, что "советский и российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 принят на вооружение в 1989 году".

В одна тысяча. Девятьсот. Восемьдесят. Девятом.

То есть 35 (тридцать пять) лет тому назад.

Как мы помним, она же, Википедия, чуть раньше рассказала нам о том, что в связи с приходом на смену самолетов А-50, в 1985 году была закончена эксплуатация самолетов ДРЛО Ту-126, которые, как сказано в той же статье, морально устарели уже к началу 70-х.

Вот, изволите видеть.

Морально устарели уже к началу 70-х, но благополучно пролетали аж до середины 80-х, а страна тем временем спокойно ложилась спать, веря, как и по сей день, своему телевизору, в котором проблемы существовали, конечно, только и исключительно на проклятом загнивающем Западе, а у нас всё только расширялось, углублялось, улучшалось и развивалось.

Как бы там ни было, но решение о создании нового радиотехнического комплекса было принято уже в 1969 году.

Этот комплекс согласно техзаданию должен был помимо того, что "умел" Ту-126, обнаруживать и сопровождать малозаметные воздушные цели, летящие у земли.

Сегодня мы уже "в курсе", что это такое, что это за "цели", и поэтому теперь понятно, что огромные деньги, потраченные на Ту-126, были фактически потрачены впустую, как и упущено было самое дорогое - время.

Как теперь выясняется, вплоть до самого конца 80-х СССР просто не располагал системами ДРЛО, с помощью которых можно было бы думать об эффективном противодействии массированным атакам крылатыми ракетами.

А это отставание от супостата, и отставание серьезное.

Ракеты "Томагавк", к примеру, были приняты на вооружение США в 1983 году.

Крылатая ракета BGM-109 Tomahawk. Фото из сервиса Яндекс.Картинки
Крылатая ракета BGM-109 Tomahawk. Фото из сервиса Яндекс.Картинки

А это как раз те самые "малозаметные низколетящие цели", без своевременного обнаружения которых нечего и думать о серьезном организованном сопротивлении "в случае чего" войскам США.

Отставание от супостата нарастало всё сильнее, его необходимо было ликвидировать как можно скорее, но руководители СССР вместо этого не придумали ничего лучше, кроме как влезть в Афганистан...

Но это совсем другая история, на которой мы не будем останавливаться в данном контексте.

В данном контексте важно понимать, что к середине 80-х эффективные самолеты ДРЛО нужны были, что называется, "вчера", но СССР имел только несколько крайнее неэффективных, давно устаревших и морально, и физически Ту-126, а в промежутке по меньшей мере между 1985 и 1989 годом вообще не имел в этой области ничего.

Как-то не очень, знаете ли, понятно, каким образом на смену Ту-126 в 1985 году пришли самолеты А-50, когда они были приняты на вооружение только в 1989 году...

Объяснение содержится в таких строках из Википедии:

"...С 1985 по 1988 год выполнялась опытная эксплуатация на базе строевых частей..."


"Опытная", Карл!

Как бы там ни было, в конечном счете А-50 встал "в строй", и это была уже совсем другая, нежели Ту-126, машина, отвечающая всем (на тот момент) требованиям организации и ведения современного общевойскового боя с современным же противником, обладающим высокоорганизованной эффективной армией и передовыми системами конвенционального вооружения.

Самолет ДРЛО А-50, фото из открытых источников (сервис Яндекс.Картинки)
Самолет ДРЛО А-50, фото из открытых источников (сервис Яндекс.Картинки)

Эта машина уже способна произвести большое впечатление и своим видом, и своими возможностями.

Википедия сообщает нам следующее:

Основное оборудование самолёта — радиотехнический комплекс «Шмель»...
Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса «истребитель», летящую на малой высоте на дальности до 200—400 км, на большой высоте — 300—600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей до 150, число одновременно наводимых истребителей — 10—12...
В составе комплекса:
- трёхкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации;
- аппаратура съёма и отображения полученной информации;
- система активного запроса—ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам;
- цифровой вычислительный комплекс, построен на базе 4-х БЦВМ А-30;
- аппаратура командной линии радиоуправления;
- система связи, ЗАС и телекодовая аппаратура;
- аппаратура документирования;
- система государственного опознавания.
Вес аппаратуры — 20 тонн.
С комплексом работают 10—11 операторов (командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения, а также бортинженеры РТК, РЛС, средств связи).
Лётный экипаж — 5 человек.
Помимо комплекса «Шмель», на самолёте установлен бортовой комплекс обороны, в составе которого средства активного и пассивного радиопротиводействия, а также системы постановки инфракрасных помех.


И всё бы хорошо, но...

Время не стоит на месте

Что и говорить, внушительные характеристики А-50 способны произвести впечатление на диванного патриота, обычно не желающего даже задумываться о том, для чего это всё нужно, то есть кто и с помощью чего будет этим системам ДРЛО противостоять.

Сумасшедшие затраты, потребовавшиеся для создания всего этого начиная с проекта и кончая последним винтом в последнем самолете (действительно последнем, поскольку в РФ они не выпускаются) - лучше и вовсе не упоминать, чтобы не упасть в обморок.

А между тем есть большая - и очень большая! - разница, применяете ли вы этот самолет на парадах, для здоровья "гордости", или вы его пытаетесь применять в условиях реальных боевых действий для победы.

Все мы могли убедиться в этом буквально вчера, когда стало известно, что "Неустановленный летательный аппарат упал в Каневском районе Краснодарского края"

"Неустановленный"...

А-50 - это самолет.

Тяжелый, неповоротливый, уязвимый.

Он обречен, если применять его в боевых условиях бестолково и безграмотно.

Если забыть, что ваше неадекватное самовосхваление не только не укрепляет вашу реальную военную мощь, но и создает уязвимости.

Если не понимать, что фраза "на самолете установлен бортовой комплекс обороны" производит впечатление на диванного патриота, но на супостата эта фраза не производит ровно никакого впечатления от слова совсем.

Если не желать понимать, что кувалда в современном вооруженном противостоянии с серьезным противником - вещь абсолютно бесполезная и бессмысленная, наносящая вред только самому себе.

"Неустановленным летательным аппаратам", как мы выяснили, уже хорошо за 30 лет, и все эти 30 лет супостат только и делал, что совершенствовал свои системы вооружений.

Совершенствовал.

То есть развивал свое среднее и высшее образование, привлекал к себе лучших специалистов со всего мира - лучшими зарплатами и лучшими условиями жизни.

А чем занимались мы?

А мы занимались самовосхвалением и дорогостоящими увеселениями.

А мы увлеклись древней историей, совершенно забыв собственную историю последних лет СССР.

Тех самых лет, когда правители СССР устроили пышную дорогостоящую Олимпиаду-80 и легкомысленно влезли в Афганистан в то самое время, когда все средства необходимо было бросать на ликвидацию нарастающего отставания от супостата, в конечном счете приведшего СССР к развалу.

С момента принятия решения о создании А-50 до его принятия на вооружение прошло двадцать лет.

Двадцать.

Чтобы бестолково привести "неустановленный летательный аппарат" к месту встречи с ракетой понадобилось гораздо меньше времени.

И гораздо меньше ума.

Будущее покажет, сколько и на что понадобится времени и ума еще.

Мы же будем следить за развитием событий.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.

Берегите себя и своих близких.

До встречи!