Индия - страна противоречий так как порой совмещает в себе одновременно что-то завораживающее и отталкивающее. Одним из примеров такого сочетания можно назвать город Варанси. В этом городе сочетаются прекрасные архитектурные храмовые творения и различные похоронные традиции, существующие здесь в течении многих столетий.
Варанаси – букв. «между двух рек»; Бенарес или Банарас или Каши – главный город одноимённой области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш), город, имеющий для индусов такое же значение, как Рим для католиков , средоточие брахманской учёности. Считается священным городом для буддистов и джайнистов, наиболее почитаемым местом индуизма в мире (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии. Известен своей вегетарианской кухней.
Варанаси занимает площадь в 1550 кв. км, а его население составляет чуть менее 1.5 млн. человек.
Наряду с прибрежными гхатами, тесные улочки старого города – самая интересная часть Варанаси. Обычных туристов здесь мало, поэтому можно окунуться в мир настоящей аутентичной Индии, настоящего древнего города.
В Варанаси старый город тянется вдоль берега реки. Параллельно с гхатами проходит и главная улица старого города. Она узкая и пёстрая, по её бокам находятся магазинчики и кафешки. Иногда попадаются арки с проходами на другие улицы.
Весь старый город – один большой лабиринт из сотен грязных, узких (часто шириной в полторы коровы), извилистых и темных улочек, местами шумных и людных, а местами пустынных и загадочных. Все улочки образованы кирпичными 3-4-этажными домами, некоторым из которых более сотни лет, называемые гали.
Гали формируют плотно населённые кварталы, которые называются мохалла.
Многие гали и мохаллы специализированы. В них размещаются базары, предназначенные для продажи определённых товаров: ювелирных изделий, шёлка, бытовой техники, посуды и скобяных изделий, молочных продуктов, мебели и т. д. Часто такая специализация отражается в названиях кварталов: Качаури Гали (уличная еда), Хоа Гали (молочные продукты), Дал Манди, Татери Базар (бронзовые и медные изделия), Сатти Базар (продажа шёлка).
Больше всего могут удивить свободно гулящие по городу быки и коровы. Они считаются священными животными, принадлежащими богу Шиве. Обезьян, свободно перемещающихся по местности, не трогают и даже подкармливают.
Стены домов часто расписаны яркими фресками с образами богов, людей, животных и цветов, что придаёт городу праздничный вид.
У Варанаси интересная география – он стоит на трёх холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги – на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается «тем миром», куда Шива переправляет души умерших.
Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семёрку священных городов индуизма. Много индуистских писаний, таких как Ригведа, Сканда-пурана, Рамаяна и Махабхарата упоминают его.
В древних писаниях говорится, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. В Индии говорят: «Кашьям маранам мукти» – «смерть в Варанаси это освобождение». И здесь отражены все аспекты человеческого существования: поиск себя и вера, жизнь и смерть, надежда и страдания, молодость и старость, радость и отчаяние, одиночество и единение, бытиё и вечность. Поэтому со всей Индии здесь собираются паломники и те, кто считает нужным умереть здесь.
Считается, что возраст Варанаси составляет около 3000 (3800) лет. Город был важным коммерческим и индустриальным центром благодаря производству муслина и шёлка, парфюмерии, изделий из слоновой кости и скульптуры. Во времена Гаутамы Будды (родился около 567 года до н. э.) Варанаси был столицей царства Каши. Выдающийся китайский путешественник Сюаньцзан описывал его как центр религиозной, образовательной и художественной деятельности, отмечая, что город простирался более чем на 51 км вдоль западного берега Ганга.
Во второй половине IV века до н. э. Варанаси входил в состав империи Нанда и вёл активную торговлю с такими древними городами Индии, как Паталипутра, Раджагриха, Вайшали, Кушинагар, Чампа, Пундравардхана, Тамралипта, Каусамби, Шравасти, Капилавасту, Матхура, Ахичатра, Видиша, Удджайн, Бхарукача, Кундина, Пауданьяпура, Пратиштхана и Тагар. Грузы перевозились или речными судами, или караванами повозок, запряжённых волами и ослами (правящая династия и влиятельные князья использовала слонов и лошадей).
На рубеже IV–III века до н. э. Варанаси вошёл в состав обширной империи Маурьев, город посещал могущественный царь Чандрагупта Маурья. Его внук, император Ашока (III век до н. э.), также посещал Варанаси и воздвиг в Сарнатхе, на месте первой проповеди Будды, одну из самых ранних буддийских ступ (в VI веке на её месте была построена нынешняя ступа Дхамек). Кроме того, в Сарнатхе в честь Будды Ашока воздвиг колонну, которую венчало символическое колесо буддизма – дхармачакра с сидящими спинами друг к другу четырьмя львами. Изображение этой капители с древним изречением «Истина всегда побеждает» в 1950 году стало гербом Индии.
В эпоху Маурьев Варанаси находился на важном караванном пути между столицей Паталипутрой и городом Таксила. После распада империи Маурьев Варанаси последовательно входил в состав империи Шунга (II–I века до н. э.), Кушанской империи (II–III века), империи Гуптов (IV–VI века), империи Пратихара (VI–IX века) и империи Пала (IX–X века), сохраняя роль важного центра паломничества индуистских правителей.
В середине I века до н. э. соседнее поселение Чунар посещал легендарный царь Удджайна Викрамадитья, брат которого поселился на священном холме. В эпоху Кушанской империи Варанаси славился своими хлопчатобумажными тканями и красильными мастерскими, использовавшими натуральный индиго. Город вёл обширную торговлю со многими регионами Индостана: из Таксилы привозили шерстяные ткани, вино и лошадей, из Удджайна – изделия из драгоценных камней и слоновой кости, из Южной Индии – пряности и сандаловое дерево. Через Паталипутру, Варанаси и Матхуру проходил один из южных маршрутов Великого шёлкового пути между ханьским Китаем и римской Александрией. В ходе археологических исследований возле Варанаси была найдена надпись с именем кушанского царя Канишки.
Ко II–III векам относится первое упоминание гхата Дасасвамедха (Дашашвамедха), где правители династии Нага приносили жертвы. В эпоху Гуптов гхаты становятся центром экономической и культурной активности горожан. В начале V века Варанаси эпохи Гуптов посетил и описал китайский монах и путешественник Фасянь. Посетивший Варанаси приблизительно в 635 году другой китайский монах и путешественник Сюаньцзан описывал город как оживлённый религиозный, образовательный и культурный центр, простиравшийся вдоль западного берега Ганга на 5 километров (оба путешественника отмечали, что кроме священных текстов в Варанаси изучали астрологию, астрономию, грамматику, живопись, биологию и зоологию).
В начале IX века в Варанаси проповедовал мыслитель Шанкара, в эпоху которого шиваизм стал доминирующим течением индуизма в регионе. Уже тогда город считался центром традиционной учёности и индуистской ортодоксии. Основоположники различных учений и философских течений стекались в Варанаси чтобы вступить в публичный диспут с местными пандитами и другими знатоками священных текстов из числа пуджари (храмовых жрецов) и махантов (глав религиозных орденов). Каждый, кто выдвигал новую теорию или по-новому трактовал старую, должен был явиться в Каши и доказать свою правоту. Пандиты, в свою очередь, также не представляли собой единого философского учения, а группировались вокруг наиболее авторитетных гуру.
В X веке в Варанаси был основан храм Винду Мадхава Мандир, а в пригороде – храм Кардамешвар Махадев Мандир (это единственный индуистский храм, переживший разрушения в мусульманскую эпоху). В период династии Гахадвала (XI–XII века), правившей из Каннауджа, в различных источниках упоминались уже пять гхатов Варанаси: Ади-Кешава, Ведешвара, Капаламокана, Трилокана и Свапанешвара. Во время солнечных и лунных затмений верующие собирались на гхатах и делали подношения брахманам. В правление царя Говиндачандры (первая половина XII века) столица государства на некоторое время была перемещена из Каннауджа в Варанаси. В конце XII века владения последнего царя Джайчанда были захвачены армией Мухаммада Гури.
В XI веке началась эпоха мусульманских завоеваний, в ходе которых Варанаси пришёл в упадок. Многие индуистские храмы и библиотеки были разрушены и разграблены, а учёные бежали из города в поисках убежища. Первый значительный урон Варанаси нанесли войска афганского эмира Махмуда Газневи (1033 год), в 1194 году город захватила армия афганского султана Мухаммада Гури, а в начале XIII века он вошёл в состав Делийского султаната. Именно в XII и XIII веках был дважды разрушен самый древний и почитаемый храм Каши Вишванатх, на месте которого, согласно легендам, появился первый джьотирлингам.
В 1376 году султан Фируз-шах Туглак приказал продолжить разрушение всех уцелевших индуистских храмов в районе Варанаси. В его правление были построены грандиозные мечети Чаукхамба (сегодня лежит в руинах) и Арахи-Кангра, а также расширена более старая мечеть Гандж-э-Шахидан. В начале XV века город попал под власть правителей Джаунпурского султаната, в 1470-х годах был отвоёван войсками делийского султана Бахлул-хана Лоди. В правление султана Сикандар-шаха Лоди (1496) вновь началось притеснение индуистов и возобновилась практика разрушения храмов (в частности, был разрушен один из древнейших храмов Винду Мадхава).
В 1506 году Варанаси посещал первый сикхский гуру Нанак, странствовавший по Северной Индии. В первой трети XVI века долина Ганга была захвачена войсками тимуридского полководца Бабура, основателя империи Великих Моголов. После смерти Бабура (1530) бихарский феодал афганского происхождения Шер-шах захватил стратегически важный форт Чунар, но вскоре новый падишах Хумаюн вынудил его отступить в восточные владения. Однако в 1540 году почти вся Северная Индия оказалась под властью Шер-шаха, разбившего армию Хумаюна и ненадолго восстановившего Делийский султанат. В 1575 году войска падишаха Акбара штурмом взяли форт Чунар и включили Варанаси в состав владений Моголов. Акбар, отличавшийся религиозной терпимостью и пытавшийся создать новую синкретическую религию Дин-и иллахи, принёс некоторое облегчение в жизнь горожан-индуистов. При нём раджпутский полководец Ман Сингх I и министр финансов Тодар Мал в 1585 году даже восстановили Каши Вишванатх. Также в правление Акбара Варанаси посещали многие другие индийские раджи и некоторые иностранные путешественники.
В 1580 году раджа Тодар Мал построил гхат Панча-Ганга (в 1735 году он был восстановлен пешвой Баджи-рао I, в 1775 году вновь реконструирован на средства правителей маратхов). В том же году раджа княжества Бунди Сурджан Сингх построил гхат Бунди-Паркота (или Раджа-Мандира-гхат) и гхат Ситала (Шитла). В 1585 году на месте древнего гхата Сомешвара раджа Амбера Ман Сингх I построил новый гхат, а чуть выше – огромный дворец (позже гхат получил название Ман-Мандир, а дворец стали именовать Ман-Махал). В этом же году Ман Сингх I восстановил разрушенный ранее индуистский храм Винду Мадхава и построил возле него Мандира-гхат. В 1585 или 1586 году Варанаси по пути из Лахора в Бирму посетил британский путешественник и купец Ральф Фич, который по возвращении консультировал Ост-Индскую компанию.
В 1737 году раджа Манса Рам, крупный заминдар из касты бхумихар-брахманов, получил от местного назима Рустама Али Хана право управлять большей частью территории Бенареса. Разбогатев, в 1739 году он получил от падишаха Мухаммада Шаха право для своего старшего сына собирать налоги в Бенаресе, Гхазипуре, Джаунпуре и Чунаре, а также титул раджи Касвара.
В 1740 году обширную область вокруг Бенареса возглавил раджа Балвант Сингх, сын Мансы Рама. Несмотря на натянутые отношения с могущественным навабом Ауда Шуджой ад-Даулой он успешно управлял подвластными территориями. Новой резиденцией раджи служил форт Рамнагар, построенный в 1750 году на противоположном от Варанаси берегу Ганга, куда Сингх переехал из своей прежней столицы в соседнем городе Утариа (ныне – Гангапур). Также под контролем Балвант Сингха, получившего титул «Каши нареш» («король Каши»), находились Мирзапур, Виндхьячал, Гьянпур, Чандаули, Чакиа и Латифшах.
В 1751 году Балвант Сингх выслал представителя наваба из Бенареса, но в марте 1752 года был вынужден бежать из города после того, как войска Шуджы ад-Даулы вторглись в его земли. В 1754 году падишах Аламгир II предоставил Балвант Сингху джагир в Бихаре, но он продолжал руководить сопротивлением многочисленных сторонников из числа бхумихар-брахманов против номинального сюзерена – наваба Ауда (особенно в районе Бенареса, Горакхпура и Азамгарха). В 1764 году раджа был вынужден присоединиться к объединённой армии падишаха Шах Алама II, наваба Ауда Шуджы ад-Даулы и наваба Бенгалии Мир Касима, которая была разбита британцами в битве при Буксаре.
В 1765 году Балвант Сингх вернулся в Ауд, где и умер в августе 1770 года. После этого раджой Бенареса стал его сын Чаит Сингх, при котором княжество в 1775 году отделилось от владений наваба Ауда (Авадха) и попало под протекторат британской Ост-Индской компании. Основной гарнизон британцев и крупные склады боеприпасов компании располагались в форте Чунар. Согласно договорённостям, раджа обязан был содержать батальоны сипаев компании, но он начал выказывать недовольство, за что в августе 1781 года был свергнут. Чаит Сингха посадили под домашний арест и предали суду, что вызвало бунт среди его вассалов. После подавления мятежа в сентябре 1781 года британцы передали земли раджи его племяннику Махипу Нараяну Сингху. Сам Чаит Сингх бежал через Ауд в Гвалиор, где и умер в 1810 году. Первые британцы, появившиеся в Варанаси, писали о некоей таинственной болезни («отраве»), которая поражала всех европейцев.
В первой трети XVIII века Бенарес (Варанаси) стал столицей воссозданного самостоятельного царства Каши, правители которого, происходившие из брахманской династии Нараян, принимали титул Каши Нареш и провозглашали себя махараджами. В качестве резиденции первым раджой Балвантом Сингхом в XVIII столетии был построен форт Раманагар. Форт расположился на востоке от Варанаси на противоположном береге Ганги, он выстроен из кремового песчаника в могольском стиле с резными балконами, открытыми внутренними двориками и живописными павильонами. Ещё одной резиденцией Каши Нареша был дворец Чет Сингх возле Шивала Гхата, построенный махараджей Чет Сингхом.
В 1760-х годах на месте старого гхата Агнешвара пешва Мадхав-рао I построил гхат Ганеша и храм Ганеша-Мандир рядом с ним, а в 1766 году он восстановил несколько гхатов, сегодня известных как Рама-гхат, Джатар-гхат и Раджа-Гвалиор-гхат. В 1772 году у почитаемого храма Брахмачарини-Дурга гуру Нараяна Диксит построил Дурга-гхат и по соседству – Брахма-гхат (в 1830 году эти гхаты восстановил диван княжества Гвалиор). В том же году Нараяна Диксит восстановил гхат Ситала у древнего храма Бади Ситала и гхат Трилочан (Трилокана), известный с XII века (в 1795 году Трилочан-гхат вновь был реконструирован Натху Бала из Пуны). В 1778 году раджа Бенареса построил гхат Лали, в 1780 году правитель Нагпура из династии Бхонсле построил гхат Бхонсале (в 1795 году он же заложил над гхатом храм Лакшминараян), в 1788 году настоятель монастыря построил гхат Кувай (теперь – Нарада).
В 1790 году диван при махарадже Махаджи Шинде восстановил гхат Ади-Кешава, расположенный у слияния Варуны и Ганга, возле древнего одноимённого храма. В конце XVIII века махараджа Бенареса реконструировал гхат Трипура Бхайрави, под патронажем Матхуры Пандея был реставрирован старый гхат Сарвесвара, а богатый купец Вакчараджа (Вачарадж) построил гхат, позже названный его именем. В начале XIX века богатый купец Бабу Кесава Дева реконструировал гхат Раджа-Раджесвари (ныне – Баули-гхат), а махараджа Гвалиора на месте одной из частей старого гхата Ямешвара построил новый гхат Ганга-Махал. В 1805 году был восстановлен гхат Манасаровар, построенный в 1585 году раджой Ман Сингхом I, и сооружён гхат Пандей (или Бабуа-Панде-гхат). В 1825 году на месте другой части гхата Ямешвара, заложенного в конце XVIII века махараджей Бароды, вдова видного пандита Бенирам и её племянники построили гхат Санкатха и храм Санкатха-Мандир над ним. В 1829 году правительница Гвалиора Байджа Бай восстановила гхат Скиндия, который ранее был известен как Вирешвара-гхат и в 1780 году уже был реставрирован Ахилией Бай. В 1830 году бенгальский раджа построил гхат Дигпатия, а Байджа Бай восстановила ушедший под воду гхат Баджирао, возведённый в 1735 году Баджи-рао.
В середине XIX века Свами Махешварананда переоборудовал старый гхат Яджнешвара в Ная-гхат. В 1870 году махарани бихарского княжества Сурсанд построила на месте старого Нагамбер-гхата новый гхат Джанки (Джанаки). В 1872 году был восстановлен и расширен Маникарника-гхат (впервые он упоминался в IV веке в записях эпохи Гуптов, в 1302 году был перестроен двумя братьями-раджами, в 1730 году был восстановлен под патронажем Баджи-рао I, в 1791 году – под патронажем Ахилии Бай). В 1879 году Лала-Мишир-гхат приобрёл махараджа Ревана (после этого он стал известен как Реван-гхат). Ранее этот гхат построил духовный наставник пенджабского махараджи Ранджит Сингха Лала Мишир. В 1890 году правитель южноиндийского княжества Виджаянагарам построил одноимённый гхат, в конце XIX века правящая семья Бенареса оборудовала гхат Кхори (или Ганга-Махала-гхат), а правитель бенгальского княжества Панчкот (Панчакот) построил одноимённые гхат Панчакот и роскошный дворец над ним.
Царство Каши поначалу состояло в вассальных отношениях с Аудом, но в 1775 г. перешло под протекторат Британской Ост-Индской компании. В 1910 году был образован новый индийский штат со штаб-квартирой в Раманагаре, но без юрисдикции над городом Варанаси. Каши Нареш, по традиции считающийся главой Бенареса, по-прежнему занимал форт Раманагар.
В 1780–1785 годах на средства махарани Ахилии Бай Холкар, невестки Малхар Рао Холкара и правительницы Индаура, был заново построен самый почитаемый шиваистский храм Варанаси – Каши Вишванатх (он возведён рядом с мечетью, под которой сохранились следы древнего храма). Также Ахилия Бай восстановила старый гхат Кевельягири, позже названный в её честь. В 1835 году (по другим данным – в 1839) два из трёх куполов Каши Вишванатха были покрыты золотом, пожертвованным махараджей Пенджаба Ранджит Сингхом (на эту реставрацию ушло около 820 кг золота, после чего храм получил своё второе название – «Золотой»).
1857 год считается трагическим для Варанаси – сипаи подняли восстание, и британцы, желая остановить толпу, зарезали много местных жителей. В результате погибла значительная часть населения города.
В черте Варанаси построено два моста через Ганг. В 1887 году британские инженеры возвели Мальвийский мост длиной 1048 м. Сооружение имеет два уровня. По нижнему настилу проложены железнодорожные пути, на втором уровне идет автомобильная магистраль. Современное шоссе проложено по маршруту древней Великой дороги, огибающей предгорья Гималаев на протяжении более 2500 км. Еще в III веке до н. э. этот торговый путь пересекал Северную Индию от устья Ганга на территории Бангладеш до Кабула (Афганистан).
В 1889 году на престол махараджи Бенареса взошёл Прабху Нараян Сингх, сохранивший за собой все титулы и привилегии отца. В 1910 году британцы создали новое туземное княжество с центром в Рамнагаре, напротив старого Варанаси (сам город Бенарес не входил в юрисдикцию нового образования). В апреле 1911 года в торжественной обстановке бенаресского дворца Надесар Прабху Нараян Сингх был провозглашён правителем княжества Бенарес и наследственным махараджей.
В конце XIX века город становится местом паломничества сотен тысяч верующих – сюда прибывают со всей Азии, чтобы принять участие в местных празднествах и посетить храмы. Многие богачи приезжают в Варанаси чтобы умереть на “святой земле”. Это приводит к тому, что около Ганга день и ночь горят костры, в которых сжигают десятки трупов (такова традиция).
В 2017 году был открыт Рамнагарский автомобильный мост. Этот переход чрезвычайно загружен транспортом, тротуаров для пешеходов здесь не предусмотрено.
В настоящее время часть форта Раманагар отдана музею истории махараджей Бенареса и открыта для публики. Форт соединён с Варанаси понтонным мостом. На его территории расположен почитаемый храм Вьясы, мифического автора Вед, Пуран, а также автора и одного из главных персонажей Махабхараты.
Основная религиозная активность в Варанаси связана с набережными вдоль левого (западного) берега реки Ганга – гхатами.
Всего насчитывается 84 гхата, наиболее важными в религиозном плане являются (перечислены в порядке расположения с юга на север):
· Асси
· Кедар
· Дасашвамедх
· Маникарника
· Панчаганга
Наиболее распространённым религиозным ритуалом для индуистов является омовение в водах священной реки. Ежедневно эту церемонию осуществляют десятки тысяч людей, бóльшая часть которых – паломники со всей Индии и Непала.
На Дасашвамедх-гхате, соседних с ним гхатах, а также на Асси-гхате, ежевечерне проводится Ганга Аарти (Огненная пуджа) – церемония жертвоприношения божеству реки Ганга, выполняемая несколькими специально подготовленными браминами.
На Маникарника-гхате расположена одна из двух площадок для кремации. Утверждают, что огонь на этом месте не потухает на протяжении многих тысячелетий. Вторая площадка расположена на Харишчандра-гхате. С древних времен многие паломники прибывают в Варанаси, чтобы умереть там, или привозят покойных родственников из других регионов, чтобы совершить обряды Антьешти. Согласно некоторым сведениям, по сей день бывают случаи сати. Помимо кремации существует практика пускать тела умерших по реке без сожжения. Шокирующие погребальные обряды привлекают огромное количество туристов со всего света.
Маникарника-гхат – ритуальная набережная в священном городе Индии Варанаси. Маникарника – один из самых известных гхатов Варанаси, на нём проводится кремации умерших – на берегу Ганги, священной реки индусов.
В качестве кремационного гхата Маникарника прямо упоминается в Нарада-пуране.
Кремация проводится только на кострах. Огонь, от которого их зажигают, по преданию, горит уже несколько тысяч лет. За год на Маникарнике кремируется около 32 тысяч тел. Процессом кремации заведует каста неприкасаемых Домы. Туристы могут наблюдать за процессом кремации на самом гхате или подплывать на лодке. Фотографирование крайне не приветствуется, хотя официального запрета нет. Для съемок рекомендуется предварительно заручиться поддержкой полиции. После заката солнца туристам не рекомендуется появляться на этом гхате.
Маникарника – пятая из пяти священных тиртх, в индийской культуре число пять – это центр, супер-фиксатор остальных четырёх. По легенде, Маникарника – место создания и разрушения этого мира. На гхате находится колодец сотворения мира, созданный Вишну ещё до того, как на земле появился Ганг, и место кремации, где вселенная, по легенде, сгорит в конце времен.
Маникарника является пятой, финальной точкой Панчатиртхи – одного из самых популярных маршрутов паломничества в Варанаси. Выполнившие омовение в пяти местах Панчатиртхи, по легенде, освобождаются от перерождения в теле, состоящем из пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля).
Индуистские храмы
В течение столетий в Варанаси возводились тысячи индуистских храмов –мандиров, больших и малых. Древние постройки практически не сохранились из-за частых атак мусульманских армий и причинённых ими разрушений.
Самым знаменитым является храм Каши Вишванатх («Золотой храм») в городском районе Годолия, посвящённый Шиве. Название означает «Господин Вселенной» на санскрите, это один из эпитетов Шивы. Нынешний храм был возведён в 1785 году махарани Индора Ахильябай Холкар. Кровля мандира в 1835 году была покрыта 820 кг чистого золота, которое пожертвовал сикхский правитель Пенджаба махараджа Ранджит Сингх.
Сам храмовый комплекс состоит из серий более мелких храмов, расположенных возле реки в маленьком проходе, известном как Вишванатха Галли. Главный же объект почитания, джьотирлингам, размещается на серебряном алтаре и составляет в высоту 60 см и 90 см по окружности. В комплексе есть мелкие храмы для Дхандапани, Авимуктешвары, Винаяки, Вирупакши и других божеств. В храме есть также маленький источник, называемый Джняна-вапи («Источник знания»), и по поверьям сам джьотирлингам когда-то спрятали в этом источнике, чтобы защитить его во время вторжений.
Рядом с Вишванатх-мандиром находится храм Аннапурны, построенный в 1725 году маратхским военачальником пешвой Баджи-рао I. Существует поверье, что тот, кто поклоняется этой богине, никогда не останется голодным.
Из старинных храмов также известен храм Дургакунд, или «Обезьяний храм», посвящённый Дурге (XVIII в.). Он выделяется красным цветом стен, который соответствует изображению богини, якобы самопроявившемуся в этом храме.
На Лалита-гхате, находящемся под покровительством королевской семьи Непала, расположен единственный в Варанаси деревянный храм в непальском стиле по образцу храма Пашупатинатх в Катманду. Древесина ценных пород для его строительства была привезена из Непала.
Мечети
В конце XVII в. Варанаси был практически полностью разрушен могольским падишахом Аурангзебом, который распорядился выстроить на руинах индуистских храмов мечети. Так появились Гаянвапи-масджид на месте прежнего Вишванатх-мандира в Годолии и Аламгир-масджид (мечеть Аурангзеба) на месте Биндумадхав-мандира. Последняя, имея два минарета высотой около 70 м, доминировала над береговой линией Ганги на Панчаганга-гхате. В середине XX в. минареты получили повреждения в результате землетрясения, один из них обрушился, другой был разобран из соображений безопасности.
Буддизм
Пригород Варанаси, Сарнатх, является местом, где Будда Шакьямуни, по преданию, прочёл свою первую после просветления проповедь, Бенаресская проповедь, – «повернул Колесо учения». Здесь располагаются буддийские святыни – ступа Дхамек, руины храмов, построенных при императоре Ашоке. Сарнатх является местом паломничества буддистов со всего мира, здесь отстроены многочисленные храмы и монастыри разных национальных школ буддизма.
Христианство
Христианские храмы и миссии располагаются в основном в кантонменте Варанаси, где ранее размещались колониальные власти и было сильно европейское присутствие.
На улицах «города мертвых» Варанаси можно встретить легендарных индуистских сектантов – приверженцев Агхоры. Их невозможно спутать с кем-то другим, ведь агхори измазываются пеплом, курят марихуану, обвешивают себя костьми животных и людей и выполняют леденящие душу ритуалы. Они медитируют на местах кремации, едят трупы и пьют из человеческих черепов. Они верят, что приближаются к Шиве и Парвати, так как своими действиями они развивают непоколебимость ума, что, в свою очередь, является главным залогом попадания в нирвану.
На берегу сидят саддху. Саддху - это аскеты, которые посвящают свою жизнь осуществлению самопознания через медитацию и курение гашиша.
Многие саддху одеваются в оранжевые одежды. Оранжевый цвет означает, что человек отказывается от всех земных благ.