Найти в Дзене
С Богом по жизни

БОЖЬЕ НОВОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Изучающие Библию делят Божье руководство человечеством на три четко просматриваемые эры – патриархальное, иудейское и христианское мироустройство. Этими всем знакомыми словами определяются три периода истории, когда Бог являл людям Свою волю и благодать в трех различных “формах правления”.

“Патриархальная” эра относится к тому времени, когда Бог работал с семьями. Бог разговаривал через отца; поэтому при таком мироустройстве отец был священником. Руководство и управление могло распространяться на большое число родственников, а положение патриарха передавалось от отца к старшему сыну.

Следующий тип правления носит название “иудейской”, или “Моисеевой” эры. Он относится к тому времени, когда Бог общался с народом через определенный закон, переданный Моисею на горе Синай (Исх. 20; Ин. 1:17). Этот свод законов включал положения о священническом племени, каковым было колено Левиино; Аарон, брат Моисея, первым получил пост первосвященника (Исх. 28; 29). Необычность закона состояла в том, что он был и духовным, и светским. Он не только предусматривал поклонение и служение Израиля Богу, но также содержал гражданские законы новой нации. Он регулировал преступления, наказания, финансовые дела и даже вопросы здравоохранения и санитарии.

Моисеев закон был дан только народу Израиля (Исх. 34:27, 28) и не имел отношения к большинству жителей земли, которые стали известны под собирательным названием язычников. Библия умалчивает о каких-либо законах для язычников на протяжении пятнадцати веков, когда для иудеев действовал Моисеев закон, но Библия содержит информацию, которая ясно показывает, что Бог также заботился и о других народах.

В Ветхом Завете мы то и дело видим, что в иудейский период Божьего правления Бог имел определенные взаимоотношения с язычниками. Это дало некоторым ученым основание полагать, что вплоть до Христова распятия у язычников сохранялась патриархальная система.

Наименование третьего типа мироустройства – “христианство”. Приняв крестную смерть, Иисус принес всему миру новый закон. Павел утверждал, что христиане освобождаются от “закона греха и смерти”, ибо находятся под “законом духа жизни во Христе Иисусе” (Рим. 8:2). Он также говорил о “подзаконности Христу” (1 Кор. 9:21) и об “исполнении закона Христова” (Гал. 6:2). Иаков писал о “законе совершенном, законе свободы” и о “законе царском” (Иак. 1:25; 2:8). Этому новому закону подчиняются все вне зависимости от национальности или расы. В этой новой системе Бог имеет дело с отдельными людьми, а не с семьями или народом, как это было раньше.

Деяния изобилуют сообщениями о поразительных переменах, происходивших с первенцами, рожденными заново в Христово царство и подчинившимися Его закону. Вначале апостолы учили иудеев, привыкших жить по Моисееву закону. Позже они стали проповедовать язычникам, первым из которых был Корнилий (Деян. 10).

Люди, ответившие Иисусу, устанавливали взаимоотношения с Богом в церкви, построенной Иисусом (Мф. 16:18). Вскоре общины рассеялись по всему миру. Книга Деяний проливает свет на то, как теперь Бог работает со Своими детьми – с каждым в отдельности и в общинах Господней церкви.

СОДРУЖЕСТВО ОБЩИН

Первая община в Иерусалиме (Деян. 2:41-47) признала так же чтивших Бога в других городах. Она послала помощь христианам в Антиохию с Петром и Иоанном (Деян. 8:14). Позже эта община приняла человека, обращенного ко Христу в Дамаске, Савла Тарсянина (Деян. 9:26-28). Иерусалимская церковь одобрила обращения язычников в Кесарии (Деян. 11:18), что свидетельствовало о разрушении главной стены предрассудков между иудеями и язычниками. Эта же церковь отправила первое вдохновенное послание в Новом Завете, в котором объяснялись Господни решения относительно обрезания язычников (Деян. 15:22-31). Это решение было явно вдохновенным, и принято оно было под руководством Святого Духа, а не в результате голосования апостолов (Деян. 15:28).

Антиохийские христиане послали помощь в Иерусалим и Иудею во время голода (Деян. 11:27-30). Церковь в Антиохии также послала миссионеров проповедовать евангелие через Средиземное море (Деян. 13:1-3), и по возвращении этих людей через три с лишним года заслушала их отчеты (Деян. 14:26, 27).

Еще один пример сотрудничества и братского общения мы находим позже, когда снова потребовалась благотворительная помощь. Церкви в Галатии, Македонии и Ахайе послали помощь голодающим в Иудее. Павел помог доставить этот дар (Деян. 24:17; 1 Кор. 16:1, 2; 2 Кор. 8:1; 9:1, 2).

Во всем известном в то время мире разные общины признавали друг в друге братьев-христиан, предлагали помощь и поддержку, общались друг с другом и считали себя частицами одной и той же Господней церкви. Каждая местная церковь была вселенской церковью в миниатюре.

ОБЩИНАМИ РУКОВОДИЛИ ОСОБЫЕ МУЖИ

Первой общиной в Иерусалиме поначалу руководили апостолы. Они не только учили, но также распределяли благотворительную помощь. Когда возникала потребность в оказании благотворительности, христиане клали свои дары “к ногам апостолов” (Деян. 4:37). Сегодня такое устройство можно назвать церковной казной. Средства передавались группе людей и расходовались по решению руководителей этой группы, апостолов. Когда апостолам понадобилось освободиться от этой текущей работы по распределению, в помощь им были избраны особые церковные служители, которых впоследствии стали называть дьяконами (Деян. 6:1-6). Личное руководство со стороны апостолов было временным, ибо Бог предназначил церквям иметь постоянное руководство, которое не требовало присутствия апостолов.

Уже через несколько лет голод в Иудее побудил антиохийских братьев послать средства в Иерусалим. Эта помощь была отправлена “к пресвитерам” (Деян. 11:30). В конце своего первого миссионерского путешествия Павел занялся вопросом назначения пресвитеров. Те руководители, которых он и Варнава оставили после себя в молодых общинах, с которыми работали, стали называться “пресвитерами” (Деян. 14:23).

В Иерусалиме, в конце первого миссионерского путешествия и по случаю особого собрания с целью обсуждения проблемы обрезания, некоторые мужи явно занимали руководящее положение наряду с апостолами; они назывались “пресвитерами” (Деян. 15:2, 4, 6, 22). В Милете у Павла состоялось нежное и трогательное прощание с эфесскими братьями. Лука пишет, что эти люди были “пресвитерами” (Деян. 20:17). По завершении третьего миссионерского путешествия Павел получил от пресвитеров в Иерусалиме особое поручение помочь четырем молодым людям исполнить обет (Деян. 21:18-25).

Во всех этих случаях, когда упоминаются пресвитеры, из контекста видно, что Лука пишет о руководителях местных общин Господней церкви. Этих людей называли “старейшинами” (Современный Перевод), ибо таков перевод греческого слова пресбитерос, и они воплощали неизменный Господний замысел для Его церкви.

-2

Их наименования

В Синодальном Переводе Нового Завета мы встречаемся с тремя названиями таких руководителей: “пресвитер”, “епископ” и “пастырь”. В своей речи в Милете Павел назвал этих людей “блюстителями” (“пастухами”; Современный Перевод), а Лука при этом пишет, что Павел призвал для встречи с ним “пресвитеров” (Деян. 20:17, 28). Когда Павел оставил Тита на Крите, он дал ему задание поставить пресвитеров, но, определяя духовные качества таких руководителей, он назвал их также “епископами” (Тит. 1:5, 7). Петр называл себя “сопастырем”, когда поучал товарищей-пастырей в их работе, умоляя их “пасти” стадо, доверенное им (1 Пет. 5:1, 2). Совершенно очевидно, что все три слова означали одну и ту же работу, одну и ту же должность и одних и тех же людей, занимавших эту должность. Они и носили все эти три наименования.

Пресбитерос, греческое слово, буквально означающее “старший”, в Новом Завете употреблено в различных формах семьдесят четыре раза. В Деяниях оно встречается девятнадцать раз, из них два раза речь идет о пожилых или более старших по возрасту людях и семь раз – о руководителях иудейского общества (в Синодальном Переводе в данном случае дается перевод этого слова: “старцы”; прим. перев.). Однако чаще всего в Деяниях оно означает руководителей в Господних церквах, и в этом смысле оно употреблено десять раз. Слово “старец, старейшина” в любом случае включает в себя понятие возраста и опыта, но иногда контекст указывает на особое значение этого слова: это особая группа назначенных людей в общине Господней церкви, которые должны были взять на себя руководство. Их возраст, опыт и духовная зрелость позволяли им быть руководителями в церквах.

Слово “епископ” буквально означает “смотрящий за кем-либо или чем-либо”. Когда речь идет о руководстве, оно относится к тем, кто наблюдает за работой и работниками (“надзиратель, блюститель”). В Новом Завете это слово употреблено одиннадцать раз; в семи случаях оно относится к тем же духовным руководителям местных церквей. Один раз оно определяет работу апостола (Деян. 1:20), один раз переведено “наблюдайте” (Евр. 12:15) и дважды – “посещение” (Лук. 19:44; 1 Пет. 2:12). В отношении мужей, руководящих местными церквами, это слово означает присмотр за деятельностью этой группы людей.

“Пастырь”, или “пастух” (поймен), употребляется в буквальном и переносном смысле по отношению к тем, кто заботится об овцах. В Новом Завете оно встречается тридцать девять раз и из них, по меньшей мере, тринадцать раз для описания людей, которые в буквальном смысле пасли стада обычных земных овец. Этим словом в пяти случаях назван Иисус, как особый пастырь душ, но, как минимум, в семи отрывках оно означает людей, которые были руководителями в местных церквах. Глагольная форма этого слова употребляется один раз для описания работы старейшин, что показывает, что эти названия руководителей общин взаимозаменяемы (Деян. 20:28). Руководители могут быть в одно и то же время “старейшинами” в смысле возраста, опыта и духовной зрелости и “пастырями”, или “пастухами”, в том смысле, что эти люди заботятся об овцах (христианах в Эфесе). Кроме того, их можно назвать “епископами” (в Деян. 20:28 “блюстителями”) в том смысле, что они присматривают за делами данной группы людей.

То, что такая работа или должность была вполне определенной в ранних церквах, подтверждает обращение Павла в одном из посланий к “епископам и дьяконам” (Фил. 1:1). Бог определил порядок осуществления руководства в церкви, а для обозначения его взаимозаменяемо употреблялись слова “пресвитер/старейшина”, “епископ/блюститель” и “пастырь/пастух”. Упоминание дьяконов в этом стихе указывает на то, что наряду с руководителями в филиппийской церкви работали и были официально признаны особые служители.

Их роль

Работа этих пресвитеров/епископов/пастырей была тройственной. Во-первых, старейшины должны были руководить. Их обязанностью было управлять той местной церковью, где они жили и проводили богослужения, и заботиться о ней (1 Тим. 3:5; 5:17). Они должны были руководить примером, назиданием и соблюдением душ (Евр. 13:7, 17).

Во-вторых, они должны были внимать себе. Чтобы правильно руководить, им нужно было следить за своей личной жизнью и поведением (Деян. 20:28). Эти люди должны были также блюсти души тех, кто находился в их попечении (Евр. 13:17); кроме того, они должны были верно держаться Божьего Слова и быть готовы наставлять и убеждать “противящихся”, которые могли выступать против истины (Тит. 1:9).

В-третьих, они должны были воспитывать. Господь задумал Свою церковь таким образом, чтобы опытные люди могли наставлять души, доверенные им (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2). Они должны были быть учителями (1 Тим. 3:2), которые могли бы, с одной стороны, наставлять, а с другой, быть попечителями, достаточно знающими учение Христа, чтобы они могли опровергать лжеучения (Тит. 1:9). Они должны были обладать достаточной смелостью, чтобы не давать лжеучителям возможности заразить находившихся на их попечении членов церкви (Тит. 1:10, 11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общины первого века были независимы: они самостоятельно принимали решения и проводили работу среди своих членов. Ни одна община не осуществляла контроль над какой-либо другой. Эти церкви не были организованы в епархии, пресвитерии, ассоциации, синоды или округа. У них не было национальных или международных штаб-квартир. Это были просто группы людей во многих местах, которые служили Господу Иисусу Христу. Все они ответили на одно евангелие, все они были приложены к церкви Господом, и все они проводили богослужения, учили и работали одинаково. Они обладали всеми этими сходными характеристиками, потому что над ними был один “глава”, Иисус Христос, наш Господь (Кол. 1:18). Он дал одни наставления и учения для всех общин. Местные церкви сотрудничали и помогали друг другу в разных случаях, но были автономны.

-3

Каждой церковью руководило несколько человек, которые отвечали духовным требованиям и были избраны членами церкви. Всякий раз, когда говорится об этих людях и их отношении к церкви, речь идет о группе людей. В Новом Завете нет такого понятия, чтобы один старейшина был во главе общины, один старейшина управлял группой общин – в нем вообще нет какого-либо особого, или главного старейшины. Каждый человек внутри руководящей группы обладал равной ответственностью и равными полномочиями.

Старейшины направляли работу христиан в тех церквах, где они служили. Они не имели власти над старейшинами других общин. Уважение к старейшине могло побудить людей, не состоящих в его общине, просить у него совета, но в Божий замысел не входило давать полномочия какому-либо старейшине вне местной церкви.

Церковные руководители не дописывали законов и не создавали преданий, как это делали иудеи при Моисеевом законе, особенно в период между заветами. Талмуд, состоящий из двух частей, известных как “Мишна” и “Гемара”, является творением древних иудеев, которые добавили обычаи к закону, данному Богом Израилю. Однако во многих случаях эти человеческие заповеди были осуждены Господом (Мк. 7:6-9). Церковные руководители не могли вводить какие-либо новые законы или учения и не имели полномочий голосовать по вопросам политики изменения социальных условий. Они были беззаветно преданы одному лишь Слову Господню. Ту же пламенную преданность нужно иметь и сегодня, если христиане хотят быть верными учениям Нового Завета.

Члены церкви должны были подчиняться руководству этих старейшин, настолько высоко уважая их самих и их мнение, чтобы с радостью следовать им. Эти люди должны были быть такими благочестивыми и вести такую примерную жизнь, чтобы заслужить уважение других (1 Пет. 5:2, 3). Кроме того, каждый старейшина должен был повиноваться другим старейшинам, как любой член местной общины (Еф. 5:21). В вопросах, где можно было иметь различные мнения, они должны были сохранять единство Духа в союзе мира (Еф. 4:3), не делая ничего из эгоизма или тщеславия. Каждый должен был почитать другого “высшим себя”, то есть уважать мнения и суждения других старейшин (Фил. 2:3).

В Господней церкви не известно никакого другого порядка руководства. Бог не устанавливал “председательствующих епископов”, окружных епископов, кардиналов, пап или преемственности апостолов. Он не устанавливал никаких других должностей, которые так распространены в разных конфессиях в наше время. Духовное правление было задумано Богом таким образом, чтобы люди с определенными качествами руководили подобно пастухам, выступая от имени “Пастыреначальника”, который вознаградит их венцом славы за их преданность и труды (1 Пет. 5:4).

Божье правление дееспособно; ему не требуется дополнительных структур. Деяния – это повествование об установлении Богом Своего правления в Своих церквах.

Проповедование | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Поиск и бронирование экскурсий (Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081)