Найти тему

Неделя о мытаре и фарисее

С сегодняшнего дня, Святая Православная Церковь начинает приуготовление к Великому Посту. И первая подготовительная седмица к Святой Великой Четыредесятнице называется "Неделя о мытаре и фарисее".

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится."
(Лк. 18,10-14)

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." (Лк. 18,10-14)
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." (Лк. 18,10-14)

Заблаговременно начинает Церковь готовить своих чад к этому важному и нелегкому этапу на пути к Царствию Небесному. Заблаговременно, потому как великая битва требует и немалых приуготовлений. А битва нам предстоит с хитрым и коварным врагом, который непрестанно воюют на дух наш - с нашей плотью.

"Елей умащает борца, а пост укрепляет подвижника благочестия. Поэтому, сколько отнимешь у плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием..." (свт. Василий Великий, 8, 21).

Елей умащает борца, а пост укрепляет подвижника благочестия. Поэтому, сколько отнимешь у плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием... (свт. Василий Великий, 8, 21)
Елей умащает борца, а пост укрепляет подвижника благочестия. Поэтому, сколько отнимешь у плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием... (свт. Василий Великий, 8, 21)

Почему именно неделей о мытаре и фарисее Церковь начинает готовить нас к Великой Четыредесятнице? Этим самым Церковь подчеркивает главный смысл поста - через смирение плоти привести себя к покаянию и смирению духа.

И неоднократно еще до наступления поста мы услышим из уст Церкви призывы к покаянию, ведь это голос здравия душевного для нас немощных. Заботясь о нашем спасении Церковь еще и еще раз напоминает, что нет иного пути в Царствие Небесное, кроме того, что указал нам Спаситель Христос.

И не убоимся и не смутимся мы, когда услышим из уст противников поста их "разумные" аргументы, потому как разум их ослеплен врагом спасения.

Доводилось мне слышать от "здравомыслящих" такие доводы:

1. Пост, это всего лишь обрядовая формальность и нарушение этой формальности никакого вреда душе не причинит.

Однако, Великий Пост - это не просто формальность. Это время, когда верующие призываются к духовному очищению и самосовершенствованию. Воздержание от пищи напоминает нам о нашей зависимости от Бога и нашей способности контролировать наши страсти и желания.

2. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11).

Да, так говорил Господь. Однако, лукаво вырванная из контекста ради самооправдания, эта фраза несет совсем иной смысл, нежели вкладывают в нее нежелающие потрудиться на ниве смирения плоти.

В этих словах Спасителя речь совсем не о посте, т. е. о воздержании от определенных видов пищи, а об умовении рук. Умытыми или неумытыми руками берет человек пищу, и важно ли это или не важно для спасения души.

3. Пост склоняет к фанатизму, разделяет людей и приводит к конфликтам.

Ну это совсем не серьезный аргумент. Под это можно подвести любую практику, как духовную, так и телесную - йогу, например, или вегетарианство.

Правильно понятый пост направлен на духовное обновление, милосердие и любовь к ближнему. Пост - это время самоотречения и сострадания к людям. Он учит нас смирению и терпимости, а не к крайностям и конфронтации.

4. Пост - это устаревшая традиция.

Некоторые считают, что Великий Пост - это архаичная практика, не соответствующая современным реалиям и потребностям людей. Однако, духовные истины, которые передаются через Великий Пост, вечны.

Пост - это возможность для современного человека проникнуться духовными ценностями, найти внутренний покой и обрести смысл жизни в мире, где суета и материализм превращают людей в биороботов, бездумно расточающих свою жизнь в погоне за удовольствиями.

В заключение, противники Великого Поста могут изобретать различные аргументы, но верные матери Церкви православные христиане только укрепляются в обоснованности этой священной практики.

Великий Пост - это время духовного возрождения, время, когда мы углубляем свою веру, преодолеваем свои слабости и приближаемся к Богу. Да пребудет с нами мудрость и терпение, чтобы отвергнуть лукавство и сохранить истинный смысл Великого Поста!

Богу нашему слава!🙏

Читайте так же: ➡️