Во время своей земной жизни Господь наш Иисус Христос сотворил немало чудес, таких как претворение воды в вино, возвращение зрения слепым, исцеление болящих, изгнание злых духов и даже воскрешение мертвых.
Но самое большое, на мой взгляд, чудо, на первый взгляд незаметное для окружающих, это чудо претворения жестокого и алчного сердца в сердце милостивое и пылающее любовью к Господу - чудо покаяния.
По гречески покаяние произносится как μετάνοια (метанойя), что буквально значит изменение или перемена ума, образа мышления.
Следует заметить, что Церковь в течение нескольких, оставшихся до Великого Поста недель будет постепенно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста.
Сегодня в воскресном Евангельском чтении вспоминалась история о Закхее, начальнике мытарей (Лк. 19:1–10).
В Иерихоне, где жил Закхей, Господь сначала сотворил чудо возвращения телесного зрения Вартимею, и здесь же произошло чудо преображения ума, прозрения духовного, начальника мытарей — Закхея. Чудо это вряд ли произошло, если бы Закхей не повстречался прежде в сердце своем со Спасителем.
Дабы лучше представить себе величие произошедшего, нужно сказать несколько слов о Закхее. Он был не просто мытарем, он был начальником мытарей, т.е. человеком, который не просто исполнял эту, презираемую всем народом службу римским оккупантам, но так усердствовал, что поставлен был начальником над всеми мытарями.
К тому же он был мал ростом, этакий физический и нравственный карлик.
И вдруг в сердце этого пигмея возникает непреодолимое желание увидеть Того, о ком он уже слышал, потому что молва о Нем шла по всему Израилю. Желание настолько непреодолимое, что этот высокомерный чиновник, как малый ребенок карабкается на дерево.
И это уже само по себе великое чудо, явившееся преддверием того великого чуда, той метанойи, которая спустя несколько мгновений произошла с Закхеем после того, как Господь заговорил с ним.
Из других Евангельских историй нам известно, что Христос всегда был щедр к людям. Он щедро кормит пятью хлебами пять тысяч человек так, что еще 12 коробов кусков остается (Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17 и Ин. 6:5-15) и семью хлебами четыре тысячи человек, после чего ученики собрали семь корзин кусков (Мк. 8:1-9, Мф. 15:32-39).
Щедрость Иисуса мы видим и здесь - стоило великому грешнику Закхею сделать всего один шаг, как Господь делает сразу несколько шагов навстречу. Он не только заговорил с этим, презираемым всеми человеком, повелев ему слезть с дерева и подойти, но и изъявил желание войти в дом его и разделить с ним трапезу.
Что же делают окружающие люди, фарисеи и законники, считающие себя праведниками? Они осуждают Спасителя! Осуждают в том, что он входит под кров великого грешника:
"... и все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку." (Лк. 19:7)
Что же Закхей? Одно только присутствие Бога, присутствие воплощения Чистоты, ввергло его в состояние величайшего покаяния, глубочайшей и необратимой перемены ума и образа мыслей!
К удивлению всех окружающих, тех, кто только что осуждал Иисуса, укорял Его и отворачивался от него, Закхей говорит:
"Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19:8).
Так приходит Спаситель и к нам. И смиренно стучится. И стоит терпеливо и ждет, когда отворим мы двери своего зачерствевшего сердца. Но насколько мы готовы открыть Ему? Насколько мы готовы услышать этот тихий стук? Насколько мы готовы отлепиться от материального, от тех тленных имений и внутренних привязанностей, которые застилают от наших глаз мир горний, духовный?!
Только глубочайшее покаяние, кардинальная перемена ума, или, для начала, хотя бы желание измениться с помощью Божьей, делает для нас возможным встречу с нашим Спасителем. С тем, кто ради нас, грешных, не пожалел не только крови Своей и самой жизни, но и имени Своего и чести Своей, т.к. предал себя на смерть не только лютую, но и позорную.
Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.
Богу нашему слава! 🙏