55K подписчиков

Как немец Гендель стал композитором английских королей

472 прочитали

Томас Хадсон. Портрет Георга Фридриха Генделя.
Томас Хадсон. Портрет Георга Фридриха Генделя.

То, как Георг Фридрих Гендель попал в Англию и стал Джорджем Фридериком Генделем - "королём английских композиторов и композитором английских королей" - очень интересная и поучительная история. Правда, несколько длинная. В кратком изложении она выглядит так.

Всем нужен Гендель

В 25 лет Гендель стал придворным капельмейстером курфюрста Ганновера Георга Людвига. Но статус его в музыкальном мире к этому времени был таков, что, скорее для Георга было честью иметь у себя на службе Генделя, чем наоборот. Гендель был на особом положении, пользовался относительной свободой действий, и мог параллельно со службой строить карьеру свободного музыканта.

Что он и делал. С разрешения Георга в 1710 году Гендель поехал в Лондон, чтобы поставить там свои оперы. Англия интересовала его как страна с большим музыкальным рынком и практикой публичных концертов, которых ещё не было в Германии.

Своей музыкой он привлёк горячие симпатии английской публики и лично королевы Анны. Желая удержать его в Англии, она назначила ему пожизненную пенсию в 200 фунтов стерлингов, так что Гендель, в очередной раз приехав в Лондон в 1712 году, уже не вернулся в Ганновер.

Портрет Георга Фридриха Генделя неизвестного художника. Ок.1720 года.
Портрет Георга Фридриха Генделя неизвестного художника. Ок.1720 года.

Дальше события развиваются следующим образом. Королева Анна умирает от тяжёлой болезни, и её преемником становится никто иной, как ганноверский патрон Генделя Георг Людвиг. В 1714 году он приезжает из Германии в Лондон и коронуется под именем Георг I. Здесь он встречается со своим беглым капельмейстером, но не наказывает его, а наоборот - в два раза увеличивает ему пожизненную пенсию, чтобы навсегда привязать его к своему двору, теперь уже английскому.

Так Гендель навсегда остаётся в Англии и становится "композитором английских королей". С тех пор и до сегодняшнего дня - уже 300 лет - никто из членов английского королевского семейства не может короноваться, жениться, отметить свой день рождения и умереть без Генделя. Его музыка стала иконой национального стиля, культурным достоянием страны и атрибутом величия английской монархии.

Вот пять "королевских" сочинений Генделя для примера. Начнём с самого известного.

Антем "Священник Садок" (1727)

Этот наполненный ликованием, очень красивый антем Гендель написал для церемонии коронации Георга II (сына Георга I) и его супруги Каролины.

 То, как Георг Фридрих Гендель попал в Англию и стал Джорджем Фридериком Генделем -  "королём английских композиторов и композитором английских королей" - очень интересная и поучительная история.-3
Антем - это слово из английского музыкального лексикона, что-то вроде кантаты для хора с текстом из священного писания.
Его название связано с сюжетом из Библии, в котором священник Садок совершает помазание новому царю Соломону и возводит его на трон.
Торжественная трапеза в зале Вестминстерского аббатства в честь коронации Георга II и Каролины (1727 год).
Торжественная трапеза в зале Вестминстерского аббатства в честь коронации Георга II и Каролины (1727 год).

Для этой церемонии в Вестминстерском аббатстве (она вошла в историю из-за своей необычайной пышности) Гендель написал четыре антема. Каждый из них соответствует отдельному этапу коронации. В самом центре - помазание, когда король или королева снимает малиновую мантию, надевает белые одежды и принимает от архиепископа помазание миром, чтобы благодать Божья сошла на нового монарха.

В этом месте и звучал "Священник Садок" Генделя. Точнее, звучит уже триста лет до сегодняшнего дня, поскольку от Георга II до ныне царствующего Карла III (ролик ниже) - без единого исключения - помазание нового короля сопровождается именно этой музыкой.

Текст такой:

Садок священник и Нафан пророк
Помазал Соломона в царя
И весь народ радовался и говорил:
Боже, храни короля! Да здравствует король!
Аминь, аллилуйя!
Пусть живёт царь вечно, во веки веков,
Аллилуия, аллилуйя, аминь, аллилуия!

Футбольные болельщики, конечно, узнают эту музыку как начало гимна Лиги чемпионов УЕФА с другим текстом. Это специальная аранжировка, сделанная в 1992 году.

Ода на день рождения королевы Анны (1713)

Эту оду в жанре кантаты для солистов, оркестра и хора Гендель написал в самом начале своей английской карьеры как дар в честь дня рождения королевы Анны. В это время она была уже немолода, несчастна и очень больна, жить ей оставалось всего полтора года.

Но в чудесных звуках первой арии для альта и солирующей трубы сияет свет и безмятежность. Вероятно, в зеркале этой музыки Анна увидела себя юной, прекрасной и счастливой, хотя мы не знаем всех обстоятельств исполнения оды. Вполне возможно, что именно эта музыка побудила королеву назначить молодому Генделю пожизненное содержание.

Виллем Виссинг и Ян ван дер Ваарт. Портрет Анны в возрасте 19 лет.
Виллем Виссинг и Ян ван дер Ваарт. Портрет Анны в возрасте 19 лет.

В тексте оды (его автор - английский поэт Амброуз Филипс) Анна предстаёт вестницей мира и покоя, поскольку как раз в эти дни она подписала договор об окончании длительной и кровопролитной войны за испанский трон.

Вечный источник божественного света!
С удвоенной силой льёшь ты тепло своих лучей,
Сияющих светом доблести и славы,
Чтобы озарить блеском этот день!

Эта ария иногда звучит на королевских свадебных церемониях, например, здесь, сопровождая выход невесты.

В ролике ниже её исполняют сопрано Кэтлин Баттл и джазовый трубач Уинтон Марсалис.

Похоронный антем на смерть королевы Каролины (1737)

Королеву Каролину - супругу Георга II - к моменту её смерти в 1737 году Гендель знал уже около тридцати лет, ещё по Ганноверу. Она покровительствовала ему, а он учил музыке её детей.

Каролина была умна, хорошо образована, прогрессивно мыслила, любила искусство и отличалась особой душевной красотой. Её обожал муж - Георг II (довольно вздорный человек) и вся Англия.

Джозеф Хаймор. Портрет королевы Каролины. 1735 г.
Джозеф Хаймор. Портрет королевы Каролины. 1735 г.

Возможно, и Гендель испытывал к ней нечто большее, чем почтение. Слишком искреннее и глубокое горе звучит в этой музыке. Этот антем иногда используется в королевских траурных церемониях.

Здесь вторая часть антема в исполнении ансамбля и хора Тревора Пиннока.

Музыка королевского фейерверка (1749)

Вся военная история Англии, свидетелем которой был Гендель, отразилась в его музыке. Каждая победа Георга II в европейских войнах, а также моменты серьёзных испытаний для страны (например, восстание якобитов 1745-1746 годов) Гендель отмечал патриотическими духоподъёмными антемами, ораториями и песнями.

Весной 1749 года Англия праздновала конец ещё одной войны и подписание Ахенского мирного договора. Георг II хотел отметить это событие с максимальным размахом. Он привлёк к участию в нём пиротехников, инженеров, артиллеристов, строителей и, конечно, Генделя - гения торжественных церемоний и музыкальных триумфов. После салюта из 101 пушки должен был состояться невиданный фейерверк с музыкальным сопровождением.

Вот такое сооружение из брёвен и досок выстроили специально для этого в лондонском Грин-парке (огненные залпы изображены здесь жёлтым цветом).

Конечно, публики в вечер представления было во много раз больше, чем изображено на этой картинке.
Конечно, публики в вечер представления было во много раз больше, чем изображено на этой картинке.

Пиротехника в то время была довольно примитивной и небезопасной. Когда накануне Георг II пришёл проверить техническую готовность мероприятия, на его глазах одному помощнику артиллериста оторвало руку. И это было только начало.

Само торжество, состоявшееся 29 апреля 1749 года в Грин-парке, стоило жизни ещё двум солдатам и увечья для третьего. Кроме того, как и следовало ожидать, во время церемонии деревянное строение загорелось, и не все ракеты летели туда, куда планировалось. В итоге на одной даме вспыхнуло платье (стоявшие рядом люди оказали ей помощь, быстро освободив её от одежды).

Всё это происходило под звуки музыки Генделя.

Она тоже привлекла большое внимание публики не только своей красотой и величием, но и тем, что исполнялась огромным составом музыкантов - трубачей, гобоистов, валторнистов, флейтистов и барабанщиков в количестве более ста человек, так что звуки разносились на огромное расстояние.

За неделю до празднеств была устроена единственная репетиция "Музыки фейерверка". Она состоялась в загородном Воксхолл-Гарденз (это лондонский сад развлечений), где уже много лет стояла статуя Генделя - настолько высоким был его авторитет в Лондоне.
Чтобы услышать этот гигантский оркестр из духовых и ударных, сюда съехался весь Лондон. В итоге по окончании репетиции восемь тысяч человек застряли в трёхчасовой пробке из экипажей на мосту через Темзу.

Здесь четвёртая часть "Музыки королевского фейерверка". Она называется "Ликование".

Ансамбль "English concert" Тревора Пиннока.

А 👉здесь можно посмотреть исполнение этого же фрагмента с фейерверком в парке Букингемского дворца по случаю дня рождения королевы Елизаветы в 2002 году.

И, конечно - сочинение, по преданию, заставившая короля Георга II в благоговении подняться и слушать его стоя, одна из "духовных скреп" Англии -

"Аллилуйя" из оратории "Мессия"

Всё об этом хоре здесь 👇

Подборка статей о Генделе 👇

Спасибо за лайки и комментарии! 🌺