Найти в Дзене
культшпаргалка

Что такое "Аллилуйя" Генделя

Оглавление

На надгробном памятнике Георга Фридриха Генделя в Вестминстерском аббатстве он изображён с нотными страницами и пером в руке. Скульптор тщательно вырезал на мраморе название сочинения: "Мессия".

Это титульное сочинение Генделя и всей английской классики, а также та самая оратория, в которой звучит легендарная "Аллилуйя".

Дата рождения Генделя (1684 вместо 1685 г.) указана по летоисчислению, принятому в Англии до 1752 года. Скульптор Луи-Франсуа Рубильяк.
Дата рождения Генделя (1684 вместо 1685 г.) указана по летоисчислению, принятому в Англии до 1752 года. Скульптор Луи-Франсуа Рубильяк.

Статус Генделя в Англии можно сравнить с культом. Причина этого не только в огромном совокупном вкладе Генделя в музыку Великобритании, но особенно в том, что он создал для своей второй родины чисто английскую хоровую форму - светскую библейскую ораторию.

В этом жанре сошлись воедино и традиционная любовь англичан к хоровому пению, и великодержавный размах, и удачный компромисс между светской музыкой и установками англиканской церкви. Англия получила "большой" национальный жанр, который позже повлиял на музыку континентальной Европы.

За свою жизнь Гендель написал тридцать две оратории. Точнее - тридцать одну и "Мессию". Это сочинение с особым статусом. Поэтому надо сказать о нём отдельно.

Рождение "Мессии"

"Мессию" Гендель написал в 1741 году для концертного сезона в Дублине.

Её текст представляет собой подборку цитат из Ветхого и Нового заветов в английском переводе, сделанную одним из поклонников Генделя - лондонским меломаном, меценатом и коллекционером Чарльзом Дженнинсом.

-2

В результате долгого и кропотливого труда либреттисту удалось выстроить большое эпическое повествование о ветхозаветном ожидании Мессии (Спасителя) и его явлении, распятии и вознесении, а также о грядущем Судном дне.

В отличие от Дженнинса Гендель справился со своей частью работы очень быстро. Огромная и сложная партитура «Мессии» (почти два с половиной часа звучания) была написана в едином порыве за двадцать четыре дня.

Такая спешка не понравилась автору текста: «Впредь я не намерен отдавать в его руки Священные Слова, чтобы их оскорбляли таким отношением», - написал Дженнинс одному из своих друзей.

Не только Дженнинсу казалось, что Гендель легкомысленно отнёсся к священному тексту. Многие возмущались, что Божье слово звучит не в стенах церкви, а в концерте, и служит не для молитвы, а для развлечения публики.

Премьера "Мессии" в Дублине (13 апреля1742 года) едва не сорвалась по этой причине. Когда Гендель стал набирать хористов и оркестрантов среди церковных музыкантов для исполнения оратории, он наткнулся на активное сопротивление. Настоятель (декан) дублинского собора Святого Патрика престарелый Джонатан Свифт (тот самый автор «Приключений Гулливера») категорически запретил хористам своей церкви участвовать в исполнении, и отступился от своего решения только в последний момент.

Микаэль Даль. Портрет Джонатана Свифта. 1734 г. Финская национальная галерея.
Микаэль Даль. Портрет Джонатана Свифта. 1734 г. Финская национальная галерея.

Ажиотаж в Дублине начался задолго до премьеры, билетов было продано гораздо больше, чем мест в городском Музыкальном зале на Фишамбл-стрит (Fishamble Street). Пришлось принимать специальные меры. В газетных анонсах этого мероприятия джентльменов убедительно просили не брать с собой шпаги, а дамам - отказаться от кринолинов.

Весь сбор от первого исполнения "Мессии" пошёл на благотворительные цели. Значительные суммы получили две дублинских больницы. Несколько десятков осуждённых должников благодаря доходу от "Мессии" вышли из тюрьмы на свободу.

Премьера имела огромный успех, в адрес Генделя было высказано много самых восторженных эпитетов. И даже "враг" "Мессии" - Джонатан Свифт, которому автор оратории нанёс визит перед отъездом в Англию, назвал его «гением».

Вход в Музыкальный зал (music hall) на Фишамбл-стрит в Дублине, где 13 апреля 1742 года состоялась премьера "Мессии"
Вход в Музыкальный зал (music hall) на Фишамбл-стрит в Дублине, где 13 апреля 1742 года состоялась премьера "Мессии"

До сих пор в честь исторической премьеры ежегодно 13 апреля «Мессия» Генделя исполняется в Дублине прямо на улице (Фишамбл-стрит) в том месте, где раньше был Музыкальный зал.

"Приют" для "Мессии"

В отличие от Дублина в Лондоне "Мессию" встретили в штыки. Церковь в лице епископа Лондона резко протестовала против «профанации Божьего слова», которое поручено произносить не служителям церкви, а актёрам и актрисам. Не помогло и то, что Гендель убрал слово "мессия" из названия и заменил его нейтральным "Священная оратория". "Мессия" исполнялся очень редко и не вызывал особого восторга у публики.

Ситуация изменилась в последние десять лет жизни Генделя, когда он стал попечителем только что открытого лондонского Воспитательного дома для сирот и подкидышей (его называли для краткости "Приютом подкидышей"). При этом заведении была часовня с просторным залом. В 1750 году Гендель устроил в ней благотворительное исполнение "Мессии", а потом стал повторять его каждый год до самой смерти.

Эти концерты стали необыкновенно популярны в городе, каждый раз зал часовни был переполнен. Публике снова, как и в Дублине, пришлось оставлять дома шпаги и кринолины.

Листайте ➡

Между прочим, хор "Аллилуйя" прозвучал в этих стенах раньше самой оратории, потому что Гендель включил его в специально написанный для Приюта "благотворительный" антем (это что-то вроде небольшой приветственной кантаты) "Blessed are they that considereth the poor" («Блаженны те, кто помышляет о бедных»).

Первый концерт по просьбе впечатлённой публики был повторён через две недели. Знатные лондонские граждане охотно жертвовали деньги для сирот. "Мессия" принёс "Приюту подкидышей" огромные сборы.

С этих пор оратория "Мессия" часто исполнялась и вне стен "Приюта", она стала культовым сочинением во всех смыслах этого слова. А хоровая "Аллилуйя" приобрела статус религиозного и национального гимна Англии.

Последнее, что слышал в своей жизни Гендель, был его "Мессия".

Томас Хадсон. Портрет Г.Ф.Генделя. 1756 г. На столе изображена партитура "Мессии".
Томас Хадсон. Портрет Г.Ф.Генделя. 1756 г. На столе изображена партитура "Мессии".

Ещё за неделю до смерти, абсолютно слепой, он сидел за органом во время исполнения оратории в Ковент-Гардене. Во время концерта он потерял сознание и спустя несколько дней скончался.

Партитуру "Мессии" и все права на неё он завещал "Приюту подкидышей".

"Аллилуйя" из "Апокалипсиса"

Великолепная "Аллилуйя" находится на самом пике "Мессии". Она заканчивает его средний раздел (а не всю ораторию, как многие думают). Этот хор знаменует триумф Божественной воли (Воскресение) и начало новой эры в духовной жизни человечества.

Текст радостной "Аллилуйи", как ни странно, взят из "Апокалипсиса" (Откровения Иоанна Богослова).

Аллилуйя: ибо царствует Господь Бог Всемогущий. Царство мига сего стало царством Господа нашего и Христа Его, и Он будет царствовать во веки веков. Царь царей и Господь господствующих. Аллилуйя!
Томас Готч. Аллилуйя. 1896 г.
Томас Готч. Аллилуйя. 1896 г.

Гендель, непревзойдённый скульптор грандиозных музыкальных триумфов, разворачивается здесь в полную силу. Он находит точную ритмическую формулу Божественной славы ("аллилуйя!") и затем конструирует из неё стройные вертикали и горизонтали музыкального барочного храма, поднимающегося до небес.

Звонкие трубы и удары литавр, восторг и тихая молитва, дружное скандирование хора и кружевное плетение голосов - чего только нет в этом великолепии! Вокруг величественных хоровых опор ангельские восклицания «аллилуйя» вспыхивают как залпы праздничного салюта в небе.

Вдобавок ко всем чудесам композиторского мастерства и вдохновения Гендель демонстрирует здесь свой неподражаемый дар внушения. Об этом, как всегда, очень метко высказался Бернард Шоу:

«Когда звучит его музыка... атеист теряет дар речи… Вы можете презирать кого и что угодно, но бессильны противоречить Генделю».

Религиозный пафос «Аллилуйи» обладает такой силой, что слушатели волшебным образом переносятся из концертного зала в пространство храма. Говорят, что под влиянием такого чувства английский король Георг II однажды встал при звуках «Аллилуйи». Английская (и не только английская) публика до сих пор иногда следует его примеру.

Хор Королевского колледжа Кембриджа.

Поют все!

Сам Гендель исполнял "Мессию" разными составами - и скромными, и довольно большими, в зависимости от того, чем он располагал в каждом конкретном случае. Причём каждый раз он вносил поправки в партитуру. Поэтому не существует какой-то неприкасаемой "авторской" версии этой музыки, о которой можно было бы сказать: «Именно так и никак иначе хотел великий Гендель!».

После смерти композитора «Мессию» стали исполнять по-разному и особенно часто максимально большими, иногда даже тысячными хорами. Это особенно относится к «Аллилуйе», которая часто звучит отдельно от оратории.

Грандиозное исполнение "Мессии" Генделя в 1857 году в лондонском Хрустальном дворце. Хор включал 2000 певцов, оркестр - 500 музыкантов. "Иллюстрированные лондонские новости" (1857)
Грандиозное исполнение "Мессии" Генделя в 1857 году в лондонском Хрустальном дворце. Хор включал 2000 певцов, оркестр - 500 музыкантов. "Иллюстрированные лондонские новости" (1857)

Вектор гигантомании в данном случае вполне объясним, ведь в самой этой музыке заключён эмоциональный размах огромной силы. Как будто всё человечество на земле вместе с ангелами на небесах радуется и славит Бога, тем более, что чаще всего и публика вносит свою «аллилуйю» в общий хор.

В 20 веке против гигантомании восстали сторонники аутентичного исполнительства, и теперь "Мессию" можно услышать в совершенно разных форматах.

Между прочим, самая известная, хрестоматийная версия «Мессии» принадлежит Моцарту. В его редакции эту ораторию, а также отдельно "Аллилуйю", исполняют уже двести лет.

Хотя при жизни Генделя "Мессия" исполнялся обычно на Пасху, позже "Аллилуйя" стала в англоязычных странах музыкальным атрибутом Рождества. Её не просто слушают в концертном зале, её поют огромными любительскими хорами и устраивают публичные перфомансы с привлечением людей, далёких от музыки по принципу "поют все!" Это акция единения людей на основе общей радости, веры и вековых национальных традиций.

Вот, например, рождественский хоровой флешмоб в одном из торговых центров Филадельфии.

"Аллилуйя" Генделя впечатляла не только обычных людей. Многие гениальные мастера покорялись силе этой музыки. Рассказывают, что Йозеф Гайдн не мог сдержать слёз при звуках "Аллилуйи" и называл Генделя «господином над всеми нами». А Бетховен высказал желание «обнажить голову и преклонить колени на его могиле».

Гендель и сам был очень доволен тем, что он создал, и объяснял это божественным озарением. На последней странице "Мессии" он сделал надпись: «SDG» - Soli Deo Gloria («Единому Богу слава»). И наверняка добавил к этому вслух: "Аллилуйя!"

Это фрагмент из моей книги (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

Редактировать галереюДобавьте описание
Редактировать галереюДобавьте описание

Ещё на эту тему:

⭐Что нужно знать о Генделе

⭐Пять самых популярных шедевров Генделя

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!