С самых ранних лет нас приобщали к миру литературы. Мамы и бабушки старательно читали нам на ночь сказки, а мы, спрятавшись в одеяло, с закрытыми глазами переносились в мир гномов, волка, Красной Шапочки, принцесс и рыцарей. Что даёт нам чтение? Может, это уже пережиток прошлого?
На самом деле, всегда легко отличить читающего человека от того, кто видел классику в одной книге с коротким содержанием. У первых более распространенные выражения, красочные описания, масса синонимов и отсутствие речевых ошибок. Те же, кто представляет свой мир без литературы, отличаются отсутствием эпитетов, простотой и однотипностью фраз. Чтение книг позволяет нам расширить свой словарный запас. Кроме того, мы автоматически запоминаем написание слов. Это помогает даже в юном возрасте допускать гораздо меньше ошибок в орфографии и пунктуации.
Сегодня многие школьники предпочитают просмотр экранизации прочтению того или иного произведения. Это прискорбно, поскольку, читая, мы развиваем воображение и память. Лучше всего ознакомиться с произведением самостоятельно, а затем посмотреть, как его увидел другой человек, например, режиссер-постановщик. Интересно отмечать, что ваши образы оказались схожи, но еще интереснее увидеть, что какие-то детали нами были упущены или не до конца продуманы. Это как игра «Представь себе».
Читая, человек воспринимает происходящее более детально и подробно, чем при просмотре какого-либо фильма. Соответственно, большее откладывается в нашем подсознании. Мы запоминаем информацию из разных времен, изучаем манеры и повадки людей других эпох, узнаем, чем питались богатые и бедные, как был устроен их быт, то есть расширяем свое мировоззрение. С начитанным человеком интересно поговорить обо всем на свете.
Кроме того, литература позволяет нам посмотреть на рассказываемые ситуации со стороны, без прикрас. Актер, играя злодея, может быть настолько харизматичным, что некоторые зрители попытаются встать на его сторону, так как здесь работает зрительное восприятие. Из тех же, кто читал классику, никто не встал на сторону Кабанихи Островского или Петра Лужина Достоевского. В произведении до нас доносится точка зрения самого автора, тогда как переработанная экранная версия может быть достаточно противоречивой.
Что касается внутреннего развития человека, литературные произведения всегда были источником вдохновения. Мы знакомились с различными стихами, написанными ямбом, хореем, выбирали, что ближе нашему сердцу. Поэзия серебряного века открыла такую невероятную массу чувств читателю. Многие взрослые до сих пор могут продекламировать любимые стихи наизусть. Говоря о себе, я всегда помню, что «каждый из нас по-своему лошадь», как писал Маяковский. Человек находит в литературе свои строки и несет их через всю свою жизнь.
Кроме этого, произведения, с их отрицательными и положительными персонажами, всегда позволяли научиться на чужих ошибках. Они демонстрировали, как жадность в итоге наказывалась, а добро побеждало несправедливость и зло. Анализируя творчество великих писателей, мы задавали правильные вопросы на пути к формированию крепкой и сильной личности.