Найти тему
НЕБЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

БЕЗ АПОСТОЛА ПАВЛА НЕ БЫЛО БЫ НИКАКОЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

ИУДЕЙ И ХРИСТИАНИН ПАВЕЛ ИЗ ТАРСА

"Первый христианский писатель и теолог, иудей Павел, который был родом из города Тарса, и по сей день вызывает горячие споры между христианами и иудеями", - пишет Ганс Кюнг в своей книге "Великие христианские мыслители".

Для многих иудеев апостол Павел, по образованию не уступавший раввину, так и остался типичным вероотступником, отказавшимся от иудаизма.

Ницше поставил вопрос христианам: "Понял ли он Иисуса из Назарета действительно верно или же исказил его до неузнаваемости?"

В своем позднем произведении "Антихристианин" Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. Ницше противопоставил Иисуса Павлу и довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю Павла.

Споры вокруг Павла шли с самого начала. Он был тем, кто не был учеником Иисуса непосредственно, который знал об Иисусе понаслышке и тем не менее - на основании исключительно личностного и потому не поддающегося никакой проверке призвания - претендовал на роль апостола Иисуса Христа. Вдобавок это был человек, прежде преуспевший в преследовании христиан.

Оба источника сведений о жизни Павла, которыми мы располагаем (его собственные послания и история деяний апостолов), сходятся в одном: в молодой христианской общине имя Павла наводило ужас.

"А Савл терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу", - так сказано в Деяниях апостолов.

Павел происходил из еврейской семьи, колена Вениамина, был обрезан на восьмой день жизни. Вкусил все прелести строгого иудейского воспитания и в отрочестве примкнул к секте фарисеев. Он был серьезным, размышляющим иудеем - ревнителем закона и ярым поборником сохранения вековых традиций. Скорее всего, получил греческое школьное образование.

"И вот этот ревнитель Бога и закона почувствовал, что появление и распространение в эллинистической среде (скорее всего, за пределами Иерусалима) иудео-христианства, не признающего никаких законов, бросает вызов лично ему".

Павел решился на активную борьбу вплоть до опустошения христианских общин. Он впал в переходящую все границы эйфорию преследования.

Кратко о том, что случилось с ним позже:

примерно в 35 году Павел (тогда ещё Савл) выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа, но на пути в Дамаск Савл ослеп от внезапного ярчайшего света с неба и, услышав укоризненный голос Иисуса: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», уверовал в Него.

Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение. Уже в Дамаске Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

На Кипре Савл обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после чего стал именоваться Павлом.

Павел создал многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда был обезглавлен 29 июня — в день, когда распяли апостола Петра.

В книге Ганса Кюнга, с которой мы начали этот пост, даётся развёрнутый анализ, что же такого делал в своей миссионерской деятельности Павел, чем вызвал множество вопросов у современников и у исследователей, которые почти 2 тысячи лет по очереди изучают его деятельность.

Вот несколько ярких цитат из книги Кюнга:

Павел - архетипная фигура великого жизненного перелома, переворота, в результате которого гонитель христиан превратился в провозвестника Христа.

Сам Павел воспринял своё обращение в христианство как призвание к апостольскому служению, к облечённому высшим доверием посланничеству, а именно к миссионерской деятельности среди язычников.

Отныне Павел провозглашает иную точку зрения на закон и в своих миссионерских странствиях обречён на притеснения и преследования со стороны как иудейского истеблишмента, так и иудео-христианских проповедников, на заточение в темницу и истязания.

Удивительно, что непрестанный гнёт страданий не смог загасить всё вновь и вновь возгорающееся пламя уверенности, надежды и радости апостола.

Ни пророкам, ни раввинам не удалось того, что удалось Павлу - распространить веру в единого Бога Израиля по всему свету. С полным правом Павел, известнейшая и влиятельнейшая фигура раннего христианства, мог сказать в свою защиту, что сделал больше других апостолов. За несколько лет он через целую сеть помощников и помощниц, а также посредством интенсивной корреспонденции организовал миссионерскую работу в Сирии, Малой Азии, македонии и Греции.

Павел проповедовал прежде всего перед иудеями и чаще всего не принимался ими. Но он нашёл путь к иудейской вере в Бога для неиудеев и тем самым инициировал первую смену парадигм в христианстве - переход от иудео-христианства к эллинистическому языческому христианству. На апостольском соборе в Иерусалиме в 48 году Павел добился для язычников права принимать веру в общего Бога Израиля без необходимости совершать обрезание и исполнять другие иудейские заповеди (чистоты, пищевые ограничения, правила шаббат). Теперь язычник мог стать христианином, не делаясь перед этим иудеем.

Благодаря Павлу миссионерская деятельность среди язычников обрела новый язык - свежий, сильный, страстный. Из маленькой иудейской секты развилась мировая религия. Без Павла не было бы никакой вселенской церкви, эллинистической христианской культуры

Ганс Кюнг - "Великие христианские мыслители".