Найти тему
Живой Космос

«Rocket Cargo». Что опять удумал Маск?

В наше время посадка и повторное использование ракетных ступеней является обычной практикой (по крайней мере, если речь идет о конкретной известной компании). Однако, есть еще одна интересная идея, которую эта компания начала реализовывать. Она кажется немного необычной, как и ее владелец - Илон Маск. Идея заключается в том, чтобы взять ракету, загрузить в нее груз, запустить в небо и через 60-90 минут она приземлится в любой точке земного шара, переместив туда десятки тонн груза, необходимого, например, для проведения военных операций, оказания гуманитарной помощи или других целей, где время имеет первостепенное значение.

Идея высокоскоростных коммерческих перевозок в рамках схемы «точка-точка» уже давно обсуждается заинтересованными сторонами. Предполагается использование транспортных средств, способных совершать суборбитальные или даже орбитальные полеты, для быстрой доставки грузов или пассажиров на большие расстояния. Основная задача таких полетов - оставаться в рамках авиационного рынка, который значительно более крупный и дешевый, чем рынок космических запусков.

Однако, эта концепция никогда не получала более или менее серьезного развития. До недавнего времени. Пока космический корабль SpaceX "Starship" неожиданно не начал привлекать внимание военных именно с прицелом на применение его для быстрой переброски грузов.

Эта история началась в 2017 году, когда генеральный директор SpaceX Илон Маск предложил использовать Starship в качестве транспортного средства для системы, работающей по схеме "точка-точка". Однако, с тех пор это предложение так и осталось на стадии идеи, которая, возможно, когда-нибудь будет реализована. SpaceX время от времени упоминало об этом предложении, но не делало его основным направлением своей деятельности.

И вот, в начале 2022 года, ВВС США неожиданно заключили с SpaceX пятилетний контракт на сумму 102 миллиона долларов для выполнения работ в рамках программы, получившей название "Rocket Cargo".

Концепция транспортной системы точка-точка. Из открытых источников.
Концепция транспортной системы точка-точка. Из открытых источников.

Эти средства были выделены на проведение исследований с целью получить общее представление о том, сможет ли компания SpaceX, используя свои разработки, создать систему, способную перевозить военные грузы с использованием контейнеров, совместимых с другими видами транспорта.

Контракт также включает требование демонстрации возможности доставки этого груза.

Прошло почти два года с начала работ. Как же продвигаются дела? Есть ли у Илона Маска шансы создать совершенно новую транспортную систему, которая способна совершить революцию в вопросах быстрых перевозок на дальние расстояния? Сейчас мы кратко рассмотрим эту тему.

На конференции Space Mobility, которая проходила в Орландо, штат Флорида, США, пару недель назад, один из выступающих представил доклад от Министерства обороны США. В своей речи он уделил особое внимание техническим аспектам, связанным не только с ракетами, но и с тем, как они могут эффективно транспортировать грузы.

По словам докладчика, чтобы подобная система была эффективной, ракеты должны быть готовы к запуску в течение одного часа. Это очень высокий норматив. Контейнеры для перевозки грузов должны быть совместимы с другими наземными интермодальными системами и способны защитить груз от суровых условий космического полета.

Докладчик сообщил, что на данный момент проведенные исследования не выявили принципиальных препятствий для реализации предлагаемой концепции.

Гэри Генри, старший советник SpaceX по космическим решениям в области национальной безопасности, также с оптимизмом смотрит на перспективы использования Starship для доставки грузов. Генри заявил, что эта ракета и была как раз разработана для быстрого и полностью многоразового использования.

Такой подход позволит снизить затраты на запуск до уровня, который начинается от 200 долларов за килограмм полезной нагрузки. А если будут приняты определенные перспективные решения, то стоимость может снизиться в 8-10 раз - до 20-25 долларов за килограмм.

Что ж, такие цены сделали бы новую транспортную систему вполне конкурентоспособной по стоимости с авиаперевозками. Например, четыре американские компании (DHL, FedEx, UPS и почтовая служба США) обеспечивают ускоренную доставку грузов из США в Китай и западную часть Тихого океана по средней цене около 33 долларов за килограмм и сроке доставки груза в течение двух-пяти дней. "Как вы думаете, если бы вы могли доставить ту же посылку в десять раз быстрее, и по той же цене 33 доллара за килограмм, какую транспортную систему вы бы выбрали?", - задает закономерный вопрос сотрудник SpaceX.

Другие участники дискуссии, представляющие различные подразделения Министерства обороны США, высказались о проекте еще более оптимистично.

Скептики

Однако, не все так же положительно оценивают перспективы Rocket Cargo.

"Я не думаю, что эта идея жизнеспособна, по крайней мере, прямо сейчас", - заявил Дэвид Бак, генерал-лейтенант ВВС США в отставке, который в настоящее время является президентом BRPH Mission Solutions, архитектурной и инженерной фирмы, работавшей над многими проектами космодромов.

Бывший военный считает, что концепция, в общем-то, технически осуществима. Однако, на данный момент, её реализация может вылиться в кругленькую сумму. Слишком дорого получается.

«Это действительно здорово - иметь возможность добраться в любую точку земного шара за 60 минут», - сказал экс-генерал во время пресс-конференции. «С военной точки зрения, это звучит очень заманчиво. Но сегодня это просто фантастически затратно».

И ещё он также сослался не только на технические, но и на политические и правовые проблемы. «Эй, Россия, мы запускаем миссию точка-точка», - сказал он, представив, как будет сообщаться о такой миссии. «Это не ядерная боеголовка, просто поверьте нам на слово!».

Но даже без риска спутать грузовой запуск с пуском МБР такие полёты создадут серьёзные проблемы с правовым регулированием. «Я собираюсь взлететь в Соединенных Штатах и приземлиться где-нибудь в Азии. Мне нужно лицензирование и регулирование между двумя странами», - сказал он. «Это действительно сложно». И генерал прав, конечно. Всё не так просто.

Конечно же, я просто в этом не сомневаюсь, подобная система рано или поздно будет разработана и воссоздана в железе. Случится ли это тогда, когда появятся новые технологии, которые значительно удешевят подобные проекты, или военные США рано или поздно просто «продавят» для своих нужд транспортную систему типа «точка-точка», рано или поздно она заработает.

Только представьте, что больше не нужно будет гонять пароходы по Севморпути. И что из Москвы до Сингапура время полёта составит 42 минуты.

Красота!

Всем добра.

Рекомендую великолепную книгу про ракеты*👇

Ракеты, их устройство и применение — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

Ставьте лайк и подписывайтесь, здесь бывает интересно.

___________________________________________

*Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543