Найти тему
Ваш дошкольник

Коррекционное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Оглавление

Для детей старшей группы (5—6 лет) с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Птицы»

Программные задачи: учить детей образовывать сложные прилагательные, закреплять представления о зимующих и перелётных птицах, умения согласовывать существительные с числительными, пересказывать текст с опорой на схему-рисунок, составлять предложения с союзом а; развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, внимание; воспитывать самостоятельность.

Материал и оборудование: карточки с изображением перелётных и зимующих птиц, панно «Волшебное дерево», цветные фломастеры, 2 листа бумаги формата А4, разделённые на 4 части, аудиозапись голосов птиц, карточки с изображением цифр 1—7, магниты, магнитная доска, коробка, мяч, по количеству детей: фишки, скреплённые парами карточки с изображением птиц.

Ход занятия

Звучит аудиозапись голосов птиц. Дети входят в кабинет и рассматривают панно «Волшебное дерево», на котором прикреплены карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Педагог (П.). Ребята, расскажите, кто прилетел сегодня на наше волшебное дерево. (Птицы.) А как вы думаете, почему это дерево называется волшебным? (Ответы детей.) Оно волшебное, потому что на нём встретились зимующие и перелётные птицы. Назовите зимующих птиц. (Ответы детей.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.) Птиц много, их нужно подсчитать.

Дидактическое упражнение «Сосчитай»

На магнитной доске находятся карточки с изображением цифр от 1 до 7. Детям раздают по одной карточке с изображением птиц, они по очереди прикрепляют их рядом с любой цифрой и согласуют числительное с существительным. Например: одна ворона, три вороны, пять ворон и т.д.

П. Следующее задание на внимание и сообразительность.

Задание «Найди ошибку»

Педагогический работник произносит предложения. Когда дети услышат ошибочное высказывание, им необходимо хлопнуть в ладоши.

Птицы высиживают яйца.

Птенцы вьют гнёзда.

Ласточка остаётся зимовать.

Тело птицы покрыто шерстью.

Аист улетает на юг.

Скворец живёт в будке.

Снегирь жёлтогрудый.

П. Скажите, а какого цвета грудка у снегиря? (Красного.) Значит, как нужно было сказать? (Снегирь красногрудый.) У соловья звонкий голос, поэтому его называют… (Звонкоголосым.) Давайте поиграем.

Дидактическое упражнение «Скажи одним словом»

Дети стоят в кругу, в центре — педагогический работник с мячом. Он по очереди бросает мяч каждому ребёнку и произносит предложение. Детям необходимо его закончить и вернуть мяч взрослому.

У ласточки длинный хвост, поэтому её называют... (длиннохвостой).

У аиста длинные ноги, поэтому его называют... (длинноногим).

У сороки белые бока, поэтому её называют... (белобокой).

У синицы жёлтая грудка, поэтому её называют... (жёлтогрудой).

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют... (чернокрылой).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют... (длинноклювым).

П. Сейчас я хочу познакомить вас с необычной птичьей стайкой.

Физкультминутка «Птички»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

(Ходьба на месте, хлопки в ладоши.)

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей.

(Руки на поясе, повороты головы вправо-влево.)

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

(Руки на поясе, повороты туловища вправо-влево.)

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель.

(Руки на поясе, наклоны туловища вперёд-назад.)

Эта птичка — скворушка,

Серенькое пёрышко.

(Приседания, руки вперёд.)

Эта — зяблик.

Эта — чиж.

Эта — развесёлый стриж.

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

Ну а эта — злой орлан.

Птички, птички, по домам!

(Ходьба на месте, хлопки в ладоши.)

И. Токмакова

Педагогический работник демонстрирует детям карточку с изображением грача.

П. Кто изображён на картине? (Грач.) Послушайте рассказ писателя Николая Ивановича Сладкова «Грачи прилетели!»:

«И потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни. Грачи прилетели — весну принесли!»

Давайте закодируем этот рассказ.

Педагогический работник совместно с воспитанниками кодирует каждую часть предложений рассказа в схему-рисунок. Затем дети пересказывают текст с опорой на неё.

Задание «Составь предложение»

Детям раздают скреплённые парами карточки с изображением птиц.

П. Назовите ваши пары птиц. (Ответы детей.) Рассмотрите карточки и найдите отличия между птицами. (Дети выполняют задание.) Сейчас будем составлять предложения, состоящие из двух частей, используя найденные вами отличия. Послушайте, как звучит моё предложение: у аиста длинная шея, а у кукушки — короткая.

Дети выполняют задание.

Рефлексия

П. Ребята, вы молодцы! Со всеми заданиями справились. Возле вас лежат фишки. Кладите их в коробку и рассказывайте, какие задания вам понравились больше всего, что у вас получилось, а что вызвало затруднения. (Дети выполняют задание.) Всем спасибо! До следующей встречи.