Напомню, что тут не будет политических дискуссий, разговоров на тему боевых действий и что стало с городом, я думаю вы и так всё знаете.
Местность, где сейчас находится город, богата археологическими находками. Период владения кочевников этими местностями, в IX-XIII веках, оставил после себя каменных баб и курганы с погребениями разных племён: тюрков, печенегов и половцев. Во времена Монголо-татарского нашествия этот степной край надолго обезлюдел, а новое заселение началось лишь в конце XVIII века со становлением и укреплением Русского государства.
Существует легенда, что населенный пункт был назван так в честь одного крестьянина по имени Авдей. Тому есть подтверждения – архивные документы, которые сообщают нам, что в середине XVIII века на месте современной восточной части города поселился крестьянин-великоросс Авдей. Сперва, по его приглашению, сюда переселились малороссы из соседней Полтавской губернии, а в 1778 году – однодворцы из Курской и Воронежской губерний. Так, официально, Авдеевка образовалась в 1778 году.
Планомерное и целенаправленное заселение Дикого поля, будущей Новороссии, началось в царствование императрицы Елизаветы Петровны: с 1751 г. последовала целая серия указов о размещении на степной границе Российской империи бежавших от османского ига выходцев с Балкан, пожелавших поступить на русскую службу. По заключенному в 1774 г. Кючук-Кайнарджийскому мирному договору границы империи значительно расширились на юге, что диктовало необходимость строительства новых портов и крепостей для размещения гарнизонов. Вопрос снабжения войск стал одной из причин ускоренного заселения Новороссии. Екатерина II заметно активизировала процесс освоения причерноморских степей, принимая здесь переселенцев из стран Европы.
Однако решить задачи заселения столь обширного региона только за счет привлечения иностранных колонистов (главным образом сербов, болгар и греков) было слишком дорого. На обустройство Новой Сербии за 13 лет ушла астрономическая по тем временам сумма почти в 700 тысяч рублей, и в 1760-е гг. годы XVIII в. началось заселение Новороссийской губернии земледельцами из центральных губерний Российской империи, где уже в то время ощущалась нехватка земли.
Одним из старейших таких поселений на территории бывшего Дикого поля является Авдеевка, расположенная в 13 км к северу от Донецка, в верховьях реки Каменки. Село Авдеевка было основано в середине XVIII в. выходцами из Курской губернии. По распоряжению новороссийского генерал-губернатора Г.А. Потемкина в 1778 г. село стало государственной собственностью. К концу XVIII в. здесь насчитывалось до 100 дворов с населением около 500 душ. Земли были плодородные, это влекло сюда новых переселенцев, тем более что Авдеевка находилась у почтовой дороги, которая связывала ее с Мариуполем и Бахмутом. По состоянию на 1859 г. в казенном селе Авдеевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии проживало уже 2299 человек, насчитывалось 450 дворовых хозяйств, были построены каменная церковь во имя Архангела Михаила и почтовая станция.
В начале 1870-х гг. землевладелец Александр Николаевич Поль обнаружил крупные залежи железной руды в местечке Кривой Рог Херсонской губернии и образовал промышленную компанию с целью ее разработки. Одновременно он возбудил ходатайство перед правительством о постройке железной дороги, которая соединила бы Донецкий каменноугольный бассейн с вновь открытыми залежами железной руды. Вскоре к ходатайству Поля присоединилось и Екатеринославское губернское земство. Проект постройки дороги был окончательно утвержден в 1881 г. и в том же году приступили к ее строительству. В 1884 г. однопутная железная дорога была сдана в эксплуатацию. В пределах Донбасса она соединяла Ясиноватую с Чаплином, проходя возле Авдеевки, где к Екатерининской дороге примыкала Юзовская ветвь Донецкой каменноугольной дороги.
В конце XIX в. резко возросли объемы перевозок между Донецким и Криворожским бассейнами. Участок Ясиноватая — Синельниково не справлялся с возросшими грузопотоками. Для увеличения его пропускной способности в 1894-1895 гг. были уложены вторые пути между станциями Ясиноватая-Авдеевка-Гришино-Демурино. Построенная в 2-3 километрах от села Авдеевки крупная железнодорожная станция получила такое же название.
Открытие Екатерининской железной дороги дало новый импульс развитию села, и уже в 1897 г., согласно результатам Первой Всероссийской переписи населения, в Авдеевке насчитывалось 620 дворов и проживало 4121 человек, при церкви Архангела Михаила была открыта одноклассная церковно-приходская школа, работало два кирпичных завода и паровая мельница, в день Святой Троицы и в день Святого Евстафия проводились ежегодные ярмарки.
К началу ХХ в. Авдеевка стала значительным узлом на линии Екатерининской железной дороги, ее вторым отделением и главной станцией транзитного участка Авдеевка – Екатеринослав.
В начале XX века в России наступил экономический кризис, отразившийся и на экономике Донбасса. Резко сократилось железнодорожное строительство, упали грузоперевозки. Десятки тысяч рабочих были обречены на безработицу и нищету. Военное поражение самодержавия в русско-японской войне, рост дороговизны, увеличение числа безработных, продолжающееся снижение заработной платы способствовали революционной агитации. Большевики Донбасса проводили разъяснительную работу среди авдеевцев. В грянувшей революционной буре, в классовых боях пролетариата Донбасса против царского самодержавия рабочие и крестьяне Авдеевки приняли самое активное участие.
Трудно досталась молодой Советской республике победа над иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией. Война довела хозяйство страны до крайней степени разорения. Донбасс лежал в руинах и пепле пожарищ. В Авдеевке было разорено депо, выведена из строя водокачка, разрушены дома железнодорожников. Свирепствовали голод и сыпной тиф. Необходимо было залечить тяжелые раны, возродить хозяйство, строить новое, пройти через многие трудности и испытания.
Было решено в первую очередь восстановить жилые дома, железнодорожную станцию. Сотни трудящихся Авдеевки приняли участие в субботниках. Субботники отличались энтузиазмом и высокой производительностью труда. Новую жизнь строили и крестьяне.
В 1923 году постановлением Президиума ВЦИК УССР №18 от 3 июля 1923 года волость преобразовали в Авдеевский район в составе Юзовского округа. Тогда же в селе Авдеевке был образован районный исполнительный комитет.
В 1926 году село Авдеевка преобразовано в поселок. В это время в окрестностях поселка начинается промышленная разработка месторождения по добыче песка. Примитивная, кустарная добыча велась давно. В 1934 году было создано карьероуправление. Песок применялся не только как строительный материал. Главным потребителем его стала стекольная промышленность. К месторождению была проложена железнодорожная ветка, что давало возможность отгружать кварцевый песок для производства оконного и технического стекла. Много было сделано по благоустройству поселка.
Но мирные планы прервало вероломное нападение на нашу страну гитлеровской Германии. 22 июня 1941 года в Парке культуры и отдыха поселка состоялся многолюдный митинг, на котором трудящиеся заявили о непоколебимой решимости отдать все для победы над врагом. В тот же день в райвоенкомат поступили сотни заявлений от людей разных профессий с просьбой отправить их на фронт.
С первых дней оккупации в поселке и его окрестностях начал действовать партизанский отряд. Партизаны собирали информацию о дислокации вражеских соединений, распространяли среди населения сводки Совинформбюро, листовки. Примеры героизма и мужества показали авдеевцы, защищая в боях свою Родину. Пятеро из них удостоены звания Героя Советского Союза.
В память о них и о всех погибших героях Авдеевки в 1980 году в честь 35-летия победы в Великой Отечественной войне на площади возле ДК коксохимиков был сооружен мемориал – взметнувшийся в небо бывалый самолет как символ мужества и стойкости наших земляков.
Немецко-фашистские захватчики нанесли народному хозяйству нашей страны огромный материальный урон. В Донбассе были разрушены все металлургические, машиностроительные заводы, выведены из строя шахты, сожжены города и рабочие поселки. В Авдеевке гитлеровцы разорили железнодорожную станцию, уничтожили водопроводную и осветительную системы, разгромили больницы, библиотеки, школы превратили в конюшни, лишили сотни людей крова.
Первым делом решено было восстановить железнодорожный узел. И невозможное стало возможным. На четвертый день после освобождения Авдеевки от оккупантов начала работать железнодорожная станция.
Заботились жители и о благоустройстве, озеленении поселка. На пустырях зашумели новые скверы, широкой лентой протянулась асфальтированная полоса на трассе Авдеевка-Донецк. Вскоре поселок и село были электрифицированы и радиофицированы. Набирали размах предприятия Авдеевки.
В декабре 1956 года оба поселка Авдеевка-1 и Авдеевка-2 объединились в единый город Авдеевку, который вошел в состав Авдеевского района и административно подчинялся райисполкому и всем его службам. 1959 год открыл новую страницу в истории Авдеевки. Именно в этом году на окраине города, в степи, строители сделали разметку площадки для строительства нового коксохимического завода, которому суждено было стать гигантом, крупнейшим заводом в Европе.
Исторической датой рождения завода является 30 ноября 1963 года, когда был выдан первый кокс коксовой батареи №1 – одной из самых мощных батарей того времени. С тех пор и до настоящего времени идет постоянное наращивание основных его производств.
Статус города областного подчинения Авдеевка получила 28 ноября 1990 года.
Новая страница в истории города началась 17 февраля 2024 года, когда российские войска вошли в города, а спустя несколько дней полностью зачистили его. Теперь осталась титаническая работа по восстановлению города после двухлетних боёв.
- Мариуполь - история города тысячи слёз.
- Херсон - история города русских корабелов.
Спасибо за внимание!Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой инстаграм и на мой канал чтобы не пропустить новые публикации)