Найти в Дзене
Внимательный Лис

Эстетика в эпоху перемен

Оглавление

Редкие, счастливые и очень особенные времена для искусства, когда старый мир сломан, а новый на дымящихся руинах прошлого еще не построен.

Прежний хозяин умер, а новый еще не успел дать всем ясные указания что теперь можно, а что нельзя. И вот они - мгновения настоящей свободы творчества, когда ты делаешь нечто не по воле власти или кошелька, а по воле своей личности и по воле надежды. Недолго длится такое счастье. Но:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Именно в эпоху перемен и суровых испытаний чаще возникают явления истинного творчества. Вряд ли появился бы Швейк без Первой мировой войны, не родился бы Воланд без событий в России начала 20 века…

Каким было бы творчество Босха и Брейгеля, если бы они не видели как умирал в истерике мертвящий католический мир и не рождался в муках новый, совсем иной мир, впрочем тоже слегка безумный?

Но не только гений, но даже самый обычный на вид человек, столкнувшись с обрушением жизни, вдруг обнаруживает в себе качества, которые ранее спали мертвым сном и начинает действовать так, что после удивляется сам себе. И достигает результата и в впоследствии оценивает эти годы кажущихся бедствий как настоящее счастье. Просто повезло!

Ближе к теме

В 90-е годы 20 века у нас в Екатеринбурге на улице Ленина образовался квартал художников. После крушения СССР вдруг открылась возможность свободно преобразовать свое мастерство и талант в деньги. И каждый художник исходя из своих эмоций старался стать узнаваемым, уникальным, дорогим, успешным. Они стояли в этом квартале и продавали всё что умели: рисовали портреты людей, выставляли свои работы просто наудачу.

90-е годы
90-е годы

Это испытание было их новой школой. И кое-кто закончил ее с отличием.

Прошли годы фантастического хаоса, явилось новое государство. У художников наконец-то появился новый хозяин - кошелек жителя государства олигархического капитализма. Краткое и насыщенное время разнузданного творчества утонуло в прошлом. Наступило время проникновения в кошельки, в рынки сбыта. И реализация уникальных художественных идей сменилась серийной продукцией заполнившей рынки. Зависимость от денег превозмогает все или почти все.

Но среди массы серийной продукции где-то лежат почти уже забытые работы, выполненные в те счастливые времена, когда существовала та самая, настоящая свобода творчества.

...

А иногда может ведь произойти и так, что коммерческий успех серийной продукции вдруг заново возвращает художника в состояние независимости и он может снова повторить в своем творчестве нечто нетривиальное.

Посмотрим в этом контексте несколько работ одного из моих любимых художников настоящего времени.

Баранов Леонид Павлович

Если вы наберете в строке поиска "художник Леонид Баранов" и посмотрите что же появилось на экране, кое-что из того, что я покажу ниже, вы не найдете. Этого там нет. Последние 30 лет нашей истории было время олигархии, бизнеса и прибыли, а стремление к прибыли не стимулируют рекламу штучных рискованных сюжетов.

Итак, начнем сначала

В начале 90-х все мечтали о переменах. Представления о том, что вот эта безнадежная жизнь второй половины 80-х годов может продлиться до самой смерти, были нестерпимы.

Перемен требовали наши сердца

Мечты о том, что же именно придёт на смену совершенно беспомощного управления государством конца 80-х были различны. В остальном мире властвовал капитализм и советская пропаганда представляла его в виде злобного черта. Увидеть реального черта удавалось немногим. Заграница была закрыта.

Но заграница была так привлекательна! И хоть большинство людей было запрограммировано, но все-таки этот черт капитализма представлялся чем-то вроде персонажа в спектакле, где страшная маска надета на очень милого артиста.

Когда начался процесс "перестройки" новая резкая и массовая пропаганда обрушилась на наши головы. Она верещала о том, что не так страшен черт как его малюют и что он вполне милый, комфортный и незлой и что ко всему хорошему в грядущих переменах обязательно добавится "свобода личности" и наступит счастье!

Люди переживают, а хороший художник пишет их переживания, фиксирует на своих полотнах историю и существо дела.

Посмотрим как Баранов Леонид Павлович отразил в нескольких нетривиальных работах основные этапы этой нашей истории.

Этап №1.

Начальный период перемен. 1990 год. Период надежды на лучшее.

И вот Леонид Павлович рисует очень милый и трогательный сюжет, отражающий надежды людей конца 80-х годов.

Рабочая Лошадка мечтает о переменах в своей жизни. И ей снится сон.

Сны лошадки о будущем
Сны лошадки о будущем

Во сне видит она тех самых загадочных чертиков, которыми ее пугали все детство, но они и вправду не такие уж и страшные, некоторые наоборот - выглядят милыми, добрыми и умными.

Какой умный, добрый черт
Какой умный, добрый черт
Чертик милый
Чертик милый
Чертик умудренный и задумчивый
Чертик умудренный и задумчивый

Чертиков много на картине. Каждый имеет свой собственный характер, настроение. Рассматривать их можно долго и все время обнаруживать что-то мастерское, художественное и неожиданное.

Какое интересное будущее ждет лошадку! И кажется Лошадке, что и вправду не так и страшен "капитализм" как о нем твердили. Наоборот, все очень мило, как собственно и поют лошадке в ушки из каждого утюга.

Этап №2.

Реальность капитализма в конце перемен.

Но прошел сон и наконец пришло время реального обрушения старой жизни. К власти ожидаемо должны были придти те самые, симпатичные с виду черти. Но реальность, о которой так мечталось лошадке, оказалось совсем иной. Милые чертики вдруг сбросили свои театральные маски и под ними обнаружилось нечто совсем иное!

И вот эту реальность снова пишет Леонид Павлович. А мы посмотрим.

Действительность 90-х
Действительность 90-х
Сбросил маску Олигарх!
Сбросил маску Олигарх!
Сбросили маски слуги Олигарха! Под некоторыми масками обнаружились чертовы свиньи.
Сбросили маски слуги Олигарха! Под некоторыми масками обнаружились чертовы свиньи.
Некоторые люди превратились в алчных чертей!
Некоторые люди превратились в алчных чертей!
Полчища слуг Олигарха!
Полчища слуг Олигарха!

Картина полна нюансов. А Леонид Павлович точно и совершенно в художественном отношении изобразил этот Новый Мир.

Этап №3.

Стабильность после всех перемен

Закончилась эпоха резких перемен. Наступила новая спокойная стабильная жизнь. И резкие суждения перестали быть востребованными рынком.

Наступила долгая пауза в том творчестве, которое я называю эстетикой разума, эстетикой содержащей не пассивную иллюстрацию сюжета и не эмоции ради эмоций, а суждения художника о своем сюжете. Леонидом Павловичем была найдена своя оригинальная тематика для картин и для него далее наступило время зарабатывать деньги.

Вот типичная реализация найденной им темы.

Доброта!
Доброта!

Казалось, что так будет теперь всегда.

...

Но вот недавно в 2021 году Леонид Павлович снова пишет нетривиальную работу. Случилось его возвращение к эстетике разума. Он изображает результат всех предыдущих преобразований с сегодняшней точки зрения.

Сегодняшний день
Сегодняшний день

Чертов капитализм наконец-то построен. Черти с предыдущей картины нацепили новые маски. Сегодня им не нужно демонстрировать свои истинные морды, запугивать некого. Черти одели маски людей. Но их чертова природа никуда не исчезла. Ее нельзя замаскировать, она отчетливо видна в их поведении и выражении лиц. И уже почти не отличить в толпе истинного черта от тех бывших когда-то людьми людей, превращенных ныне в чертей. Кто есть кто на картине? Кто истинный, а кто превращенный в...?

Сравните еще раз социум переодетых чертей с тем социумом людей, что существовал до начала всех перемен.

Вот такими были люди до своего превращения в чертей.
Вот такими были люди до своего превращения в чертей.

Каков контраст! И какова глубина и сила прошедших преобразований с точки зрения художника!

Теперь все эти старые и новые черти вместо бывшего когда-то социума образовали новое "общество употребления". Чем заняты они на картине? Только потреблением. Лица их не отмечены признаками интеллекта (это верно отражает сегодняшний реальный упадок образования).

Внимательно всмотритесь в каждого. Все "черти" разные, но типажи их узнаваемы: есть интеллигент, есть крестьянин, есть существо с выстриженным хохлом на головушке - новейшее поколение чертей и прочие и прочие. Однако это лишь разные маски на уже одинаковых существах!

Крупный образ слева сверху долженствующий изображать прежнего крестьянина прошлых лет, выглядит имитацией, чучелом, пародией на самого себя. Может быть он является умершим духом прошлого, а скорее всего это представление о прошлом со стороны существ нового поколения. Вот таким, с точки зрения существ на картине, было человечество покуда его не осчастливили: слепым, бедным, диким, полусумасшедшим.

"Чучело" прошлого
"Чучело" прошлого

Несколько особенных персонажей

За всем, что происходит на картине (в теперешней жизни) наблюдают несколько человек

Гоголь и Баранов
Гоголь и Баранов

Человек с длинными черными волосами похож на Гоголя. Его лицо задумчиво, рука подпирает подбородок. Да, увидел бы Гоголь все это... Что бы он написал вместо Ревизора и Мертвых душ теперь?

В клетчатом платке сам художник - Леонид Баранов. Он всматривается в окружающее. Лицо его напряжено.... Впрочем, вглядитесь сами ...

Результат своих размышлений он изобразил недвусмысленно.

Резюме:

Настоящий талант в деньгах не растворяется!

Надеюсь, что это была не последняя его работа на уровне эстетики разума.

До встречи

Post scriptum

Все написанное выше - мои личные размышления по поводу. Как и всегда. Когда и если встречусь с автором картин, будет крайне интересно выслушать то, что скажет он сам по этому поводу. Результат добавлю.