В предыдущей статье был дан обзор связи эволюции жизни живых существ с их чувственным восприятием мира, то есть с эстетикой. Теперь посмотрим как эстетика разного уровня реализуется в картинах художников.
В этой заметке я покажу как могли бы написать художественные работы (если бы умели) существа, находящиеся на разных ступенях эволюции. Заметка не содержит оценки качества работ. Речь пойдет исключительно о эволюционном аспекте эстетик, реализованных в картинах.
Мозг человека содержит все эволюционно обусловленные состояния эстетического восприятия мира, начиная от зрительной реакции на единичный сигнал рецептора, например восприятие типа свет-тьма до реакции на очень сложные сценарии поведения, например религию или мораль, принятую в конкретном социуме. В соответствие со своими желаниями и личным уровнем развития художник воспроизводит на картине любые виды эстетики от полной слепоты, понятной глисту до максимальной сложности сюжетов, понятных только человеку.
Рассмотрим некоторые работы с точки зрения соответствия их исторической шкале эволюции эстетического восприятия мира.
1. Работы художников с эстетикой нулевого уровня, без рецепторов. Происхождение примерно 3,5 миллиарда лет назад. Такие работы могли бы написать ленточные черви и глисты, если бы умели.
Это глист.
Кажется невозможно представить себе каким образом выразить в картине эстетику соответствующую уровню восприятия мира глистом. Однако человек справился с этой неразрешимой задачей. Вот знаменитейший пример.
Здесь нет никакого эстетического восприятия действительности. Наверное именно так воспринимают мир плоские черви в кишечнике. Ни-че-го. Чтобы изобразить ничего человечество прошло длинный путь в развитии живописи от наскальных рисунков неандертальцев до интеллектуальнейших работ Питера Брейгеля. И лишь в 20 веке нашелся "гениальный" парень, который утер нос всем поколениям художников за 10 000 лет их непрерывных трудов. Воистину мозг приматов изменчив, а воспитание случайно. В результате из человека запросто получается существо с сознанием глиста.
2. Работы художников с эстетикой второго уровня развития - эстетика небольшого числа рецепторов.
Возникновение эстетики одного рецептора приблизительно 1,5 миллиарда лет назад. Так могли бы написать свои работы гидры.
Создать картину, содержащую эстетику одного рецептора, задача не менее сложная, чем вообще не содержащую никакой эстетики. Примером такой работы может быть лист, закрашенный одним цветом с разной интенсивностью. Одним рецептором тут отрабатывается реакция на разную силу света.
Вот работа гидры или актинии.
Эстетика таких работ весьма реалистична. Закройте глаза и стукнитесь как следует головой о стену. Вы полностью убедитесь в естественности и реализме такого рода эстетики. Думаю что эстетику такого рода картинок смело можно назвать эстетикой стукнутого по голове.
3. Эстетика многих рецепторов. Возникновение примерно 400 миллионов лет назад. Существа вышли из моря на сушу и улучшили качество зрения. Насекомые.
Вот тут имеем очень большое разнообразие художественных работ.
Пример работы, выполненной тремя рецепторами. Цвет разного тона и интенсивности плюс бессмысленная, но видимая форма.
Вот так видят мир таракан или муха.
Такие работы заметно более приятны примату, поскольку включают в себя яркие цвета, которые очень нравятся всем существам, ведущим дневной образ жизни. Эволюционно обусловленные причины таких приятностей мы разберем в следующей статье.
4. Эстетика образов. 250 миллионов лет назад. Млекопитающие. Птицы.
Это уже полноценная эстетика животных. Распознаются образы предметов и существ. Определяются простейшие сценарии поведения существ в кадре.
Подавляющее большинство работ художников реализуют эстетику именно этого, образного уровня. Картина должна содержать конкретные узнаваемые объекты, свет и цвет различной интенсивности. Объекты не должны находиться в смысловой связи друг с другом. Это пейзажи, портреты с типовыми или плохо выполненными лицами, не содержащими представления о характере объекта, натюрморты.
Вот чудесный натюрморт Ван Хейсума. Запредельная острота зрения и мастерство автора.
В эстетике этого уровня уже можно создавать настоящие лимбические шедевры, пусть даже они и не несут никакого разумного содержания.
5. Эстетика человека разумного. Последний уровень эстетики. 10 000 лет назад.
Это работы, отражающие мысли художника относительно сложных социальных явлений. Очень немного работ реализуют эстетику предельного уровня и отвечают запросам неокортекса мозга человека.
Работы этого уровня эстетики характерны не только передачей лимбических эмоций автора, но содержат критическое отношение автора к действительности, то есть разумные и нетривиальные суждения человека. Это очень редкие работы. И можно с гордостью отметить, что Российские художники 19-20 веков выполнили множество работ, содержащих предельно возможный уровень эстетики.
Статистика распределения эстетик среди живописных работ.
Какой же уровень эстетики наиболее востребован рынком: глиста, гидры, насекомого, млекопитающего или разума? Статистическое распределение работ по уровню реализованной эстетики чрезвычайно показательно в историческом аспекте. Художники пишут картины в основном по двум причинам: заказ со стороны власти и заказ со стороны кошелька покупателя. Власть диктует что и как должно быть написано и платит за это. Рынок потребляет то, на что сапиенс готов потратить излишек пищи. Состояние власти и кошелька в разные исторические эпохи и у разных народов точно отражается на сюжетах и эстетике живописи. Со временем, когда я проведу статистический анализ эстетики разных эпох и разных цивилизаций, я посвящу ему отдельную статью. Сейчас же коротко о статистике живописи в лучшем музее мира.
В коллекции интернет-музея gallerics.ru на странице Музея Истории Искусств Вены я посмотрел первые 120 репродукций. Из них нет работ эстетикой от 0 до 3 уровня (до уровня насекомых), остальные работы распределяются так: эстетика млекопитающего около 110, эстетика разума не более 10, из них с религиозным содержанием 5. И это в лучшем музее мира. Печально девушки. Примат не хочет покупать ничего умного, но хочет просто радоваться не задумываясь.
Ситуация качественно становиться совсем тяжкой, если обратиться к коллекциям музеев современного искусства. Практически 100% работ в них уверенно распределяется между эстетикой глиста и эстетикой насекомого.
Выводы.
В этой заметке показаны примеры художественных работ, реализующих эстетические реакции зрителя различной сложности и разного происхождения в процессе эволюционного развития чувственного восприятия мира. Абсолютное большинство художественных работ, в настоящее время находящиеся в музеях, реализуют лимбическую эстетику происхождением не новее 250 миллионов лет назад и не содержат смысла с точки зрения неокортекса человека. От этого они конечно не стали хуже и успешно вызывают сильные эмоции у зрителя. Мы наследовали в своем мозге все эстетики предыдущих поколений живых существ.
Очень мало работ с эстетикой разума. Ум вообще приносит немного радости большинству людей, что вполне подтверждается статистикой художественных работ. Но с этим ничего не поделать. Работы художников всегда отвечают запросам общества. В прежние времена отвечали... Сегодня ситуация рассинхронизирована и капитализм навязывает обществу дегенеративную эстетику насильно.
Живопись на хронологической шкале эволюции эстетики.
Рекомендую к прочтению и обсуждению очерк дегенерации живописи.