Найти тему
Про жизнь

Моисей Свирский. Начало пути

На илл.: Моисей Соломонович Свирский (8 августа 1923 г. - 18 февраля 2010 года) - физик-теоретик, молодые годы
На илл.: Моисей Соломонович Свирский (8 августа 1923 г. - 18 февраля 2010 года) - физик-теоретик, молодые годы
После ампутации ноги, с незажившей раной, он сдал экстерном экзамены за курс средней школы и решил поступать на физический факультет МГУ.

Моисей Соломонович Свирский родился 8 августа 1923 г. в литовском городе Паневежис. Его отец, Залман Ельяшевич, работал экспедитором на железной дороге, мать Хава была домохозяйкой. В семье было 6 детей: три сына и три дочери. Мейшале (так любовно называли Моисея) был самым младшим. С детства он проявлял большую тягу к знаниям. В 1928 г. Моисей поступил в школу, а в 1932 г. окончил её. В 1937 г., оставив духовную семинарию, поступил в учительскую. В 1940 г. в Литву вступает Красная Армия, и через месяц Республика становится социалистической. В связи с проведенными реформами гимназии преобразовываются в государственные средние школы, и, получив широкие возможности для интеллектуального развития, Моисей поступает в 10-й класс.

21 июня 1941 г., сдав на отлично все экзамены, завершает свое среднее образование. Однако аттестат зрелости Моисей получить не успел: утро готовило ему новые неумолимые и тяжелые испытания.

22 июня гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Паневежис, как и другие западные территории страны, подвергся налету немецкой авиации. Всю территорию Литвы захватили за неделю. На фоне хаоса, антисоветского восстания, отступления Красной Армии и быстрого продвижения немцев начались массовые убийства евреев. Айнзатцгруппы СС и полицейские батальоны, не ограничившись расстрелом евреев-мужчин в возрасте от 17 до 45 лет, переходят к массовому уничтожению женщин и детей. Евреи погибали целыми семьями от грудных младенцев до седых стариков. Самый кровавый погром за лето 1941 г. состоялся в Каунасе, где с 24 по 30 июня было убито около 4000 евреев. Перед войной в Литве проживало 240 тыс. евреев, на оккупированной территории осталось 220 тыс. Из них было убито 200 тыс., т.е. более 90 % – фактически перестала существовать древняя еврейская община Литвы.

Мать, отец и сестры Моисея были расстреляны... и лишь братьям чудом удалось уцелеть. Более десяти дней бежал он под почти беспрерывным огнем, а затем всё-таки был эвакуирован в Новосибирск и полон решимости при первой же возможности вернуться с оружием в руках. С эвакуированными попал в колхоз «Просвещенец» Тогучинского района на сельхозработы. С наступлением холодов, за неимением зимних вещей, Моисею пришлось уехать из Сибири в более тёплые края, Южный Казахстан. Имея образование, он устроился на работу в неполную среднюю школу им. Ленина Келесского района учителем математики и немецкого языка. Царил голод: в июне 1941 г. убрали поля зерновых, а вместо них посеяли хлопок, который имел стратегическое значение. От голода страдали не только люди, но и животные. К Моисею привязалась большая собака, она ходила за ним по пятам. Как-то утром, решив побриться, Моисей отправился к арыку. Намылив лицо, положил кусок мыла в мыльницу, взял зеркало, бритву и стал бриться. По окончании мыльница вдруг оказалась пустой: пока он брился, голодная собака съела мыло... От голода спасло лишь то, что как учителю ему полагалось немного муки, а также, прикрепив к животноводческой ферме, каждое утро выдавали пол-литра молока.

Весной, после тяжёлых сообщений сводок Совинформбюро об отступлениях наших войск, наконец пришла радостная весть: фашистские войска остановлены под Москвой.Рухнул план молниеносной войны. Несколько раз Моисей обращался в райвоенкомат Сары-Агач с просьбой призвать его в Кизил Аскер (Красную Армию). Но от нехватки еды у него резко падало зрение, и медкомиссия каждый раз браковала, только весной ему удалось убедить ее.

Солдат великой Победы

С 14 марта 1942 г. исчисляется воинский стаж рядового Свирского, впоследствии ефрейтора 16-й Литовской стрелковой дивизии. Он воевал на трех фронтах: Центральном, Белорусском, Прибалтийском. За плечами пехотинца 23-й отдельной химической роты 2,5 тыс. км от Тульской области до Балтийского моря.

Сначала 18-летнего Моисея отправили в Балахну, под Горьким, для обучения военному делу: обращаться с винтовкой и штыком, ходить в противогазе по палате, заполненной газом, совершать походы иногда в герметичных резиновых комбинезонах, бросать гранаты и бутылки с горючей смесью. Ночами летали фашистские самолёты, которые систематически отправлялись бомбить горьковский автозавод. По ним стреляли зенитка, установленная на казарме, и обучающиеся из винтовок.

Осенью 1942 г. дивизию, где служил рядовой Свирский, направили в Тулу, поближе к фронту. Бойцы посетили усадьбу Л.Н. Толстого, увидев, что натворили там фашисты во время оккупации (они превратили усадьбу в конюшню). В тульских снегах Моисей вспоминал синие отроги Ала-Тау и зной, так донимавший его на хлопковых полях. Метели и бураны мешали своевременному подвозу боеприпасов и продуктов. Приходилось варить мерзлую картошку и разделывать стреляных лошадей. В декабре дивизию направили на Центральный фронт. После зимних боев с напряжением ожидали крупного летнего наступления врага. Закапывали танки в землю, над поверхностью земли оставалась только башня с орудием. Рядом появились войска, участвовавшие в разгроме фашистской армии под окруженным Сталинградом.

21 февраля 1943 г. дивизия вступила в бой в районе села Алексеевка, в 50 км к юго-востоку от Орла, и в боях за город понесла большие потери. Многие боевые товарищи Моисея получили тяжелые ранения...

Боевой дух солдат поднимали музыка и песня. Пели «Землянку», «В лесу прифронтовом», «Эй, Вася-василек, места горю не давай…», «Песню фронтовых журналистов». Свирский стал запевалой в роте. Получив поручение научиться играть на гармошке, Моисей успешно с ним справился – Первомай рота встречала концертом из военных песен.

Летом 1943 года дивизия участвовала в Курской битве. В первые же дни соединение выдержало мощный удар 383-й пехотной и 18-й танковой немецких дивизий, сопровождавшийся налётом 120 самолётов. В результате пяти атак немецкие части вклинились в расположение советских войск, но контратакой положение было восстановлено, а противнику нанесены значительные потери. Курская битва явилась одним из ключевых и самых масштабных сражений. На Орловско-Курской дуге состоялось самое крупное танковое сражение в истории: в нём участвовали около 2 млн человек, 6 тыс. танков, 4 тыс. самолётов. После завершения битвы стратегическая инициатива в войне перешла на сторону нашей армии.

После победы на Курской дуге каждый советский участник битвы получил благодарность Верховного главнокомандующего. Получил ее и М. Свирский. Тогда же он стал ефрейтором, обменял винтовку на автомат, появился у него и трофейный аккордеон, который бойцы его химроты не бросали даже в самых тяжелых условиях.

В начале 1944 г. Моисей принимал участие в кровопролитных боях за освобождение Белоруссии, получив вторую благодарность Верховного главнокомандующего. Затем освобождал Латвию и Литву, участвовал в Шауляйской битве под командованием Баграмяна. Освобождал и свой родной Паневежис. Это была тяжёлая встреча с малой родиной. Война сохранила улицу, дома с соседями... а родители и сестры Моисея все погибли... 21 декабря 1944 г. в 9:00 утра во время наступления под Латвийским г. Либавой (ныне Лиепая) он получил тяжелое ранение. Был эвакуирован в госпиталь на ст. Опарино Кировской области. Там и встретил Моисей долгожданный День Победы. После ампутации ноги, с незажившей раной, он сдал экстерном экзамены за курс средней школы и решил поступать на физический факультет МГУ.

Студент МГУ им. М.В. Ломоносова

Осенью 1945 г. бывший пехотинец-химразведчик 22-летний ефрейтор Свирский стал студентом. Ему предстояла учеба у выдающихся советских ученых-физиков Д.И. Блохинцева, Д.Д. Иваненко, А.А. Соколова, Я.П. Терлецкого, А.А. Власова.

Моисей Свирский в МГУ с однокурсниками
Моисей Свирский в МГУ с однокурсниками

Летом 1946 г., после окончания I курса МГУ, Моисей впервые побывал в Челябинске, его отыскал и пригласил обосновавшийся здесь старший брат Михаил, с которым разлучила война и ранение.

На II курсе, несмотря на сложности, Моисей решил вопрос с протезированием ноги: он смог надеть протез и научился на нём ходить. Было непросто: не сразу искусственная нога, прикреплявшаяся десятком ремешков к большому ремню, одетому на пояс, стала служить ему опорой и средством передвижения, от воздействия твердого материала протеза при длительной ходьбе она натирала тело до крови.

Несмотря на послевоенные трудности, учился Моисей только на отлично, его страстно интересовала теория физики и, начиная с III курса, он стал посещать семинар проф. Д.Д. Иваненко, науч. руководителем работы студентов являлся проф. Я.П. Терлецкий. Он поручил Моисею разобрать и доложить на семинаре работу молодого итальянского исследователя Джентиле по промежуточной квантовой статистике из журнала “Nuovo chimento” за 1939 г. Физикам были хорошо известны два типа квантовой статистики: статистика Бозе–Эйнштейна (1924 г.) для частиц с целым спином и статистика Ферми–Дирака (1926 г.) для частиц с полуцелым спином, и все наблюдаемые в природе частицы относились либо к бозонам, либо к фермионам. Однако еще в 1933 г. физик-теоретик В. Паули писал: «Представляется весьма своеобразным то обстоятельство, что волновая механика дает больше возможностей, чем встречается в природе; остается надеяться, что будущая теория элементарных частиц приведет к более глубокому проникновению в сущность этого ограниченного выбора природы».

Итальянского языка Моисей не знал. Со словарем в читальном зале Ленинской библиотеки он перевёл статью с незнакомого языка и блестяще выступил на семинаре с докладом, чем вызвал большой интерес: оказалось, что известные прежде квантовые статистики вытекают из промежуточной статистики Джентиле как частные случаи. Как позднее вспоминал Моисей Соломонович, он понимал тогда эту работу как студент, но новая статистика «запала в нём», он никогда не забывал ее, занимаясь другими проблемами. Это и позволило ему спустя четверть века написать фундаментальную научную работу и доказать возможность реализации статистики Джентиле в магнитных системах, опровергнув мнение, что промежуточная статистика имеет только лишь академический интерес, что это чисто теоретическое изобретение и что она не реализуется в природе. Он считал эту работу одним из наиболее важных своих научных достижений.

Окончание III курса в 1948 г. Моисей отметил дорогой и памятной покупкой книги А. Эйнштейна и Л. Инфельда «Эволюция физики», в которой излагалось развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантовой теории. Эта старая книга сохранила его многочисленные пометки и подчеркивания, говорящие о тщательном прочтении и глубоких размышлениях над фундаментальными вопросами физической науки, интерес к которым ученый сохранил до конца жизни.

Первую научную работу М.С. Свирс-кий выполнил еще на студенческой скамье: под руководством проф. Я.П. Терлецкого он подготовил дипломную работу «Об ускорении частиц космической пыли вихревыми электрическими полями Солнца и звезд». На её основе была написана статья «О скорости распространения света в нелинейной электродинамике», которая была представлена к публикации в Вестнике МГУ (1951 г.). На эту работу талантливого выпускника впоследствии ссылался сам Д.И. Блохинцев. Изучаемая в вузовском курсе классическая электродинамика Максвелла была линейной. Согласно неё, скорость света является постоянной величиной. Этот факт лежит в основе специальной теории относительности А. Эйнштейна. В его общей теории относительности имеет место замедление светового луча, движущегося в гравитационном поле. Но то, что скорость света может уменьшаться и в электростатическом поле, было неизвестно. Свирскому удалось установить, что в нелинейной электродинамике Борна–Инфельда имеет место эффект замедления света, заметный вблизи элементарных заряженных частиц, порождающих сильные электростатические поля.

Окончание здесь

Автор: Ольга Карпенко Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь