Летом 1950 г., по окончании с отличием МГУ им. М.В. Ломоносова, М.С. Свирский получил квалификацию научного работника в области физических наук, преподавателя вуза и учителя средней школы и был распределен в Сарапульский пединститут в Удмуртской АССР на должность ассистента теоретической физики, но такой дисциплины в учебных программах там не было. До начала работы Моисей решил снова съездить в гости к брату Михаилу в Челябинск, ещё не зная, что имеющий много вузов крупный город станет его второй родиной. Так случилось, что здесь, по рекомендации тоже фронтовика, ст. преподавателя кафедры общей физики физ.-мат. факультета Ю.В. Карасова, выпускник МГУ М.С. Свирский был принят на работу в Челябинский педагогический институт читать курс лекций по электродинамике. Директор В.А. Жданов через министерство вызвался уладить дела с перераспределением. Так с фронтовым упорством молодой преподаватель принялся создавать свой первый лекционный курс.
Челябинск стал для Моисея Соломоновича родным: здесь сложилась его научно-педагогическая судьба, здесь он вырос в крупного ученого, пройдя славный путь от ассистента до профессора и академика РАЕ, а главное, здесь он обрел семью, встретив Азу Сергеевну Лобанову. Волевая и сильная духом, чудом уцелевшая во время Ленинградской блокады, она стала его женой, надежным тылом и опорой.
Непредсказуемы зигзаги судьбы, которая посылает порой знаковые отметины, и, как напоминание о пребывании в тыловом военном госпитале, его судьбой стала уроженка именно Кировской области. Аза родилась 18 декабря 1922 г. в г. Котельниче. После окончания с отличием школы в 1940 г. поступила на лечебный факультет I Ленинградского мединститута им. акад. Павлова. Но вмешалась война, учебные занятия были прекращены. Аза работала в госпитале, а после эвакуации попала на Урал, где проживала ее старшая сестра Софья. Затем, вернувшись в родной Котельнич, трудилась там в протезно-костыльной мастерской. В 1946 г., вновь приехав на Урал, в Челябинск, Аза попыталась восстановиться в число студентов мединститута, но хотя в ее зачетной книжке стояли одни пятерки, ей было предложено начать обучение с I курса.
Не имея материальной поддержки, сложно принять такое условие, поэтому она поступает на II курс факультета естествознания ЧГПИ, который оканчивает за три года с отличием, и по рекомендации проф. Л.А. Уткина остается работать на кафедре анатомии и физиологии ассистентом, поступив в аспирантуру по кафедре ботаники. С Моисеем Соломоновичем она познакомилась в приёмной ректора перед началом кандидатского экзамена по философии.
Не каждой женщине было бы под силу вести почти аскетический образ жизни, когда все было подчинено науке. Оба они испытали на себе превратности судьбы, вначале опалившей их огнем войны, а затем забросившей из столичных городов на Урал. Обоим довелось стать носителями фундаментальных естественно-научных знаний: ему – квантовой механики как фундамента современной физики, ей – генетики как фундамента современной биологии. Супруги не мыслили себя вне науки. Командировки на научные конференции составляли существенную часть жизни. Во время этих поездок Моисею Соломоновичу приходилось много ходить и протез до крови натирал ногу. Аза Сергеевна заботливо выхаживала мужа, залечивая глубокие раны.
В 1958 г. в УрГУ состоялась защита диссертации М.С. Свирского «Некоторые вопросы квантовой многоэлектронной теории металлов при низких температурах». Это была первая в истории ЧГПИ кандидатская диссертация по теоретической физике. Положительный отзыв о работе аспиранта М.С. Свирского дал его науч. рук. член-корр. АН СССР, проф. С.В. Вонсовский.
Обладая даром учёного, глубочайшей научной интуицией и большой творческой активностью, Моисей Соломонович работал как одержимый. Свой хлеб физик-теоретик добывал подчас в изнуряющих размышлениях и головокружительных по своей сложности расчетах. Постоянная работа мысли становится образом жизни, ее сутью. Он выполнил ряд фундаментальных работ по физике магнитных явлений и низких температур. Дал последовательное решение проблемы влияния атомного магнитного упорядочения в ферро- и антиферромагнетиках на характер взаимодействия между электронами проводимости. Им создана микроскопическая теория сосуществования сверхпроводимости и магнетизма, доказана реализация в магнитных системах нового типа квантовой статистики.
В 1966 г. М.С. Свирский защищает докторскую диссертацию «Вопросы квантовой теории обменного воздействия и сверхпроводимости», в которой предсказал новые механизмы высокотемпературной сверхпроводимости за 20 с лишним лет до экспериментального открытия этого явления. Она явилась фундаментальным вкладом в теорию твердого тела и позволила существенно расширить границы понимания обменного взаимодействия для процессов, происходящих в металлах. Таким образом он становится первым доктором наук, выросшим в стенах в ЧГПИ. После защиты М.С. Свирский был награжден орденом «Знак Почета». В 1967 г. ему присвоено звание профессора.
Вместе с такими маститыми учеными, как М.Я. Азбель, В.Л. Бонч-Бруевич, Б.Т. Гейликман, Б.Г. Лазарев, Д.Н. Зубарев, Ю.А. Изюмов, М.И. Каганов, Д.А. Киржниц, Н.В. Тимофеев-Ресовский и др., Моисей Соломонович принимал активное участие в работе знаменитой «Коуровки» – уральской школы физиков, созданной академиком С.В. Вонсовским, а также оказывал ему большую помощь в ее организации, став настоящим другом и соратником.
С 1962 г. Моисей Соломонович 20 лет руководил аспирантурой по теоретической и математической физике. Среди его учеников, кандидатов физ.-мат. наук, будущие ректор Стерлитамакского пединститута М.Г. Хамидуллин, проф. кафедры физики Шуйского пединститута Э.В. Сергеев, основатель кафедры теоретической физики ЧелГУ А.Г. Шкловский и другие. Кроме того, с 1963 г. 35 лет руководил М.С. Свирский секцией теоретической физики научного общества учащихся при Дворце пионеров и школьников. Он умел объяснять сложнейшие проблемы физики доступным языком, приобщая детей к науке. Среди его воспитанников, например, будущий астрофизик, доктор физ.-мат. наук, лауреат Гос. премии СССР Н.Н. Горькавый.
В 1972 г. в Южно-Уральском книжном издательстве тиражом 1000 экз. вышло учебное пособие М.С. Свирского «Электронная теория вещества». Книга быстро разошлась среди институтов, получив высокую оценку.
В 1980 г. в издательстве «Просвещение» тиражом уже 22 000 экз. вышло 2-е доп. издание «Электронной теории вещества». Ведущий научный сотрудник Института физических проблем им. П.Л. Капицы, проф. МГУ М.И. Каганов, увидев ее на полке московского книжного магазина, сказал: «Эта книга должна стоять не в отделе ‘‘Просвещение’’, а в отделе ‘‘Наука’’».
Выпускники физмата ЧГПУ гордились тем, что слушали лекции проф. Свирского, хранили конспекты как реликвию.
Почти «на пальцах», как волшебник,
Любой эффект изложит он,
И будет счастлив собеседник,
Усвоив непростой закон.
Он про статистику и спины
Простым расскажет языком,
Включив в расчеты величины
С «хорошим» квантовым числом.
О его педагогическом искусстве газета «ВЧ» от 9.02.1983 г. также писала: «На лекции проф. М.С. Свирского студенты ходят с особым удовольствием. Он умеет рассказать о квантовой механике и электронной теории вещества так интересно, что любой детектив меркнет в сравнении».
Шаг за шагом обучающиеся совершали восхождение к вершинам современной физики элементарных частиц. Для них проф. Свирским также были разработаны спецкурсы «Вопросы квантовой теории магнетизма и проводимости», «Атомы и атомные системы», «Теория флуктуаций». Он вел кружок теоретической физики по темам «Нелинейная электродинамика», «Мезоатомы» и др. Все лекции Свирского были открытыми. Его курс по квантовой механике прослушал и законспектировал даже ректор ЧГПИ С.В. Шулепов, крупный специалист по физике углеграфитовых материалов. Руководитель науч. школы, доктор физ.-мат. наук, профессор, он высоко ценил фундаментальность этого Учёного с большой буквы. Интересно отметить, что Свирский был настоящим экспертом по всем дисциплинам кафедры: мог читать лекции по любому курсу, заменив, например, заболевшего преподавателя. Более полувека он стоял у доски на протезе высотой 93 см, и мало кто догадывался о том, чего ему это стоило. Над рабочим столом Свирского висел портрет Альберта Эйнштейна – подарок выпускников в знак глубокой благодарности и уважения к своему Учителю и веры во вдохновляющую силу изображенного на нем выдающегося физика-теоретика XX столетия.
Значительное место в учебной и научной работе кафедры было связано с астрономией и астрофизикой. Усилиями Свирского и Шулепова осуществлено строительство и открытие в 1988 г. на территории вуза астрономического комплекса. С 1989 г. там проводятся учебные занятия, читаются спецкурсы, работают кружки, организуются экскурсии и сборы победителей олимпиад.
Летом 1990 г. осуществилась полувековая мечта Моисея Соломоновича: ступить на австралийскую землю, где жил второй его брат Бецалел. Там он не только смог увидеться с ним и его семьёй, но и выступил с докладом в университете г. Мельбурна по проблемам теории сверхпроводимости.
В семейной жизни Моисей Соломонович был любящий муж, заботливый отец двух дочерей, Людмилы и Эллы. Обладая абсолютным слухом, в часы досуга, он великолепно играл на скрипке и фортепиано, мог перевести с иностранных языков не только научные статьи, но и зарубежные сказки своим детям. Обе дочери, как и родители, посвятили себя науке. Одна из них с 1979 г. по сей день трудится в родном вузе – Людмила Моисеевна Свирская прошла здесь путь от ассистента до доцента. Последователь отца, она читает лекции по квантовой механике, физике твердого тела; физике атомного ядра и элементарных частиц; ведет спецкурс «Квантовая механика на компьютере». Она кандидат физ.-мат. наук, научные интересы связаны с применением обобщенного уравнения Гамильтона–Якоби в квантовой механике. Кроме того, дочь унаследовала музыкальный талант отца, который смогла передать и его замечательному внуку, Льву, так похожему внешне на деда.
Академик РАЕН
В 1995 г. Моисей Соломонович Свирский избран действительным членом Академии естествознания. Он являлся отличником народного просвещения, заслуженным работником высшей школы РФ, почетным работником высшего профессионального образования РФ, заслуженным деятелем науки и образования, лауреатом форума «Общественное признание».
На столетии со дня рождения академика М.С. Свирского в 2023 г. в память о нём со сцены актового зала вуза звучали такие строки:
Был истинным он рыцарем науки,
Дышал он ею – этим счастлив был,
Жизнь микромира и Вселенной звуки
В научную симфонию вложил.
И этот вклад его весом и вечен,
Значительным был этот Человек,
Столетием двадцатым он отмечен,
Пусть помнит это двадцать первый век!
Ушёл из жизни Моисей Соломонович 18 февраля 2010 г., до последнего дня оставаясь верным науке. Провожали его залпами орудий – так солдаты отдавали последние почести ветерану, награжденному орденами Отечественной войны I и II степени, орденом «Знак Почёта», медалью Жукова – всего 12 медалями за воинские и трудовые заслуги.
Ученым оставлено полторы сотни научных работ в престижных отечественных и зарубежных изданиях, результаты его трудов носили эвристический характер и всегда востребованы мировым научным сообществом – жизнь открывала перед ним широкие перспективы, поступали предложения, но Моисей Соломонович Свирский сохранил не только свои «челябинские координаты», он не покинул родной вуз, даже когда в городе был открыт классический университет; будучи инвалидом Великой Отечественной войны не променял Урал на теплые страны, где нет снега и можно было ходить, не проваливаясь протезом в сугробы и не скользя в гололёд. Он всегда был самоотверженным человеком и оставался верен ставшему родным Челябинскому педагогическому университету – таковым и остается в нашей памяти.
Автор: Ольга Карпенко Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин Начало очерка здесь
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь