Найти тему

русский стиль X русская мода: Алёна Ахмадуллина в поисках образа новой-старой Москвы

Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru

В рубрике "русский стиль х русская мода" продолжаем исследовать нешаблонное видение русской темы в коллекциях отечественных дизайнеров. Сегодня знакомим вас с яркой капсульной коллекцией Алёны Ахмадуллиной, на которую дизайнера вдохновила необычная коллаборация с алкогольным брендом ABSOLUT. Главным замыслом творческого союза было визуальное воплощение уникального образа Москвы, в поисках которого Алёна обратилась к кубистическими архитектурным пейзажам Аристарха Лентулова.

Парадоксально, но, не попробовав Macdonald's, наш современник едва ли проявит интерес к локальной кухне. "В зонах с низкой модерновой мобильностью люди стремятся к продуктам глобальной цивилизации. И напротив, те, кто находится в контексте этой цивилизации, приобретают чувствительность и вкус к локальной исторической аутентичности во всех её формах, включая еду и напитки", - отмечает профессор Школы философии и культорологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной. Этот любопытный факт предопределяет то, что пресытившийся тривиально-массовым обыватель сегодня всё больше отдаёт предпочтение особенному.

Как продукт "глобальной индустрии", дитя мира, изначально безразличное к своему историческому истоку, шведский водочный бренд ABSOLUT откликнулся на такие изменения в обществе и стал формировать культурные связи с локальными сообществами, создавая новые смыслы и ценности для потребителей. Так в 2007 году состоялся запуск лимитированной линейки City Series, посвящённой самым известным мировым мегаполисам. Уникальным был задуман не только вкус, но и оформление: ABSOLUT стали привлекать ведущих локальных художников, дизайнеров и арт-визионеров для воплощения духа города в дизайне каждого издания серии.

В 2013 году линейка City Series пополнилась "московской" версией горячительного напитка, дизайн которой доверили главной сказочнице российской моды Алёне Ахмадуллиной.

В создании паттерна лежала идея плавного перехода от старой Москвы к новой: дизайн органично сочетает исторические памятники вроде башен ансамбля Кремля с башнями Москва-Сити. В этом диалоге прошлого и настоящего отражена важная философская идея об обществе модерна, частью которого мы являемся, а именно - мы живём в культуре, которая носит "раздвоенный" характер: с одной стороны мы нацелены в будущее и на прогресс, с другой стороны в контексте постоянной модернизации мы обрели вкус к истории и памятникам прошлого, которые отчаянно стремимся сохранять. Города, где мы живём, превращаются в многослойный исторический палимпсест.

Аристарх Лентулов. "Небозвон. Декоративная Москва" (1915 г.). Фото: Ярославский художественный музей.
Аристарх Лентулов. "Небозвон. Декоративная Москва" (1915 г.). Фото: Ярославский художественный музей.

"Спусковым крючком" усиления двойственного характера современной культуры по наблюдению философа и теоретика культуры позднего модерна Германа Люббе стало авангардное искусство. Авангард подразумевал не только эмансипацию изобразительного искусства и уход от подражания реальности, но и осознанное стремление творцов к инновационному преодолению предшественников в художественном производстве. Основатель футуризма Маринетти призывал современников не оглядываться в прошлое и очистить мир от музеев, но вопреки этому искусство авангарда ожидал парадокс: оно, как никакое прежде, рьяно устремилось в музеи и только усилило чувствительность людей к результатам инновации прошлого.

В этом контексте становится совершенно понятен выбор Алёны Ахмадуллиной в пользу кубистических видов Москвы художника-авангардиста Аристарха Лентулова, ведь его работы наглядно иллюстрируют тезис о "раздвоенности" современной культуры: они одновременно сочетают исторические образы города и полное порывание с предшествующей живописной традицией.

Аристарх Лентулов. "Василий Блаженный" (1913 г.). Государственная Третьяковская Галерея.
Аристарх Лентулов. "Василий Блаженный" (1913 г.). Государственная Третьяковская Галерея.

Работа над оформлением московского издания ABSOLUT нашла продолжение в капсульной коллекции платьев ABSOLUT MOSCOW - "Абсолютная Москва". В работе над ней Алёна Ахмадуллина также отталкивалась от диалога прошлого и будущего, образа Москвы как пёстрого и разнородного города-палимпсеста, где история не отделима не только от настоящего, но и будущего.

Алёна очень удачно "перевела" на язык костюма формулу Лентулова, которая предписывает говорить о наследии на новом визуальном языке: мы видим платья актуального архитектурного кроя, но их палитра отсылает нас к русской живописной традиции начала XX века, а плетёный декор - к народным художественным промыслам.

Для того чтобы сделать эту капсульную коллекцию, мы открыли изображение с силуэтом нашего сказочного города и в каждой башне, в каждом элементе архитектуры увидели некое сложение, которое могло бы дать концепцию для кроя, сочетания цветов платьев. Поэтому они получились такие многоцветные, что идёт от картин Лентулова, архитектурно членённые, но при этом через эту архитектурность «прорастает» наш сказочный город.
Из пресс-релиза коллекции

Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru
Коллекция Absolut Moscow от Alena Akhmadullina, 2013 г. Фото: alenaakhmadullina.ru

Платья этой капсульной коллекции неоднократно мелькали на красных дорожках московских фестивалей, причём дважды в них появлялась сама дизайнер: в мае на премьере "Великого Гэтсби" База Лурмана на фестивале искусств "Черешневый лес" и в июне - на открытии ММКФ.

Эта коллекция благодаря свежему взгляду на образ Москвы определённо придётся по душе современной девушке с сильным культурным зарядом внутри. Оммаж творчеству Лентулова удачно раскрывает главную черту сегодняшней Москвы - её авангардистскую динамику с прицелом на инновации и одновременную любовь к прошлому. И тут особенно хочется поблагодарить дизайнера за то, что она создала не только визуально эффектную, но и интеллектуальную коллекцию.

Текст: Вера Радвила, основатель культурно-образовательной сети Lamanova.online и виртуального музея NLamanova.ru.

Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и декоративно-прикладного искусства в России?

Ставьте "нравится", подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:

NLamanova.ru

Vk.com/nplamanova

Ok.ru/group/53716297384094

Facebook.com/n.p.lamanova *

Instagram.com/nplamanova *

*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta