Микромодель «SWOT-анализ»

В своих статьях я много пишу про коучинг, основная задача которого – это постоянная ориентация на развитие своих навыков и на развитие своего внутреннего потенциала. Как правило, развитие происходит тогда, когда мы перемещаемся из начальной точки А в заветную точку Б и при этом улучшаем свои умения, повышаем качество работы или жизни. При исследовании своей начальной точки очень важно провести грамотный анализ себя и реальности, поскольку именно это является заделом для формулирования следующих шагов и подцелей. Сегодня будем говорить о микромодели SWOT, которая позволяет оценить факторы роста и зоны риска внутренней и внешней среды.

На сегодняшний день сложно сказать, кто именно придумал «SWOT-анализ», однако точно известно, что с 70-х годов прошлого столетия данная модель начала впервые упоминаться на различных бизнес-конференциях. Изначально модель активно применялась высшим менеджментом компании для анализа и последующего планирования, позже инструмент распространился и в другие сферы, одна из которых – коучинг. Суть модели крайне проста – она предлагает анализ реальности по 4 направлениям, первые буквы которых как раз и формируют аббревиатуру SWOT. Реальность же состоит из внутренней среды, которая включает наши сильные (S- Strengths) и слабые стороны (W - Weaknesses), и внешней среды – возможности (O- Opportunities) и угрозы (T - Threats).

Анализ по SWOT является довольно универсальным и может применяться как для бизнеса (например, при выпуске нового продукта или выходе на новый рынок, при внедрении новых систем или процессов, при анализе кризисных ситуаций), так и для личного пользования. Удобнее всего изображать модель в виде матрицы, поочередно рассматривая сначала факторы внутренней, затем внешней реальности.

Матрица SWOT-анализа
Матрица SWOT-анализа

Внутренняя среда – то, на что мы можем оказывать влияние и изменять, поэтому при достаточном количестве ресурсов разумнее всего в начале работы уделить внимание тому, чтобы укрепить свои сильные стороны и проработать слабые. Внешняя среда имеет больше условий и сложностей для изменений, поэтому проще под нее подстраиваться и учитывать в своем планировании.

В случае SWOT-анализа в личных целях автор, исполнитель и пользователь данных будет выступать в единственном лице. В случае анализа для бизнеса для более объективной картины лучше всего заполнять модель командой. Это позволит взглянуть на реальность с разных сторон и учесть не всегда очевидные нюансы.

Отмечу, что столь популярная и простая микромодель имеет некоторые недостатки, о которых всегда важно помнить. Во-первых, модель подразумевает больше описательный характер и в малой степени опирается на цифры и количественные данные, что не всегда позволяет погрузиться в суть вопроса. Во-вторых, проведенный анализ имеет четкую привязку ко времени проведения и не динамичен, что требует постоянной актуализации данных. В-третьих, модель позволяет лишь систематизировать информацию, дальнейший анализ, выводы и планирование лежит в зоне ответственности исполнителя.

SWOT-анализ разумнее и продуктивнее всего применять в начале личного или бизнес планирования, поскольку эта модель позволит формировать и подстраивать стратегию движения исходя из реальности. Это отличный универсальный, простой и верхнеуровневый инструмент анализа и систематизации внутренних и внешних условий, которые могут оказывать позитивное и негативное влияние на объект исследования. Дальнейшая работа с проблемой / продуктом / идеей скорее всего будет происходить вне контура микромодели SWOT. Это обусловлено тем, что последующие шаги, как правило, подразумевают более детальную работу с количественными данными и требуют более углубленного внимания.

В своих статьях я много пишу про коучинг, основная задача которого – это постоянная ориентация на развитие своих навыков и на развитие своего внутреннего потенциала.-2