На фоне заявления Владимира Путина о том, что России нужно не менее 2.5 млн трудовых мигрантов, в сети начали активно обсуждать вопрос замещения выходцев из Средней Азии индийцами, пакистанцами и даже северокорейцами.
Скажу так, кадровая проблема действительно стоит очень остро, но вряд ли условные индусы захотят массово ехать в Россию. Другое дело Северная Корея, где зарплатные ожидания намного ниже.
Куда бегут трудовые мигранты
С одной стороны, мы постоянно говорим о миграционном кризисе и наплыве гастарбайтеров, а с другой – оказалось, что мигранты уезжают из России. Причем в числе первых начали уезжать выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана. Причина банальна: ослабление рубля, подорожание всех товаров и уменьшение доходов. Мигранты жалуются, что уже на родине могут зарабатывать немного больше.
Разумеется, все эти факторы отразились на рынке труда. Также не забываем, что сейчас многие россияне уходят по контракту в зону проведения СВО, а это рабочий класс, который увольняется с фабрик и заводов.
Удивительно, но некоторые самые простые предприятия оказались на грани закрытия. Так, в 2023 году одна из птицефабрик в Ленинградской области заявила, что дефицит рабочих рук достиг 25%. Причем большая часть работников была представлена трудовыми мигрантами. И речь идет не только о сельскохозяйственной отрасли:
· Строительство – более 50% рабочие мигранты.
· ЖКХ – примерно такие же показатели.
· Транспортная сфера – до 50% гастарбайтеры.
Предприятия, не задумываясь, набирали дешевую рабочую силу, а теперь вынуждены искать сотрудников среди местного населения. В итоге специалисты начали предлагать рабочую силу из Северной Кореи, Ирана, Пакистана и Индии.
Но смогут ли условные корейцы работать в российских регионах? Они практически не знают русский язык и живут по своим особым правилам.
Откуда будут привлекать мигрантов
Специалисты по трудовой миграции отмечают, что массовый отток мигрантов связан не только со снижением доходов. Ранее сразу несколько стран ЕС, а также Южная Корея запустили свои программы для трудовых мигрантов. Они платят в разы больше, чем могут позволить российские компании.
Проблема усугубляется тем, что российские предприятия не готовы набирать мигрантов из других стран. По сути, они привыкли к условным киргизам или узбекам, а вот северокорейцы вызывают опасения.
Допустим, что таки в России появятся гастарбайтеры из других стран. Где их можно задействовать:
1. Индийцы – в целом готовы работать на среднюю зарплату, так как в Индии очень высокая безработица. Однако они успели оценить высокие заработки в ОАЭ и других арабских странах. Статистика говорит о том, что они неплохо себя проявляют в общепите и могут работать в транспортной сфере. Кстати, в США достаточно много индийцев, которые зарабатывают частным извозом.
Также среди жителей Индии довольно много продвинутых айтишников. Правда, у нас сейчас своих хватает специалистов, поэтому эта ниша вряд ли будет востребована.
2. Иранцы – говорят неплохие работники, но со своими особенностями. Практически вся нация сугубо религиозная, и они не готовы менять свои принципы. То есть фактически речь идет о выходцах из Средней Азии, но только с другой религией. Кроме того, у иранцев не принято работать за границей.
3. Северокорейцы – согласны работать за минимальную зарплату, так как на родине получают еще меньше. Трудоголики, хотя специалистов очень мало, но могут сгодиться в качестве дешевой рабочей силы: стройки, склады, уборка улиц и прочее.
Однако и в этом случае будет множество проблем, в том числе политического характера. Северная Корея тщательно отслеживает трудовую деятельность своих граждан. Проще говоря, вместе с рабочими они всегда посылают представителей спецслужб. Готовы ли мы принимать такой контингент?
Почему ставки делают на КНДР
Северная Корея является одной из самых бедных стран мира, где средний оклад в месяц составляет около 2-3 тысяч рублей. Неудивительно, что они готовы работать за условные 25 тысяч рублей без выходных и жить на работе. Конечно, официально в КНДР говорят о средней зарплате около 300 долларов или 30 тысяч рублей, но эти цифры далеки от реальности.
К слову, северокорейцы уже давно работают в России. Правда, зачастую они маскируются под выходцев из других стран, например, часто проживают в китайских районах. По последним данным в России находится от 20 до 30 тысяч северокорейцев. Как правило, это небольшие и очень закрытые диаспоры, где условия проживания близки к «рабскому» труду.
Нет, конечно, нам выгодно набирать таких гастарбайтеров – тихих, скрытных и готовых к любой работе. Правда, я не особо понимаю, как это будет работать на практике, особенно при массовом наборе специалистов из КНДР.
Что мы имеем в сухом остатке? Ситуация заходит в тупик, хотя и трудовые мигранты очень нужны. Но набрать 2.5 млн человек из других стран, кажется, невыполнимая задача.