Найти в Дзене
Думающая история

Как пчелы стали логотипом Наполеона

Ранним вечером 27 мая 1653 года глухонемой каменщик по имени Адриан Квинкен трудился над новым фундаментом церкви Сен-Брис в городе Турне, когда его лопата наткнулась на кожаные мешки с золотом. Здесь были и монеты, и браслет, сбруя, оружие и более 300 стилизованных пчел с вставками из граната на крыльях. Скромный каменщик случайно раскопал захоронение короля франков (457 – 482 гг.) и основателя династии Меровингов, о чем свидетельствовал массивный перстень на руке скелета с надписью Childerici Regis – «Король Хильдерик». Открытие вызвало бурю восторгов у жителей города, который в ту пору находился на территории испанских Нидерландов. Их правителем был эрцгерцог Леопольд Вильгельм, который поручил своему врачу эрудиту Жан-Жаку Шиффле опубликовать описание находки. Публикация была осуществлена в 1655 г. После смерти эрцгерцога клад был завещан его племяннику, австрийскому императору Леопольду I, который подарил его Людовику XIV. На Короля-Солнце с его рафинированными вкусами сокровища н

Ранним вечером 27 мая 1653 года глухонемой каменщик по имени Адриан Квинкен трудился над новым фундаментом церкви Сен-Брис в городе Турне, когда его лопата наткнулась на кожаные мешки с золотом. Здесь были и монеты, и браслет, сбруя, оружие и более 300 стилизованных пчел с вставками из граната на крыльях.

Сокровища из гробницы Хильдерика. Принтскрин с ресурса https://www.hhantiquejewelry.com
Сокровища из гробницы Хильдерика. Принтскрин с ресурса https://www.hhantiquejewelry.com

Скромный каменщик случайно раскопал захоронение короля франков (457 – 482 гг.) и основателя династии Меровингов, о чем свидетельствовал массивный перстень на руке скелета с надписью Childerici Regis – «Король Хильдерик».

Перстень Хильдерика. Копия (оригинал похищен в 1831 г.). Источник изображения: www.wissenschaftsjahr.de
Перстень Хильдерика. Копия (оригинал похищен в 1831 г.). Источник изображения: www.wissenschaftsjahr.de

Открытие вызвало бурю восторгов у жителей города, который в ту пору находился на территории испанских Нидерландов. Их правителем был эрцгерцог Леопольд Вильгельм, который поручил своему врачу эрудиту Жан-Жаку Шиффле опубликовать описание находки. Публикация была осуществлена в 1655 г.

Титульный лист и иллюстрации из книги Жан-Жака Шиффле «Воскрешение Хильдерика Первого, короля франков, или погребальные сокровища Турне», 1655 г. Принтскрин с ресурса: https://www.hhantiquejewelry.com
Титульный лист и иллюстрации из книги Жан-Жака Шиффле «Воскрешение Хильдерика Первого, короля франков, или погребальные сокровища Турне», 1655 г. Принтскрин с ресурса: https://www.hhantiquejewelry.com

После смерти эрцгерцога клад был завещан его племяннику, австрийскому императору Леопольду I, который подарил его Людовику XIV. На Короля-Солнце с его рафинированными вкусами сокровища не произвели впечатления, и он отправил их в хранилища Лувра, где они лежали, всеми забытые, пока не встал вопрос о символах императорской власти Наполеона Бонапарта.

Наполеон как-то заявил:

«Быть королем – значит наследовать прежние идеи и генеалогию. Я не хочу ни от кого происходить!»

По этой и многим другим причинам новый император не мог воспользоваться символикой Бурбонов. Государственный Совет, занимавшийся ребрендингом, решил обратиться к наследию Римской империи, когда императоров почитали как Бога, а императорская власть в большей степени базировалась на военных заслугах, чем на кровных узах. На печати и гербе императора Наполеона I появился орел, который когда-то был на штандартах римских легионов.

Герб Первой и Второй империй во Франции. Источник изображения: www.napoleon.org
Герб Первой и Второй империй во Франции. Источник изображения: www.napoleon.org

Вслед за этим встал вопрос об эмблеме, которой раньше была лилия. Консул Жан-Жак Режи де Комбасерес вспомнил о сокровищах Хильдерика и предложил пчелу в качестве привлекательного символа: она демонстрировала связь франков с римским миром, была похожа на перевернутую лилию и прекрасно подходила новому режиму: Франция ассоциировалась с большим ульем с Наполеоном во главе, пчелы олицетворяли тяжелый труд, усердие и упорядоченность.

Жан-Жак Режи де Комбасерес и рисунки  из публикации 1655 г. Принтскрин с ресурса: https://www.hhantiquejewelry.com
Жан-Жак Режи де Комбасерес и рисунки из публикации 1655 г. Принтскрин с ресурса: https://www.hhantiquejewelry.com

Наполеон согласился. Придворный художник Жан-Батист Изабей взялся за переделку пчел Хальдерика. Новый дизайн подходил и для одежды,

Коронационные туфельки Жозефины с пчелками. Источник изображения: ru.pinterest.com
Коронационные туфельки Жозефины с пчелками. Источник изображения: ru.pinterest.com

и для ювелирных украшений,

Брошь с камеей-портретом Наполеона. Агат, бриллианты, серебро, золото. Работа Николы Морелли, начало XIX века, Художественная коллекция Альбиона, Токио . Пчелы обведены розовым. Источник изображения: www.napoleon.org
Брошь с камеей-портретом Наполеона. Агат, бриллианты, серебро, золото. Работа Николы Морелли, начало XIX века, Художественная коллекция Альбиона, Токио . Пчелы обведены розовым. Источник изображения: www.napoleon.org

и для предметов интерьера императорского дворца.

Использованная литература

Napoleon and the Bees: How 5th Century Jewelry From the Tomb of Childeric I Became a Symbol of Empire — Heart of Hearts Jewels

Napoleon and the bee

The symbols of Empire