Найти в Дзене
окно в икону

Дополнительные праздничные ряды

С праздником, уважаемые читатели! Мы уже рассматривали особенности праздничного ряда иконостаса. Но в разные периоды времени он может разделяться на несколько рядов. Дополнительным к традиционному праздничному может быть страстной ряд. Например, из монастыря Ватопед на Афоне происходит частично сохранившийся алтарный эпистилий. Среди его фрагментов - Снятие с Креста. То есть страстные образы в праздниках появились раньше во второй половине двенадцатого века, относительно рано. Но они размещались среди других икон праздничного ряда. Когда же они были вынесены в отдельный ряд? Такое решение должно было быть подготовлено процессом развития рядов иконостаса, и это хорошо показывает так называемый "Васильевский чин". Это иконостас пятнадцатого века, первоначально он изготавливался для знаменитого храма Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. Но в этом храме по инициативе императрицы Екатерины Алексеевны иконостас заменили, а "старый" купили жители Ивановской области для храма Святой Трои

С праздником, уважаемые читатели! Мы уже рассматривали особенности праздничного ряда иконостаса. Но в разные периоды времени он может разделяться на несколько рядов.

Дополнительным к традиционному праздничному может быть страстной ряд. Например, из монастыря Ватопед на Афоне происходит частично сохранившийся алтарный эпистилий. Среди его фрагментов - Снятие с Креста. То есть страстные образы в праздниках появились раньше во второй половине двенадцатого века, относительно рано. Но они размещались среди других икон праздничного ряда. Когда же они были вынесены в отдельный ряд?

Такое решение должно было быть подготовлено процессом развития рядов иконостаса, и это хорошо показывает так называемый "Васильевский чин". Это иконостас пятнадцатого века, первоначально он изготавливался для знаменитого храма Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. Но в этом храме по инициативе императрицы Екатерины Алексеевны иконостас заменили, а "старый" купили жители Ивановской области для храма Святой Троицы села Васильевского. Поэтому-то он так и назван. Его отличительной чертой было как раз наличие развитого страстного цикла.

На фотографиях ниже иконы на страстные сюжеты из Васильевского чина.

Что для того времени такое решение не было редким, доказывают другие иконостасы пятнадцатого века - Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Но не в каждом иконостасе есть возможность разместить столько икон, вот и выделился страстной ряд в шестнадцатом веке в отдельный.

Два столетия просуществовал этот ряд, не всегда, правда, востребованный, особенно в небольших храмах. Но кое-где он даже сохранился. Например, в Рождественском соборе в Суздале он заменяет праздничный ряд.

Иконостас Рождественского собора в Суздале. 17в.
Иконостас Рождественского собора в Суздале. 17в.

Апостольский ряд, или ряд "апостольских страданий", или "деяния апостолов" известен с семнадцатого века, вернее будет сказать: в семнадцатом веке. Уже в восемнадцатом под влиянием западных новшеств изменения в составе иконостасов были такими сильными, что говорить о развитии рядов не приходится. Но в семнадцатом веке такие примеры были, и некоторые сохранились (например, в Москве и Сольвычегодске).

Упомянем и пядничный ряд. Впрочем, к праздничному его можно отнести достаточно условно. Ряд этот формировался в шестнадцатом веке из маленьких вкладных икон. Вкладные их называли, потому что их "вкладывали", то есть дарили отдельные люди, которые не могли себе позволить заказать иконописцу большую храмовую икону, а сделать дар храму или монастырю хотели. Пядницами же их называли от размера (примерно 32 на 24 см.), от русской меры пяди. Из-за того, что они были маленькими, их размещали низко, или сразу над местными иконами, или в нижней части деисусного ряда. В основном ряд связан с Москвой и ближайшими регионами, но есть и исключение (иконостас Преображенского собора Соловецкого монастыря). По содержанию ряд менялся, сначала это были в основном иконы Пресвятой Богородицы, но к началу восемнадцатого века это были иконы праздников, в том числе святых по дням памяти (минейные иконы). Дело в том, что из этого ряда брали образа для дарения благодетелям, а вместо них ставили новоподаренные, поэтому нормальным было изменение состава его икон, и из них не пробовали создать логичное повествование или выделить какие-то ведущие идеи.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!