С праздником, уважаемые читатели! Праздничный ряд иконостаса существовал ещё в византийских храмах. Об этом говорят сохранившиеся эпистилии и заменявшие их металлические пластины, они аналогичны по набору сюжетов диптихам для домашнего употребления с изображениями праздников: литых, резных и написанных красками. Об эпистилиях с праздниками достоверно известно с одиннадцатого века.
Если сравнивать все перечни праздников по этим сохранившимся материалам, то состав их сначала был неустойчив. В их числе могли появляться Встреча Богоматери с Елизаветой пророчицей (мать святого Иоанна Предтечи), Уверение Фомы. Объяснить это можно и тем, что представление о том, какие праздники наиболее значимы, не сложилось еще тогда (об этом можно судить по литературе того времени) и каждый автор сам выделял наиболее значимые события в деле Домостроительства спасения, поэтому перечень от перечня отличался.
Додекаортон (буквально с греческого "двенадцать праздников") - перечень из двенадцати наиболее значимых праздников - формируется к концу одиннадцатого века. Это влияет на стабилизацию набора изображаемых праздников. Однако было бы неправильно отождествлять его состав с современным представлением о двунадесятых праздниках (такой термин появился на Руси не ранее шестнадцатого века). Итак, в нём (и на сохранившихся иконописных примерах того времени) не было: Рождества Пресвятой Богородицы и Введения в храм, а также Воздвижения Животворящего Креста Господня, зато были: Воскрешение Лазаря, Распятие, Воскресение (в виде Сошествия во ад). Расположены на эпистилиях они были в последовательности происходивших новозаветных событий, а не в последовательности праздников в календарном порядке.
Информация о византийских иконостасах последних веков её существования даёт нам уверенное знание о таком ряде. Иконостасы в Греции поствизантийского периода, по мнению исследователей, тоже содержали праздничный ряд. Но состав несколько изменялся, в частности добавлялись всё чаще Богородичные праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Богородицы во храм. Происходило это, как считается, от торжественности празднования данных событий, что влияло на выбор иконописных сюжетов.
Состав древнейших праздничных рядов на Руси нам неизвестен. Первым частично дошедшим до наших дней иконостасом, в котором был праздничный ряд, стал иконостас Успенского собора во Владимире. Он был изготовлен в начале пятнадцатого века и приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному (то есть монаху). Сейчас он считается изготовленным несколько позднее и принадлежащим автору "круга Андрея Рублёва". Из икон праздничного ряда сохранилось только пять (по мнению других исследователей, десять). В любом случае это мало, потому что полноценный праздничный ряд включал двадцать пять изображений. Фотографии пяти не вызывающих споров образов приведены ниже.
Возможно, этот иконостас был разделен восточными опорами храма. Такие иконостасы называют несомкнутыми. Скорее всего, это могло повлиять на перечень изображений или порядок их расположения, но как, нам неизвестно, потому что после эпистилиев, в которых порядок сюжетов невозможно нарушить, ничего подобного не было, а отдельные сюжеты на отдельных иконах можно расставить по-разному.
Полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы считается иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный с мастерской - сведения из летописей). Вот он был всегда сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла.
Близкие по времени иконостасы, части которых сохранились до нашего времени в разрозненном состоянии, позволяют сделать вывод: праздничный ряд иконостаса был преимущественно сомкнутым и количество икон в этом ряду было большим за счёт того, что кроме двунадесятых праздников добавлялись события страстного, а также пасхального цикла. Но в шестнадцатом веке страстные события из ряда убрали (кроме Распятия), но добавили как постоянные Рождество Пресвятой Богородицы и Введение Богородицы во храм. То есть эволюция перечня изображений праздничного ряда походила на греческую. В это же время праздничный ряд при возможности поставить больше двенадцати икон стал содержать Покров Пресвятой Богородицы и другие великие праздники. Интересно, что последовательность икон могла соответствовать евангельской хронологии или календарной очередности праздников, но чаще оба принципа комбинировались. А это вносило некоторую неупорядоченность в размещение икон в праздничном ряду.
Поскольку ряд располагался над деисусным, он был сомкнутым. Но в семнадцатом веке высокий рельеф резьбы, украшающий тябла, заставил перенести праздничный ряд под деисусный, потому что иначе праздничных икон было бы не видно. Это привело к тому, что небольшие иконы праздничного ряда попадают в зону врат и оказываются постепенно разорванными Царскими вратами примерно посередине. Часто в восемнадцатом-девятнадцатом веках в столичных храмах праздничного ряда вообще нет, а отдельные иконы праздников размещены среди других.
Но на периферии ряды продолжают делать, однако не только по-старинке. Разомкнутость рождает новую идею, которая периодически проявляется в девятнадцатом веке, и часто встречается в новопостроенных современных храмах. Смысл это идеи заключается в том, чтобы распределить праздники на Богородичные и Господские и Богородичные разместить с той стороны Царских врат, где в местном ряду расположена икона Богоматери, а Господские - с той стороны, где в местном ряду размещена икона Иисуса Христа. Пример такого расположения мы видим на фото ниже.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!