Найти тему
Культурный шок

Охотницы на мамонтов

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

«Мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага». Хорошо знакомый штамп, который традиционалистки предъявляют к мужчинам по любому удобному поводу. Его сторонники (а вернее сторонницы) апеллируют к первобытному обществу, как к эталонному стандарту межгендерных отношений. В частности, его любят использовать, чтобы оправдать собственное иждивение у мужчины.

Однако как обстояли дела в первобытном обществе на самом деле? Сегодня мы по порядку разберём этот штамп, а уже в конце пусть каждый сам для себя решит, насколько традиционные гендерные роли соответствуют его ожиданиям.

Охота на мамонтов.

Начнём, пожалуй, с первого тезиса. Ведь истинная роль настоящего мужчины – это забить на охоте мамонта и накормить им своё племя. Ага, щас. Согласно археологическим раскопкам в Северной и Южной Америке от 30 до 50% останков древних охотников принадлежат женщинам. Этот факт уже делает вышеупомянутый штамп безосновательным, однако дальше больше.

Дело в том, что систематизировать поведение животных по их видам, создать охотничье снаряжение, фонарики и «Сайгу-12» человеку удалось значительно позже. Даже обычный лук со стрелами появился далеко не сразу и нашёл своё широкое распространение только в эпоху мезолита. В связи с этим, помимо охоты первобытном обществе существовало собирательство, которым занимались более слабые члены общины, не участвовавшие в охоте. Таким образом, можно сделать вывод, что женщины осуществляли не меньший вклад в добычу еды, чем мужчины.

Хранение очага.

Ну да ладно. С охотой мы разобрались, а что на счёт очага? Для начала озвучу самый очевидный факт. Если кто-то из вас представлял, что «хранение очага» в первобытном обществе заключалось в том, что женщина могла потратить два часа в день на нажимание на кнопки стиральной машины, микроволновки и посудомойки, после чего с чувством выполненного долга пойти смотреть видосы в тик-токе, закатайте губу прямо сейчас.

Для людей, не задействованных в охоте, тоже работы хватало. К ней относится: изготовления оружия и орудий туда, лодок, плотов, гарпунов, рыболовных сетей, первобытного жилища, забота о детях и раненых. И именно данные сферы деятельности, с ходом развития научно-технического прогресса из присваивающего хозяйства переросли в натуральное хозяйство, а затем и в промышленность. В то время как охота в современном обществе перестала играть ключевую роль в экономике.

Таким образом, руководствуясь штампом про «добытчиков и очаги» можно сделать вывод о том, что «работа», в её привычном понимании, то есть профессиональная деятельность граждан, возмездного характера – это логическое продолжение женских гендерных ролей, а не мужских.

И не смотря даже на этот факт, не стоит забывать, что в первобытном обществе царил суровый патриархат. Насилие в нём было привычным делом. Так, согласно утверждению учёного-антрополога С.В. Дробышевского в ходе археологических находок по всем древним палеопопуляциям было обнаружено, что большинство переломов носовых костей принадлежит женщинам. При этом характер полученных травм позволяет утверждать, что они были получены в результате того, что сегодня называется «домашним насилием». Ну что, ещё остались те, кто хочет на себя примерить «традиционные гендерные роли»?

Сегодня разговорами про добычу мамонтов женщины разводят на деньги наивных лохов. Оно и понятно, ведь мамонты давно вымерли и за давностью лет уже никто и не разберёт, как оно было на самом деле. Вот только лох – не мамонт, лох не вымрет.