22 февраля (по 24 марта 2024 г.) в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР) открылась выставка «Торжество святого Никиты», посвящённая святому Никите Готфскому.
Святой великомученик и знатный военачальник Никита Готфский, раннехристианский святой, родился и жил на берегах Дуная. Уверовав в Христа, он принял крещение от готфского епископа Феофила и вместе с епископом Вульфилой активно участвовал в распространении христианства. Благодаря статусу и солидному положению, Никита был одним из тех, кто долгое время мог проповедовать активно, открыто и публично. Он многих обратил в христианство, включая собственную семью. После обличений Атанариха был взят под стражу (372 года) и подвергнут различным мучениям, после чего сожжен. Согласно житию, огонь не опалил тело Никиты.
«…Святый Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой — вечной и бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святый Никита воинствовал за Христа под знамением Креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым» (фрагмент из Жития св.Никиты).
Изначально тело осталось непогребённым. Но добродетельный христианин и друг Никиты по имени Мариан, решил похоронить его. В сырую, туманную и дождливую ночь, Мариан едва ли мог найти тело и в этот момент, Господь послал ему путеводную звезду, которая привела христианина к телу Никиты. Мариан смог осуществить задуманное. Забрав тело Никиты, отнес его в город Мопсуестию в Киликии. В дальнейшем, у захоронения святого стали совершаться чудеса исцеления. Позднее мощи перенесли в в Константинополь, а часть мощей — в сербский монастырь Высокие Дечаны.
Культ Никиты был развит в Восточной Римской империи, а на Руси Никита почитался на еще с домонгольского времени. Куратор выставки, научный сотрудник научно-исследовательского отдела ЦМИАР Ирина Финская, обращает внимание на то, что в народе, Никита часто именуется «Бесогоном», хотя это неверно. Никита Бесогон и Никита Готфский – это персоналии разные. Деяния св. Никиты Готфского отражены в исторических документах, личность же Никиты Бесогона «…скорее легендарная: в апокрифическом Сказании он представлен как сын царя Максимиана, пострадавший за веру в Константинополе» (И.Финская). Однако, эти два образа упорно слились в один. Образы великомученика Никиты, побивающего беса, со второй половины XIV века получают распространение в мелкой пластике: нательных крестах и небольших образках, имевших охранительную функцию. Согласно каноничному образу, Никита в левой руке держит меч, а в правой – крест.
Особенно широкое распространение культ почитания получил в период укрепления власти московских великих князей и утверждения концепции «Москва – Третий Рим». Примерно в этот период в честь великомученика Никиты возводят храмы и монастыри в Москве, Ярославле, а его изображения появляются во фресковых ансамблях и на иконах. В начале XVI столетия широкое распространение получили житийные иконы святых воинов. Хотя, количеству изображений Димитрия Солунского, великомученика Георгия, изображение Никиты уступало.
А вот при Грозном, почитание Никиты достигло общегосударственного масштаба. Собственно, почему моим читателям-единомышленникам это может быть интересно? Все наверное помнят, а если кто-то подзабыл, напомню )) Что елизаровский Никитский храм, ктитором которого является Алексей Данилович Басманов, построен в честь святого Никиты Готфского (более подробно о храме, о селе Елизарово, о роли Басманова в качестве ктитора, можно прочитать в моей книге «Фёдор и Алексей Басмановы. Пять веков без права голоса», а скачать книгу можно на Бусти https://boosty.to/maraproza/posts/155513e5-add9-4b5d-..
Выставка на самом деле крохотная. В маленькой комнатке представлена всего одна икона и одна витрина с крестами. То есть, памятниками личного благочестия. В их число вошли небольшие меднолитые иконы, кресты-энколпионы, нательные кресты XIV-XVI веков с изображением великомученика. Центральный экспонат выставки – редкая икона великомученика первой трети XVI столетия из частного собрания коллекционера Сергея Ходорковского.
Это один из самых ранних известных на Руси иконописных образов святого Никиты, в котором подробно, в четырнадцати клеймах, иллюстрируется его житие. Икона выполнена московским мастером. До нас дошли восемь подобных образов этого периода, хранящихся в разных музеях России. Шесть клейм посвящены преследованиям и мучениям святого, а еще несколько – «сокрушению идолов», проповеди Христа и обращению язычников.
Особой масштабности от выставки не ждите. Если вы едете в Москву из другого города. Однако, музей Рублёва (музей древнерусской живописи) стоит того чтобы его посетить в любом случае.
На фото - прекрасный Никитский храм в с.Елизарово, построенным моими историческими любимцами Басмановыми. Подробно узнать о Басмановых как о ктиторах, о храме, о с.Елизарово можно в моей документальной книге, ссылку на которую я оставила выше и оставляю здесь. https://boosty.to/maraproza/posts/155513e5-add9-4b5d-b7c3-91854bfd7137
А самое лучше... Поехать в Переславль, в Елизарово и увидеть этот великолепный храм, похожий на бутон белой лилии собственными глазами...
Использованные источники:
Канал музея на платформе «Дзен» «Святой Никита. Воин, мученик, бесогон» https://dzen.ru/a/ZdMdaDWs1kpwaL_n
Сайт Ассоциации Православных Экспертов http://pokrov-fond-info.ru/content/v-muzee-im-rubleva-otkrylas-vystavka-«torzhestvo-svyatogo-nikity»
Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_по_изложению_свт._Димитрия_Ростовского/Сентябрь/15#300