Найти тему

Святой Никита. Воин, мученик, бесогон

296 прочитали

Святой великомученик Никита был готом, родился и жил на берегах Дуная, был крещен и проповедовал христианство среди своего народа. После участия в военном конфликте, победу в котором одержал язычник Атанарих, святой Никита был схвачен, предан мучениям и смерти. Так об этом рассказывает канонический текст жития.

В сознании человека Древней Руси Никита-воин ассоциировался прежде всего со святым, побеждающим нечистую силу. Сюжет с побиением святым Никитой беса восходит к апокрифическому сказанию. Возможно, оно представляет собой переработанный текст жития одного из раннехристианских мучеников Никиты Никомедийского, день памяти которого совпадал с днем памяти святого Никиты Готфского.

ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА. Икона. XIV век. Шифер, резьба; 5 × 3 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА. Икона. XIV век. Шифер, резьба; 5 × 3 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Апокрифическое «Никитино мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил», рассказывает, что Никита был сыном императора Максимиана, принявшим христианство. За то, что он разбил драгоценные статуи языческих богов, отец заточил его в тюрьму и предал мучениям, после которых тот оставался невредим. Затем Никите в темнице явился бес в ангельском обличии, соблазняя обратиться в язычество. По повелению архангела Михаила Никита схватил беса и избил его своими цепями. За победу над бесом святой получил прозвище Бесогон.

 ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА, ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА. Икона. XVI век. Медный сплав, литье.
4,6 × 3,9 см. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА, ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА. Икона. XVI век. Медный сплав, литье. 4,6 × 3,9 см. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Апокрифическое житие великомученика Никиты упоминается в источниках XI века, его древнейшие сохранившиеся списки на греческом и славянском языках относятся к XII–XIII векам, русские — к XV столетию. Образы великомученика Никиты, побивающего беса – Никиты Бесогона, – со второй половины XIV века получают распространение в мелкой пластике: нательных крестах и небольших образках, имевших охранительную функцию. Эти памятники личного благочестия из собрания Музея имени Андрея Рублева представлены на новой выставке, демонстрирующей широкое почитание в народе святого Никиты.

Двусторонняя икона «Вознесение –Великомученик Никита, побивающий беса» была создана в тверских землях в XIV веке и по некоторым признакам восходит к византийским образцам. Популярность подобных изделий была столь велика, что по ним изготавливали образки и позже, в XVI столетии. Они имели хождение вплоть до XIX века.

 ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА, ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА; ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ. Крест-энколпион. 
XV век. Медный сплав, литье. 9 × 5,3 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА, ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА; ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ. Крест-энколпион. XV век. Медный сплав, литье. 9 × 5,3 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Большинство крестов XIV–XVI веков с образами святого Никиты происходят из новгородских и тверских земель, в том числе Старицы, Белого Городка, Ржева, Торжка, а также из Калуги, Киева, Рязани и Смоленска, что свидетельствует об их широком распространении как популярных оберегов. Композиция сцены избиения беса отличается разнообразием - ее изображали на средокрестии в нижней части креста с Распятием в центре или между святыми.

Небольшие меднолитые иконы, кресты-энколпионы и нательные кресты XIV-XVI веков из собрания музея с изображением великомученика, а также одна из ранних житийных икон святого из частного собрания, представлены на выставке «Торжество святого Никиты» в Музее имени Андрея Рублева с 22 февраля до 24 марта 2024 года.

___

Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!