Найти тему

Обманчивая компактность. Тест автомобильного активного 10-дюймового сабвуфера Kicx Sound Civilization Q250BPA

Оглавление

Интересный активный сабик попал на тестирование – крайне редкий представитель недорогих, но действительно играющих бас, а не бубнящих на одной ноте. Даже неожиданно как-то. Выполнен в оформлении «пассивный излучатель», так что лучше не обманываться малыми размерами – отдача у него тоже нормальная. В общем, есть повод разобрать в деталях, как он работает, и что дало такой результат.

Итак, на изучении – активный сабвуфер (т. е. уже со встроенным усилителем) с модельным индексом Kicx Q250BPA. Принадлежит серии Sound Civilization – производитель позиционирует её в сегмент «начального SQ». Цена на момент теста в официальном интернет-магазине kicx.ru – 13490 рублей. За готовое и к тому же «играющее» решение – более чем умеренно.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Корпус компактный, в форме симметричной трапеции со скошенными нижними углами. Максимальный размер в «бёдрах» – всего 38 см, высота – 31 см. Формат как бы намекает, что размещать его в багажнике логичней всего у спинки заднего сиденья, динамиком вбок.

-2

На самом деле с другой стороны у него… типа тоже динамик. Или не динамик? И вообще, который из них динамик, а который – пассивный излучатель?

-3

Сходу (если без рукоприкладства) даже непонятно, потому что и тот, и другой снаружи выглядят одинаково.

-4

Теперь к усилителю. Набор регулировок – стандартный: чувствительность (ну или гейн, если вам так привычней), фильтр нижних частот (LPF), срезающий всё, что за пределами сабвуферного диапазона, ну и бас-буст. А ещё – плавная регулировка фазы – пригодится для «бесшовной» подгонки звучания сабвуфера к основным, фронтальным акустическим системам (чтобы саб звучал «слитно», а не бумкал отдельно от остальной системы).

Терминалы питания примут калибр кабелей 8 Ga, подключиться к источнику можно по линейным или высокоуровневым входам. Кстати, если по линейным, лучше выбрать межблочные кабели с угловыми RCA-разъёмами, чтобы не торчали.

-5

В комплекте – хвост проводов с разъёмом для высокоуровневого входа и проводной ПДУ, дублирующий в небольших пределах регулировку гейна.

-6

Теперь немного начинки. Если смотреть со стороны усилителя, то динамик получается справа. Откручиваю его, заодно потом сниму параметры. Внутри корпус частично заполнен синтепоном,

-7

Сам динамик, насколько знаю, на момент этого теста готовится к продаже в виде отдельной модели (правда, пока даже модельный индекс неизвестен). Для применения в готовом сабе лишние изыски не нужны, так что здесь он без наклеек и с простыми клеммными терминалами под пайку. Кстати, забегая вперёд, динамик удачный – можно взять на заметку, когда выйдет в продажу.

-8

Пассивный излучатель решён на его же базе – это корзина, верхний подвес и диффузор, просто без магнитной системы. Разве что с тыльной стороны диффузора – небольшая утяжеляющая металлическая шайба для получения нужной резонансной частоты.

-9

На всякий случай напомню, как работает пассивный излучатель (ПИ). Если не вдаваться в детали, во многом его можно сравнить с портом фазоинвертора. Там работает воздушная масса внутри порта – она входит в резонанс (сжимается и разжимается) от колебаний воздуха внутри корпуса. Ну и, соответственно, «выхлоп» из порта на этой резонансной частоте начинает «дуть» синхронно с диффузором, добавляя сабу отдачи. Частота настройки порта определяется его размерами и пропорциями.

А здесь у нас работает не воздух внутри порта, а диффузор пассивного излучателя. Его резонанс определяется двумя вещами – жёсткостью подвеса и массой самого диффузора. Но жёсткость подвеса задана изначально, а вот повлиять на массу диффузора можно. Облегчаем его – повышаем резонанс, утяжеляем – снижаем резонанс.

Честно говоря, пассивный излучатель нравится мне больше, чем классический фазоинвертор. Не стану опять же лезть глубоко, но вот только пара явных преимуществ. Во-первых, его площадь. Если прикинуть, каков будет порт с таким же сечением… не представляйте, большой он будет. Второе преимущество – как раз размеры корпуса. При прочих равных оформление с пассивным излучателем сильно компактнее «фазика». Ну и ещё много чего, но это уже отдельная тема.

Динамик, кстати, тут 2-омный, так что городить усилители D-класса с повышенной мощностью не пришлось, распространённого встраиваемого модуля АВ-класса тоже вполне хватило.

-10

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ САБВУФЕРА

Собственно, одна из причин, чем этот саб привлёк внимание – это как раз динамик. Часто в готовых бюджетных решениях используется что-нибудь с дохленькими моторами, и при попытке запихнуть такой динамик в корпус с портом получается лютейшая дуделка на одной ноте (отсюда и сложившееся пренебрежительное отношение к активным сабам).

Здесь же – посмотрите, очень приличный динамик с сильным мотором, идеально подходящий под фазоинверторное оформление (невысокий Qts во многом как раз определяет способность динамика контролироваться усилителем). Ну или, как в данном случае, родственное ему оформление – с пассивным излучателем (ПИ).

А ещё, обратите внимание, у динамика относительно мягкий подвес и не самая лёгкая подвижка (хотя к откровенным тяжеловесам я бы его тоже не причислял). В итоге резонансная частота опустилась аж ниже 30 Гц:

-11

Измеренные параметры динамика:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 32 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,65
  • Qes (электрическая добротность) – 0,39
  • Qts (полная добротность) – 0,36
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 150 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 1,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,3 дБ

Рассчитывать корпус в данном случае нет необходимости – он уже есть. Так что логично проверить, что получилось в итоге.

Выкручиваю кроссоверные фильтры в максимально широкую полосу (в данном случае – до 150 Гц), снимаю характеристики излучения динамика и пассивного излучателя в ближнем поле (микрофон в паре сантиметров от диффузоров):

-12

Обратите внимание, в районе 40 Гц излучение динамика немного проседает, зато вовсю трудится пассивный излучатель. Получается, что оный настроен где-то в районе этой частоты.

Правда, пик излучения самого ПИ смещён чуть выше, но это больше похоже на следствие работы встроенного в усилитель сабсоника, который не даёт уйти в разнос ни динамику, ни пассивному излучателю.

Замечу, что эти характеристики не учитывают влияние салона автомобиля, который ниже 50-60 Гц начинает немного «помогать» сабвуферу, давая ещё немного акустического усиления. Если прикинуть, то всё обещает возможность получить неплохую басовую «полочку» где-то от 40 до 100 Гц.

Ну и попутно проверил работу регулятора ФНЧ (он же – LPF), ограничивающего частотный диапазон саба сверху:

-13

Судя по результатам, оптимальную настройку ФНЧ лучше искать в первой половине хода «крутилки» – в таких положениях можно получить не долбящий, а как раз приятный, плотненький бас без гулкости.

ПРОБА В ДЕЛЕ

Не удержался, унёс сабвуфер в машину, попробовал в реальных условиях. Сделал ещё кое-какие выводы, пробегусь тезисно.

Фронтальную акустику подрезал снизу на 65 Гц, 12 дБ/октава. Саб удалось спокойно «подтянуть» к этой отметке без появления гудения. По характеру баса лично я его никогда не спутаю с ЗЯ, но главное, что не дудит на одной ноте, а действительно играет музыкальный бас. К тому же настройками фильтров оказалось реально добиться слитности с фронтальной акустикой и плотненького баса без тянучки низкочастотных «хвостов».

Как и предполагал, регулятор ФНЧ лучше ставить не больше половины. В моём случае оптимальная стыковка получилась где-то в районе четверти его хода. При более высокой настройке начинает лезть уже в мидбасовую область и подгуживать, так что не нужно этого делать.

По отдаче «малыш» вполне сопоставим с обычной «десяточкой» в кастомном корпусе и с более мощным усилителем. Всё же грамотное оформление с пассивным радиатором рулит.

Трогать регулятор бас-буста нет необходимости. Крутаните его в минимум и забудьте про него. А вот регулятор фазы – штука рабочая, не пренебрегайте им. Но его лучше трогать в самую последнюю очередь, когда более-менее согласуете саб по уровню и срезам с фронтальной акустикой.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Если коротко, сабик понравился – его позиционирование в сегмент «начального SQ» вполне оправдано. Без претензий на высокие материи, но при должном подходе к настройкам способен на приятный музыкальный бас без тянущихся низкочастотных «хвостов» и гудения. Грамотно выбран динамик, грамотно реализовано оформление – результат закономерен.

Имеет неожиданную для своих размеров отдачу (пассивный излучатель – штука вообще обманчивая в этом смысле). Нет, «валева» ждать от него не нужно, но он точно сопоставим с обычным 10-дюймовым сабом, работающим от отдельного моноблока.

Короче. Хороший вариант не только чтобы добавить низов в штатку, но и для систем в небольшом бюджете с уклоном в Sound Quality. Главное, отнеситесь ответственней к настройкам.

Плюсы:

  • Компактный, не займёт много места в багажнике
  • Неожиданная для столь малых размеров отдача
  • Сопоставим по отдаче с сабом, работающим от отдельного моноблока
  • Музыкален, при должной настройке умеет звучать без гулкости

Минусы:

  • Незащищённые диффузоры динамика и пассивного излучателя