Поможем снежинке
Программные задачи:
- формировать у детей умения дифференцировать звуки [с] и [ш] в изолированных звуках, словах, скороговорках, проговаривать скороговорку в разном темпе с опорой на мнемотаблицу;
- развивать силу голоса, интонационную выразительность речи, артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;
- воспитывать чувство ритма, уверенность в своих силах, умение слушать.
Материал и оборудование: весёлый и грустный смайлик, 6 лучей снежинки из картона, карточки-символы для артикуляционной гимнастики с изображением иголки, часов, варенья, лопатки, качелей, лошадки, горки, улыбки, предметные карточки со звуками [с] и [ш], карточки-символы: «тихо» (изображение перечёркнутого барабана), «громко» (изображение барабана), «быстро» (изображение зайца), «медленно» (изображение черепахи), смайлики со знаками «точка», «вопросительный знак», «восклицательный знак», мнемотаблица для заучивания скороговорки, аудиозаписи: песни-игры «Пяточка-носочек» (сл. и муз. С. и Е. Железновых), движения поезда, магнитная доска, по количеству детей: индивидуальные зеркала, варежки из картона с бумажной снежинкой на нити ёлочного дождика, карточки с изображением точки, вопросительного и восклицательного знаков, «весёлые» и «грустные» снежинки из бумаги.
Ход занятия
Педагог (П.). Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
П. Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Н. Самоний
Дети здороваются друг с другом.
П. Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на грустный смайлик, прикреплённый к магнитной доске), к нам прилетела снежинка, но она не обычная, а волшебная. Похоже, она грустит — её лучи растаяли, пока она нас ждала. Давайте поможем снежинке, найдём для неё новые лучи и поднимем ей настроение. Для этого нужно будет выполнять разные задания. Согласны? (Да!) Итак, в путь!
Звучит аудиозапись движения поезда. Дети шагают друг за другом.
Дыхательная гимнастика «Варежки»
П. Ребята, сядьте за стол. Перед вами — красивые варежки со снежинками, давайте поможем этим снежинкам взлететь. Вдохнём через нос, плечи не поднимаем, выдохнем через рот (3—5 повторений), а сейчас положим язычок на нижнюю губу и подуем на него (3—5 повторений).
Молодцы, ребята, справились с заданием и отыскали первый луч! (Прикрепляет на магнитную доску луч снежинки.) Отправляемся дальше!
Звучит аудиозапись движения поезда. Дети шагают друг за другом.
П. Ребята, следующее задание.
Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы Язычка»
Выполняется сидя за столом, с опорой на карточки-символы, в течение 3—5 мин.
Зимним ясным деньком
Погуляем с Язычком.
Посмотрел Язык в окно,
(Упражнение «Иголочка».)
А на улице — бело!
Справа — снег, слева — сугроб,
(Упражнение «Часики».)
И вокруг метёт снежок.
(Упражнение «Варенье».)
Взял лопату Язычок
(Упражнение «Лопатка».)
И пошёл кидать снежок.
(Упражнение «Качели».)
По дорожке поскакал
(Упражнение «Лошадка».)
И на горку забежал.
(Упражнение «Горка».)
Стал на саночках кататься,
(Проводить зубами по языку от корешка до кончика.)
Веселился,
(Упражнение «Улыбка».)
Улыбался.
(Упражнение «Улыбочка».)
А потом лепил снежки,
(Кончик языка упирается сначала в правую, потом в левую щёку.)
Превратил снежки в комки,
(Сильно надуть щёки.)
Друг на друга положил —
(Надувать щёки поочерёдно.)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком,
(Мигать правым глазом.)
Другим
(Мигать левым глазом.)
И двумя глазами: миг!
(Сильно зажмурить глаза, затем открыть.)
«Ты не тай, мой снеговик!»
(Водить указательным пальцем правой руки вправо-влево.)
П. Молодцы, ребята, справились со вторым заданием и отыскали луч! (Прикрепляет на магнитную доску луч снежинки.) Нам снова пора в дорогу!
Звучит аудиозапись движения поезда. Дети шагают друг за другом.
П. Внимание, следующая остановка. На доске уже знакомые нам карточки — «змейка» и «насос», а под ними — карточки-символы — «тихо» и «громко». Давайте произнесём звук «насоса» громко, а потом пошипим, как «змейки», тихо. (Дети произносят звуки изолированно.)
Игра «Тихо—громко»
На столе разложены предметные карточки, названия их изображения начинаются со звука [с] или [ш]. Дети по очереди выбирают по одной карточке и произносят слова со звуком [ш] тихо, а со звуком [с] — громко.
П. Молодцы, ребята! Справились с третьим заданием. (Прикрепляет на магнитную доску луч снежинки.)
Пальчиковая гимнастика
«Снежный ком»
Взяли дети белый ком:
(Показывают «ком».)
«Будем строить снежный дом.
(Изображают лепку снежков.)
Мы польём его водой —
(Имитируют полив.)
Домик будет ледяной.
(Соединяют руки над головой — «крыша».)
Ком за комом мы кладём,
(Ставим кулачок на кулачок.)
Вот и вылепили дом».
(Рисуют в воздухе «домик».)
П. Отправляемся дальше!
Звучит аудиозапись движения поезда. Дети шагают друг за другом.
П. Ребята, какая сейчас пора года? (Зима.) Давайте вспомним признаки зимы, но отвечать будем не словами, а хлопками.
Игра «Бывает—не бывает»
Детям предлагается отхлопать ответы: «бывает» — 2 раза, «не бывает» — 3 раза — сначала за педагогическим работником, затем самостоятельно:
Зимой на деревьях появляются почки. (Не бывает.)
Зимой медведь спит в берлоге. (Бывает.)
Зимой птицы вьют гнёзда. (Не бывает.)
Зимой идёт снег. (Бывает.)
Зимой желтеют листья. (Не бывает.)
Зимой день короче, а ночь длиннее. (Бывает.)
Зимой люди собирают урожай. (Не бывает.)
Зимой метёт метель. (Бывает.)
Зимой зеленеет трава. (Не бывает.)
Зимой бывает гроза. (Не бывает.)
После зимы наступает весна. (Бывает.)
П. Молодцы, ребята, справились с четвёртым заданием. Ещё один луч у нас! (Прикрепляет на магнитную доску луч снежинки.) Снова отправляемся в дорогу.
Звучит аудиозапись движения поезда. Дети шагают друг за другом.
П. Ребята, перед вами — смайлики со знаками: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Послушайте, как я говорю предложение, в котором в конце ставится точка: «Маша пошла в школу».
А сейчас послушайте, как изменится мой голос, когда я повторю то же предложение, но с вопросительным знаком в конце: «Маша пошла в школу?»
Теперь послушайте, как поменялся мой голос, когда в конце предложения стоит восклицательный знак: «Маша пошла в школу!».
Сейчас давайте поиграем.
Игра «Угадай интонацию»
У каждого ребёнка — карточки с изображением точки, вопросительного знака, восклицательного знака. Педагогический работник говорит предложения. Детям необходимо определить, с какой интонацией они произнесены, и показать соответствующую карточку:
· Дети играют.
· Доброе утро!
· Ты выучил стихотворение?
· Ура, скоро каникулы!
· Мама моет посуду.
· Илья, ты молодец!
· Как тебя зовут?
· У меня много друзей.
· Вероника, почему ты не спела песню?
· Илья пошёл в лес.
· Наступил Новый год!
· Арина, ты умеешь кататься на велосипеде?
П. Справились и с пятым заданием. Молодцы! (Прикрепляет на магнитную доску луч снежинки.)
Песня-игра «Пяточка—носочек»
П. Отправляемся дальше!
Звучит аудиозапись движения поезда. Дети шагают друг за другом.
П. Ребята, подойдите, пожалуйста, к доске и послушайте скороговорку: «Шапка да шубка — вот и весь Мишутка».
На доске находится мнемотаблица для заучивания скороговорки.
П. Повторим скороговорку вместе. (Повторяют 2 раза.) Ребята, скороговорки нужно произносить быстро. Давайте потренируемся и сначала произнесём скороговорку медленно (показывает карточку с изображением черепахи), а потом быстрее (показывает карточку с изображением зайца).
Дети выполняют задание.
П. Молодцы, ребята, справились с последним заданием. Вот и шестой луч! (Прикрепляет на магнитную доску луч снежинки.)
П. Ребята, мы выполнили задания и собрали все лучи снежинки. Посмотрите, снежинка улыбается (на доске весёлый смайлик). Вы молодцы! Какие задания вам понравились больше всего, а какие показались сложными? (Ответы детей.)
Рефлексия «Снежинка»
П. Если вам понравилось играть, возьмите весёлую снежинку, а если было неинтересно — грустную. (Дети выполняют задание.)