Найти тему
1,6K подписчиков

Крокодил прошедший несколько войн. Жизненный путь вертолета памятника из Воротынска.

117 прочитали

Необычная проза. Вся история основана на жизненном пути вертолета Ми-24. Этот рассказ написан нашим администратором несколько лет тому назад. Одним из уникальных с точки зрения боевого пути при летной жизни, является вертолет Ми-24, ныне установленного на постаменте в поселке Воротынск Калужской области. Спасти этот вертолет удалось ветеранам вертолетного полка, когда то базировавшегося на аэродроме Орешково, через железную дорогу от поселка. Перевозили, реставрировали и ставили на постамент заслуженную вертушку мужики из аэроклуба Альбатрос Аэро. Уже после установки на постамент нашлись фотографии этого вертолета на аэродроме Ханкала. Их нашел Роман Ильин. Эта вертушка участвовала как минимум в 4 войнах. Если будете проезжать мимо Воротынска, не поленитесь, посетите этот памятник, этот "крокодил" мог бы рассказать значительно больше.

Торжественное открытие памятника Ми-24 в Воротынске. Фото из сети интернет.
Торжественное открытие памятника Ми-24 в Воротынске. Фото из сети интернет.

Ми-24 на постаменте. Фото Е. Лебедев.
Ми-24 на постаменте. Фото Е. Лебедев.

Рассказ старого вертолета.

Я помню, как меня первый раз вывезли из цеха завода.Вокруг суетились рабочие, а экипаж ходил и присматривался ко мне. Помню первый полет и еще один контрольный,затем меня расстыковали и погрузили в огромный пузатый самолет.После выгрузки я понял,что попал в очень жаркое место, бетон буквально плавился под колесами. Вокруг аэродрома громоздились горные вершины. Меня окружили чернущие от загара техники, а кто-то, видимо очень важный, громко говорил что послезавтра я должен быть готов лететь.Так и случилось, вылеты пошли один за другим. Наша пара прикрывала колонны и транспортные вертолеты. Наносила удары по группам странных людей в восточной одежде. Эти люди стреляли в нас и уже через неделю, технари полночи латали мне дырки в хвостовой балке. Я помню,как в передней кабине ранило молодого штурмана, который только приехал в нашу часть. Кабина потом долго несла в себе следы его крови.Еще через месяц мне попали в правый двигатель и только мастерство пилота, который сидел в моей кабине, помогло вернуться нам домой. Так прошел мой первый год жизни. За неделю до этой даты мой техник удивленно посмотрел на меня и сказал: "Надо же, меньше года а ресурс до ремонта выбили". Меня поставили в угол стоянки и какое-то время снимали с меня запчасти. Потом напихали на место снятых кучу старых и неисправных блоков и деталей. Снова расстыковали и уже знакомый пузатый самолет отвез меня на ремонтный завод. После выгрузки, меня закатили в цех и начали разбирать. Работы шли быстро, мне поменяли двигатели, блоки и хвостовую балку, я почувствовал себя, как тогда перед первым полетом. Вскоре пришли летчики и мы перелетели на новый аэродром. Это было совсем другое место, тут не было гор, а были поля и перелески. Рядом находился какой то старинный городок, над которым я практически ежедневно начал летать. Теперь я летал мирно и очень осторожно, по сравнению с теми полетами в горах. Стрелять теперь приходилось не часто и только на одном и том же поле, где стояли старые танки и другая техника. Почему то полетов становилось все меньше и меньше. Я большую часть времени спал на стоянке под чехлами. Затем над домиком летчиков поменяли флаг, с привычного красного на трехцветный. Следующий за этим год я вообще не поднимался в небо.

Как то утром на стоянке появилась группа техников, с ними был какой то начальник. Подойдя ко мне,он распорядился срочно привести меня в порядок и облетать. Меня и еще несколько собратьев покатили в ТЭЧ, где за пару недель проверили мои системы и отгазовали двигатели. После этого нашу группу облетали опытные летчики и после очередных проверок мы полетели куда-то на юг. Через несколько дней мы оказались в горах. Они были похожи на те, где я когда то летал. Да и противники наши были похожи,все те же чалмы и халаты. Летали постоянно, прикрывали пограничников, как говорил мой экипаж. Однажды я чудом увернулся от летящей в меня ракеты выпущенной со склона одной из гор. Она прошла совсем рядом, взорвавшись чуть выше меня. После посадки техник долго лазил внутри меня и наутро отдал летчику несколько осколков найденных им. Меня снова залатали и я опять начал летать. Спустя год я вернулся домой, на аэродром среди полей и перелесков. Большую часть времени я тихо спал укутанный чехлами. Иногда мне снились те полеты в горах и я во сне снова уворачивался от ракеты. Тогда мои лопасти раскачивались в темноте. Пришла зима. Я спал, когда на стоянку буквально прибежали технари и сильно торопясь стали готовить меня к вылету, закрасили номера на борту. Затем на машине приехал экипаж. Уже через сутки я летал над каким то большим городом. В городе шли сильные бои. Внизу все горело и взрывалось. Часто мне не удавалось летать,так как не позволял туман и низкие,буквально цеплявшиеся за крыши многоэтажек облака.Как только погода налаживалась я летал с утра и до ночи, пускал ракеты,стрелял из четырехствольного пулемета. Бои длились долго, Я весь закоптился и летал с частью неработающего оборудования. Техники колдовали надо мной ночи напролет. В этом месте я провел почти что год, затем меня снова отправили на завод, где вновь отремонтировали. С завода я опять попал на уже знакомую стоянку.

Тот же вертолет на аэродроме Ханкала. Фото Роман Ильин
Тот же вертолет на аэродроме Ханкала. Фото Роман Ильин

Тот же вертолет на аэродроме Ханкала. Фото Роман Ильин
Тот же вертолет на аэродроме Ханкала. Фото Роман Ильин
Тот же вертолет на аэродроме Ханкала. Фото Роман Ильин
Тот же вертолет на аэродроме Ханкала. Фото Роман Ильин

Теперь кроме, полос и бортового номера 04, я получил трехцветные флаги на мотогондолах. Как и раньше я спал под чехлами и мне снились полеты. Через несколько зим я снова попал на войну, опять горы и тот же город, над которым я уже летал несколько лет назад. Как и в молодости,я снова прикрывал колонны и атаковал группы врагов на склонах гор. Летал много и везде, куда мне хватало топлива. Воевали всерьез, я несколько раз привозил дырки в фюзеляже. Так прошла еще пара лет. В один из ярких и очень солнечных дней, я снова перелетел на завод, где и провел следующий год в ожидании ремонта. Отремонтированный и свежепокрашенный, я оказался на незнакомом мне аэродроме, где поля вокруг разделялись лесополосами с очень высокими деревьями. Там я летал уже постоянно.Тренировались молодые летчики, изредка в мою кабину садился немолодой инструктор, шутливо называя меня старичком. Шло время, на соседней стоянке появился совсем новый вертолет, необычно угловатого вида, который должен был сменить меня со временем. Вдруг ночью завыла сирена и уже под утро я вылетел на очередную войну. Опять воевали в горах, при этом я атаковал колонны машин и танки шедшие к какому то небольшому городу. Через пару дней я уже летал недалеко от другого, большого города и искал цели. Эта война была очень не долгой. Спустя пару недель я вернулся домой. Прошло еще немного времени и слетавший в кабине командир, вдруг попрощался со мной. Техник, зачехляя меня, говорил, что меня спишут и порежут на металлолом. Меня откатили в длинный ряд отлетавших свое "крокодилов" и оставили там. С другого конца ряда какая то странная машина кромсала вертолеты на мелкие части.

Рано утром около меня неожиданно появилось начальство и несколько человек в гражданской одежде. Повезло, сказал техник.Теперь не порежут. Гражданские люди стали снимать с меня оборудование и вооружение. Через несколько дней за мной приехала большая грузовая машина и меня погрузили на нее. Несколько дней мы ехали по дорогам и нашу машину постоянно тормозили люди в другой, серой форме. Небольшой городок в который мы приехали встретил нас солнечной погодой. Те же леса и перелески. Меня начали приводить в порядок. Покрасили и нанесли новый бортовой номер 37. Подъехал кран и я выполнил свой последний полет. Меня подняли на постамент и навесили лопасти. Внизу подо мной теперь гуляют влюбленные пары и мамы с детьми. А я тихо сплю и мне снятся полеты с самого моего рождения. Я вертолет Ми-24, теперь памятник в Воротынске....

Ми-24 перевозят в Воротынск из Кореновска. Фото Альбатрос Аэро.
Ми-24 перевозят в Воротынск из Кореновска. Фото Альбатрос Аэро.

Ми-24 на реставрации. Фото Альбатрос Аэро.
Ми-24 на реставрации. Фото Альбатрос Аэро.

Ми-24 на реставрации. Фото Альбатрос Аэро.
Ми-24 на реставрации. Фото Альбатрос Аэро.