Найти в Дзене

ФАРКОВО. ДЕТИ

Часть 3

Однажды работая с детьми в классе я положила свою руку на голову мальчику и ужаснулась ощутив под своей рукой какие-то бугры. После уроков, я пошла в фельдшерский пункт, который был рядом со школой и с сельсоветом. Фельдшерица меня успокоила, сказав, что этот ребенок четыре года жил в Келагской школе-интернате для детей с ослабленным здоровьем. Он болен. Я должна уговорить его прийти в медпункт. Мальчик отказался, тогда я предложила ему прийти к нам с Люсей домой, где я его постригу и вымою ему голову. Когда я его стригла, под лезвиями ножниц трещали вши. Они гнездились в бугорках ран на голове. Голову я ему вымыла с мылом, а потом взяла еще и препараты в медпункте и так некоторое время мы с ним боролись за чистоту головы. Но все эти усилия, безусловно заканчивались ничем, так как дети спали на кроватях по 2 человека, то перезаражение было неизбежным.

Очень любили дети уроки рисования. Я запросила у своей тети- Марии Евдокимовны вспомогательные методические материалы для ведения уроков по рисованию, и она мне их прислала, и я пыталась все делать согласно методике, но потом обнаружила, часто детям очень хочется рисовать на свободные темы или же перерисовывать понравившиеся им картинки. Конечно, я вела уроки согласно планам, но и позволяла им часто рисовать, то что им хочется. И было удивительно видеть какие интересные и хорошие рисунки они делали. Это обычно было изображение чумов, собаки и тундры с оленями. Далее я еще больше поражалась точности перенесения ими видимой картинки себе на лист. Отличные копировальщики! Таланты в этом деле.

Заниматься с детьми на уроках ботаникой, зоологией, анатомией было интересно, многие вещи они знали лучше меня так как, летом живя в тундре, они наблюдали и животных, и птиц, и они их знали и знали их повадки. Знали, как какого зверя можно добыть. Был в классе один очень смышленый мальчуган, он единственный не мог ждать следующих уроков, чтобы слушать книгу, которую я читаю, просил дать до утра и читал. На уроках он вечно занят, делает петли для зайцев. Убегает в тундру ставит их и добывает зайцев.

Я, поскольку взялась вести уроки физкультуры, решив, что чем дети будут сидеть у печки, взяла лыжи на подотчет с ботинками, для всех, кто хотел кататься после школы, и ребята катались. Зимой все уроки физкультуры я проводила с ними на улице или играли, или катались на лыжах. Мне же было очень любопытно походить на лыжах снегоступах, и они мне их принесли, и я с ними отправилась в лес, а он был прямо за школой. В лесу они мне показывали птиц и следы зверей. Я им на уроках ставила пятерки, они знали то, чего я со своим высшим образованием не знала. Я их уважала и говорила им об этом. Но просила и их быть усердными в освоении того учебного материала, которого они не знали исходя из своего жизненного опыта.

Я очень любила лыжные прогулки, и это было одним из моих развлечений, бегала по Турухану до летних чумов. Летние чумы — это составленные жерди, покрытые корой. В них останавливаются кочевники в летний период времени. Зима того года была очень суровой – каждый день 50° мороза, много снега и нет ветра и мне не было очень холодно, я от мороза не страдала, мне все вокруг нравилось.

К новому году всем детям сформировали подарки – пакеты с конфетами, яблоками и мандаринами. Конфеты они съедали, а вот мандарины гоняли по полу как футбольный мяч. Я стала выяснять почему они не кушают такие вкусные и красивые фрукты – они мне в ответ «Они пахнут хвоей и совсем не вкусные» Я стала расспрашивать, что же им больше всего нравиться из пищи которую они кушают в школьной столовой, или ту которую они едет дома. Конечно дома, «там строганина из рыбы и мяса, сушеное мясо белки, сушеный жир, особенно сушеный жир и он такой вкусный, лучше конфет». Да, на протяжении всего учебного года дети не видят этой пищи, да и кто в школе разрешит кушать строганину, хотя все дома ее готовят и это действительно вкусно.

Мне очень нравилась оленья мороженная печень, ничего вкуснее я с тех пор не ела. Дети лишены пиши, которая генетически обусловлена, возможно, по – этому они так болеют, и седые.? Что они едет в столовой, нам привычный борщ с томатом и капустой, разного рода лапши, котлеты, каши, кисели и чай.

Я наблюдала сцены в фарковском магазине, когда взрослое население перед новым годом приезжала в Фарково задавать пушнину, сдав пушнину шли в магазин, дети за ними, и просят купить конфет. Родители их и не видят, и не слышат они заняты пока одним набирают водки и идут по пустым фарковским домам и там располагаются, и начинается многодневная пьянка. Пьют возле них и их дети. Так однажды во время приезда взрослых в Фарково, я зашла в спальный корпус и обнаружила ребенка из моего класса, Диму, абсолютно пьяным, он лежал на кровати и пел, он приподымался махал руками, и голова его падала вновь на подушку.

Был у меня и любимый ученик. Миша - эвенк. Просто так получилось, что он после занятий всегда приходил к нам домой, и я или Люся играли с ним, я в шашки, а Люся в шахматы. Я читала ему сказки, ли просто разговаривали, делала ему красивую стрижку. Всех детей стригли машинкой, оставляя от средины головы ко лбу полоску волос. Выглядела это как подстриженная лошадиная грива. Было очень некрасиво и однообразно. Помню один из наших разговоров. Стали разговаривать о том, как я училась и где, как училась в институте и как приехала на север. И спросила у Миши, ты, наверное, когда вырастишь, будешь или летчиком, или капитаном корабля и будешь развозить по Факториям и стойбищам людей, посылки письма. На это мне Миша сказал «Не, я буду жить на стойбище и пасти оленей!» «Почему Миша?». Он мне сказал «Я буду жить дома на стойбище! И еще оленей пасти очень хорошо. Сидишь на олене и едешь, едешь, можно даже и вздремнуть!». Были разговоры с ним о том, люблю ли я его? Я говорила «Да, Миша, люблю». Тогда он мне огорченно говорил «Так почему же вы мне ставите двойки и тройки!!!». Тогда я спросила, любит ли он меня? «Да, сказал мне Миша!» Тогда я сказала «Миша, учи так, чтобы мне не приходилось тебя огорчать и мне самой не огорчаться, и я буду ставить тебе хорошие оценки». Пришлось, пересмотреть мне свое отношение к Мише на уроках, и уже я старалась спрашивать его так, чтобы он мог показать все, что он знает на эту тему, и ставила ему четверки. Был у Миши, и старший брат в интернате Борис Он учился в 8 классе. О нем я сказать ничего не могу, так как с ним я не общалась. Одно было примечательным, что эти два мальчика приезжали со стойбища всегда чистыми, без вшей и чесотки. Одежда их всегда была аккуратной