Найти в Дзене

В ФАРКОВО

Часть 2.

На следующий день был гидросамолет в Фарково и я раньше, теперь хорошо знакомых мне геологов с «Дьявольского», отправилась на место своей будущей работы уже с коллегой. Загрузила я свой скарб в самолет – чемодан и два мешка, Люся свой и мы полетели. Через непродолжительное время мы приводнились на р. Турухан. На берегу стояло много людей. Это были взрослые и дети. Начали выгружать вещи. Мой мешок с химикатами уронили в воду, и он потек разными красками. Я очень боялась за свои вещи, как только их выгрузили на берег, их тут же подхватили и куда-то потащили, я заволновалась «А мне сказали, что их никто не возьмет, здесь другая жизнь!» Наши вещи притащили к школе. Это было длинное барачного типа здание с большими окнами. Школа была деревянная, как и все постройки в этом поселке. Нам предложили для жительства несколько домов в разных концах Фарково. Мы выбрали двух комнатный домик «большая кухни и комната» на излучине. Высоко взметнувшийся прибрежный склон вместе впадения р. Фарково в Турухан. Разложила я по всему полу свои книги, они намокли и были подкрашены окисью железа. Затопили печь, она была огромной. В этом доме, мы прожили до холодов. Всем он был хорош, но топить его нужно было день и ночь, что бы хоть, сколько-нибудь было тепло. Занятия в школе начались первого сентября. Дети уже были в интернате. В Фарково учились дети эвенков, селькупов, кето со стойбищ. Их на вертолете собирали по всей тундре и свозили в Фарковский интернат, т.е. спальный корпус, столовая, школа. Школу посещало и несколько русских детей, живших в Фарково. Этот спальный корпус, как и школа вызывали глубокое чувство огорчения. Там, где я росла и училась были школы как школы, светлые большие уютные, я же тоже жила и училась в интернате, но что это был за спальный корпус – красиво, чисто, опрятно, светло и не возникала даже мысль о необходимости проведения ремонта. Здесь же было все заброшенным, старым, ветхим. В корпусе, где в основном жили и спали дети, была одна большая длинная комната с кроватями и одним шифоньером для девочек, и вторая такая же для мальчиков. Перед комнатой мальчиков была еще одна с большущей печкой, над которой висела кроватная панцирная сетка, и пол комнаты занимали дрова. В этой комнате дети проводили все свое свободное время зимой после школы. На панцирной сетке в осеннее- весеннее и зимнее время дети сушили свою обувь. Здесь же они собирались, в основном мальчики у печного огня и из поленьев резали чудесные изделия. Их этому никто не учил. Они мастерили пистолеты, которые разбирались и собирались, ножи и различных зверушек. Рассказывали разные истории, играли на гитарах и балалайках, которые были в школе. Подбирали мелодии на слух, пели. Спальный корпус был тесным. Спальных мест не хватало, и дети спали по два человека на койке. Дети все были вшивыми, чесоточными. По одежде, висевшей в шифоньере ползали вши. Первый месяц пребывания детей в школе был месяц борьбы с вшами и чесоткой. Мои первые уроки были довольно для меня странными. На любые вопросы, которые касались обучающих школьных поурочных программ в любом класса, все дети если их спрашивала, отвечали однообразно «К черту».

При повторении пройденного в начале учебного года на уроке химии оказалось, что знаний у ребят нет ни каких. Я самонадеянно подумала «А я научу!!!» И мне действительно хотелось это сделать. Нужно сказать, что в школе была небольшая библиотека, и даже небольшой хим. кабинет или вернее лаборантская, где в шкафах стояло столько богатств, что дух захватывало от того, как можно организовать уроки. Но эта лаборантская была при учительской. Специального класса для химии в школе не было. и разумеется опыты химические сколько ни будь сложные проводить было негде. Однако я решила, что буду в класс приносить все, что только возможно для того, чтобы расширять даже просто знания детей о существовании тех или иных предметах, веществах, приборах и прочее. Что я и делала. Однако знаний все-таки таких, как требуется я дать не смогла. Я не знаю, как справлялась моя коллега с детьми, изучая математику, но и у нее на уроках ребятня посылала «К черту».

Я должна была преподавать химию, и биологию. Поскольку школа восьмилетняя то у меня было очень мало часов и пришлось догружаться предметами, по которым не было учителей. Итак, я вела географию, рисование, черчение, физкультуру. Я была классным руководителем в 6 классе. В классе было 25 детишек. Дети были разных возрастов, было несколько второгодников. Нужно сказать, что в поселке не было электричества. Занимались при керосиновых лампах. На каждой парте стояло по лампе. Представляете, весь учебный год зимой круглая ночь и днем и ночью дети, особенно мальчики, будущие охотники все время при тусклом свете этой лампы. Это было для меня поразительным. Многие вещи мне были не понятны. В школу я первое время ходила в красивых на шпильках туфлях, но пол был гнилой, и моя шпилька делала в нем дыры, дети говорили «ВЫ разрушаете окончательно нашу школу», пришлось перейти на туфли без каблуков.

Да, мой класс. В классе все дети острижены наголо. – вши. Девочки, закутаны клетчатыми серыми большими шалями, наперекрест по груди. Когда стали отрастать волосы, то, я была удивлена тем, что многие ребята седые!!! Книги дети читать не любили. Но с удовольствием слушали, когда им читаешь. И я подумала, что не будет большого греха, если я буду по 15 минут на уроке читать им в слух, книги. Я читала им «Землю Санникова», «Таинственный остров» «Дети капитана Гранта» Для всех классов по 15 минут до конца урока. Это как-то их собирало, дисциплинировало в ожидании приятного завершения урока. На уроках ботаники я использовала так же имевшиеся в большом количестве коллекции, я все старалась им показать, дать прикоснуться, пощупать. Попав в такую необычную для обучения среду, я попросила своих однокурсниц прислать мне наборы цветных мелков и комплекты театральных кукол для постановок спектаклей. Хотелось организовать кукольный театр. Мне девочки всё прислали и теперь мы на уроках на доске выписывали и вырисовывали с детьми цветными мелками. Кроме того, я решила со своим классом разучить несколько кукольных спектаклей и собрать местное население для демонстрации наших театральных возможностей. Мы разучили русские сказки – репку (был такой набор кукол) и по щучьему велению. А еще мы задумали поставить спектакль по сказке местного населении – кето «Ича Кечика и Лоз Ира». Мы кукол переодели и подделали под героев этой сказки. Эти спектакли мы поставили в красном чуме – доме культуры. Красный чум довольно большое деревянное здание со сценой и залом со скамейками. Обязательна печь, которую топили, если происходило мероприятие. Так вот, к новому году нам на вертолете привезли движок, и мы смогли даже смотреть фильм после нашего новогоднего концерта, а смотрели мы фильм «Войну и мир». Да, вот было впечатлений! Но, к сожалению, движок не долго жил, и сгорел, и мы опять были без света. Опять керосиновые лампы. Пока работали над спектаклями узнала от детей, что когда-то здесь был учителем Кукушкин, он составил словарь народов кето и написал букварь для изучения языка и последующего чтения книг, которые должны были написать, в том числе и сказки. Но к сожалению его участь постигла, как и многих людей в те злосчастные годы, он был арестован и расстрелян. С тех пор на языке кето и селькупов никто в школе не преподает и книг нет.