Часть 4.
В школе работало всего две старых учительницы — это завуч школы – русская женщина, рыжеволосая и преподаватель русского языка – селькупка, довольно милая женщина. Любила свою работу и детей. Завуч школы была женщиной не глупой и преданной учительскому делу. Судьба ее держала в Фарково. На рыбалке погиб ее муж. А двое мальчиков близнецов, в возрасте 10 лет пошли играть за звероферму и исчезли. Гадалка нагадала, что дети живы и к матери вернутся, и она их ждала. По поводу исчезновения детей версий было три – заблудились и погибли, задрал медведь и украли староверы. Всем нравилась последняя версия, и мать не теряла надежду на встречу с детьми. Директор школы была молодая очень инициативная и думающая женщина – историк. И вот, обсуждая много раз ситуацию образовательного процесса в школе, пришли к заключению, что нужно менять программы, делать ее приемлемой для обучения детей кочевников. Изменить условия их жизни в интернате. И мы составили довольно объемный документ, начиная с гнилой школы, антисанитарного пребывания детей в спальном корпусе – кровать на двоих детей. Отсутствие электричества, сужает возможности показа диафильмов, фильмов об обычной жизни современной цивилизации, и о много другом, что позволяло бы детям иметь представление о самых на первый взгляд элементарных вещах. К примеру, на уроке экономической географии в восьмом классе велась речь о железнодорожном транспорте, о системе железных дорог в стране и т. д. Дети отвечают, он трудно им говорить о совершенно непонятном - я стала спрашивать, а как они представляют железную дорогу? Практически все сказали, что дорога из железа, одна лишь девочка с фактории «Сов. Речка» сказала, «….а, там возле нас лежит паровоз и есть железные рельсы, это наверное и есть железная дорога…». Пришлось рисовать на доске железно дорожное полотно, паровоз, вагоны, различного назначении и рельсы, и шпалы и светофоры и все объяснять, что к чему. Север, это совсем другой мир, и мы решили, что к его жителям нужен другой подход. Да, получилось нечто.
Мы отправили свой документ в Норильский институт Севера, В краевое РОНО и районное РОНО. И к нам, в один прекрасный зимний день, приземлился вертолет, а вертолет встречали все и урок прерывались и все у вертолета, и выходит из вертолета человек 15 дяденек и тетенек и все видать начальники и оказывается они приехали проверять школу. Началась проверка. Оказывается, приехали и врачи. Первое что сделали, закапали детям уротропином глаза, и они у нас несколько дней не могли заниматься. Проверяли, есть ли у них трахома. А что там проверять, конечно есть!
Пошли с проверкой на уроки. Ко мне пошел колченогий дядечка. Урок в пятом классе. Урок о хламидомонаде, рисую цветными мелками на доске, объясняю, спрашиваю – короче урок как урок! Обсуждает, сей муж урок и говорит «Все хорошо, он одно и главное вы не сказали, что Ленин сказал о хламидомонаде!» Я в недоумении, я всегда была от политики далека, историю и КПСС и СССР и прочее учила, нравилось, но вот что я обязательно везде должна приплетать Ленина не знала, и в институте меня этом не учили, и я была удивлена, огорчена и в итоге разозлилась и решила «шиш я при тебе урок теперь нормально проводить буду» Дальше Фарковки тоже есть жизнь! И вот следующий урок географии в классе всего восемь человек, и я дала самостоятельную работу с контурными картами. Весь практически урок молчала я, молчали дети, рисуя заданное по картам. Урок признан был плохим, но, это уже мне было не интересно. Проверка закончилась, поверяльщики укатили, а мы пока остались с детьми и ждали результатов проверки. Очередной вертолет привез пакет, а в нем грозные документы. Директора лишили прав работать в школах, ну а нам по выговору. После проверки через некоторое время нам прислали новых учителей. Это были молодые муж и жена и маленький ребенок. Они так же поселились на оседлости. У меня забрали уроки физкультуры и рисования. У Люси уроки физики. Теперь уроки физики вел ново прибывший учитель, а рисование и физкультуру его жена. Мы их приняли очень хорошо. С Люсей решили отдать имевшийся у нас запас картофеля и капусты. Эти продукты были большим дефицитом и достались они нам не просто. Осенью пришел к Фарково катер и привезли овощи. Я за ними не ходила. Ходила Люся. Пришла вся взволнованная. Нам выделили по мешку картошки и капусты, но там за этими продуктами была очень большая борьба у населения Фарково. Да, Люся еще купила ящик свиной тушенки. Когда мы вскрыли ящик, то оказалось, что в нем совсем мало тушенки. Нижний ее ряд был заменен хорошо подогнанными аккуратно выстроганными брусками. Мы с ней в основном питались олениной. Покупали целую тушу, она лежала у нас в кладовке, и мы рубили по куску от нее, и готовили себе пищу. Когда варилось это мясо, в доме стоял запах хвои. Там же лежала замороженная рыба: чир и пелядь. Эти продукты были очень недорогие и местные охотники и рыбак нам их продавали, а мы с удовольствием покупали. Осенью мы покупали и куропаток. Приносил селькуп снизку птичек, усаживался у порога и начинал обычный разговор о том, не Москвички ли мы, а то их тут было много, а что мы знаем об Ёське. Вначале мы не понимали этих вопросов, а потом выяснилось, что здесь были в ссылке женщины москвички, и они оставили очень хорошие и добрые воспоминания в сердцах этих людей. А вот Ёська, оказывается – Сталин, и что у него в Туруханске есть жена и т.д. Местное национальное население захаживало к нам частенько попросить денег. Обычно это были не большие суммы и как мы потом выяснили они покупали в местном магазине туалетную воду, она была на спирте и не дорогая, и папиросы. Иногда ночами, уже, когда, мы переселились совсем близко к школе, рядом за стеной жил председатель Сельского Совета, к нему стучали и просили «начальника дай 20 копеек», столько стоила туалетная вода. Это происходило часто!
Новые учителя работали не долго, собрались уезжать и прихватили несколько пар лыж у детей в интернате, а лыжи были на моем подотчете, из кабинета где хранились различные приборы забрали синтезатор, аккордеон и все это свезли к вертолету. Я не стала церемониться с этими людьми, а пронаблюдала, когда они ушли снова к дому за своими вещами, подошла с ребятами и забрала лыжи. Остальные предметы были упакованы. Директор сообщила в Туруханскую милиции, с целью возврата украденных вещей.