Найти тему
Strong Arms of the Ma

О чем свидетельствует пот на йоге

«Как потеешь?» – говорят, именно так древние римляне интересовались делами своих сограждан. Ведь здоровый человек не имеет проблем с потоотделением – естественным процессом, происходящим в нашем теле относительно бесконтрольно. Между тем, сегодня некоторые преподаватели йоги высказывают мнение, что пот во время занятия нежелателен. И аргументация за этим следует не всегда. Отсюда многочисленные домыслы новичков. Считать ли работу потовых желез показателем успешности практики? Ответить помогут ученые, преподаватели и йогатерапевты.

ЧТО ГОВОРЯТ ПЕРВОИСТОЧНИКИ

Итак, давайте попробуем разобраться, что могут иметь в виду йога-тичеры, призывающие своих подопечных сбавить обороты. И начнем мы с самых основ – Йога-сутр Патанджали (~ 2 век до н.э.).

Внешняя форма, которая у западных людей обычно и называется йогой, в этом базовом тексте представляет собой лишь инструмент на пути к главной цели – духовному развитию. В понятии первого систематизатора асану от простой позы отличают два свойства – стхира и сукха (устойчивость и удобство). Правда, описать так ногу за ухом могут далеко не все. Но Патанджали к этому и не призывал – комментаторы учения предполагают, что речь шла только о сидячих положениях для медитаций и пранаям. Логично предположить, что их выполнение особого перенапряжения вызвать не должно. А вот в более поздней «Хатха-йоге Прадипике» (15 век) появляется форма посложнее – Маюрасана (силовой баланс на руках), освоить которую без выхода из зоны комфорта «со всеми вытекающими» кажется невозможным. В главе о пранаяме дается конкретное описание работы потовых желез: «(При задержке дыхания) сначала появится пот, потом дрожь в теле, и наконец дыхание станет устойчивым и неподвижным. Вотри выделившийся пот в тело – он придаст телу силу». Похожая мысль есть и в одной из Упанишад: «Влагой, рождённой усилием, умащать необходимо члены».

Возвращаясь к Патанджали, мы встречаем в тексте такое понятие, как тапас (интенсивное дисциплинированное усилие, внутренний огонь), которое составляет крийя-йогу – т.е. йогу действия, некий подготовительный этап. И с ней современная разогревающая практика не вступает в противоречие.

Тогда возникает вопрос об умеренности тренировок. Может ли обильное потоотделение служить индикатором того, что принцип ахимсы (ненасилия) нарушается, и асана перестает быть устойчивой и удобной?

- С трудом верится, что есть человек, способный контролировать процесс потоотделения и не допускать его. Каким образом? Путём обхода сложного и уменьшения интенсивности? Какой тогда смысл? Потоотделение – автономный процесс в организме, не поддающийся контролю сознания. Им – как дыханием и сердцебиением – мозг управляет на свое усмотрение, не спрашивая нашего мнения. Мы можем воздействовать на эти вещи хоть как-то лишь путем упорных тренировок. Аюрведа же гласит, что сдерживание любых естественных позывов организма вредит ему», – Елена Сидерская (тренер по йоге).

- Если мы говорим о практике йоги в разрезе Йога-сутр Патанджали и особенно Хатха-йоги Прадипики, то в таком случае активного потоотделения быть не должно – мы сели, нам комфортно, и духу хорошо внутри нашего тела.

Однако нужно учитывать, как минимум, условия окружающей среды. Если они таковы, что даже в покое для поддержания наших 36,6 должна появиться испарина, то, конечно же, она возникнет и во время выполнения асан. Но я, как любой здравомыслящий человек, постараюсь практиковать в максимально удобных климатических условиях и не буду искусственно поднимать температуру и влажность воздуха. Зачем усложнять себе задачу?

Если подытожить, то в освоенной асане, человеку должно быть хорошо – без скрежета зубов, дрожи в теле и капель пота на лбу. Но чтобы оказаться в определенном положении или состоянии, этому нужно учиться. Дорогу освоит идущий, – Анатолий Зенченко (президент Международной Ассоциации Йоги,автор методики Ишвара-йога).

По большому счету учиться нужно не только Маюрасане. Легко и долго фиксироваться в тех самых сидячих позах Патанджали сможет лишь тренированный человек, так как стабильность и равновесие – результат слаженной работой мышц-антагонистов и входящих в их состав медленных мышечных волокон (ММВ).

«Качества стхира и сукха связаны с такими свойствами, как развитость ММВ и адаптация нервной системы к информационной нагрузке со стороны рецепторов опорно-двигательного аппарата. Отсутствие потоотделения будет следствием практики, основанной на принципах правильной работы с ММВ и нервной системой», – поясняет Елена Сидерская. – Но наличие пота во время йоги никак не может рассматриваться, как нечто плохое и неправильное. Все равно, что ориентироваться на изменение веса при занятиях. Не тот показатель, который стоит отслеживать. Но та характеристика, которая может меняться в результате занятий».

Отсюда можно заключить, что, даже если рассматривать йогу в ее классическом понимании, потоотделение – недостаточный показатель перегрузки и, как следствие, отклонения от определения стхира сукха асана.

ПРАКТИКА ДЛЯ ЗАПАДА

Прежде чем попасть в наши студии и фитнес-клубы, йога прошла долгий путь. Из знаний, тысячелетиями передававшихся в устной форме от учителя к ученику, родились авторские методики. Айенгара, Вини, Шивананда – всем известные стили на самом деле берут свое начало в 20 веке. Конечно, они включают в себя некоторые техники аутентичной философии. Но цели практики изменились. Современный человек навряд ли ищет просветления, а вот от счастья и здоровья не отказался бы. Динамичная Аштанга-виньяса вполне может поспособствовать их достижению.

Внутри именно этого тренировочного алгоритма существуют предписания, касающиеся потоотделения. «Паттабхи Джойс (систематизатор методики) утверждал, что пот во время йоги – это хорошо, и его нужно втирать обратно» (Алена Кузнецова, сертифицированный преподаватель Международного Альянса Йоги и Федерации Йоги). Иначе вместе с удаленной влагой йог потеряет энергию, наработанную во время занятия. Отсюда правило – не использовать на уроке полотенце.

Другое тому объяснение уже упоминалось в начале текста. «Потом, выделившимся в результате практики, необходимо умащать тело, тем самым балансируя вата-дошу (согласно Аюрведе, одна из трех типов энергии тела), которая в противном случае может выйти в дисбаланс. Поэтому я рекомендую принимать душ до тренировки, чтобы тело было чистым и пот не имел запаха» (Елена Сидерская). К слову, расстройство ваты сопровождается довольно неприятной симптоматикой: нервозностью, тревогой, бессонницей и т.п. и т.д. А ведь некоторые и занимаются йогой, чтобы эти недуги побороть.

Другие же потребности – похудеть, улучшить гибкость, вернуть здоровье спине – дали толчок развитию стилям, далеким от понятий стхира сукха и более близким к фитнесу. В то время как направления, созданные учениками великого Кришнамачарьи (Десикачаром, Паттабхи Джойсом и Айенгаром), хоть и были открыты всем желающим, а не избранным аскетам, но уходили корнями в традицию. «Я был разочарован, обнаружив, что многие из новых студентов восприняли и обратили Аштанга Йогу в цирк, в угоду своей собственной славе и прибыли. Название «Силовая Йога» само по себе низводит на низшую ступень глубину, цель и метод системы йоги, которую я получил от моего гуру, – писал Джойс. – Плачевно, что студенты, которые даже не достигли зрелости в своей собственной практике, изменили метод и выбросили суть древней линии передачи, так чтобы практика подходила к их собственным ограничениям».

Состояние читта вритти ниродха (остановка колебаний ума) уступило место форме. Может, в этом нет ничего плохого. Надо лишь называть вещи своими именами и не ждать на таких классах слияния с Абсолютом.

Убрав пранаямы, мудры и мантры, мы получили качественную функциональную тренировку. Как же рассматривать тему пота в отрыве от йогической философии?

ФИЛОСОФИЯ VS ФИЗИОЛОГИЯ

«В процессе нагрузок происходит ускорение биохимических процессов в клетках, и, как следствие, естественное нагревание тела. Чтобы охладить кожу, мышцы и внутренние органы, выделяется пот. В противном случае это отклонение от нормы. Однако есть ряд исключений, когда человек, испытывая напряжение, может и не потеть. К примеру, во время некой тяжелой работы на открытом солнце и при сильной жаре. Тогда пот не успевает покрыть поверхность тела – капельки влаги тут же испаряются и никакого охлаждающего эффекта не наступает. Еще одно условие – отсутствие доступа к воде. Так во время войны погибали заключенные в каменоломнях: последняя влага уходила с потом, не выделялась даже моча. В результате такого обезвоживания быстро наступала смерть. Если же мы говорим о спортсменах, привыкших к однотипным тренировкам, обильного потоотделения ввиду адаптации не будет. В определенное время организм начнет включать дополнительные механизмы регуляции водно-солевого обмена. Но совсем пот не исчезнет», – Татьяна Грязнева (доктор биологических наук, профессор, почетный член Национального союза «Медико-биологическая защита»).

Существуют люди, которые в принципе потеют мало (даже на уроках Бикрам – самом жарком из всех стилей йоги) – это их индивидуальная особенность, а не индикатор правильности выполнения асан. Если опять вернуться к санскритской терминологии, все они – представители вата-доши (как правило, склонные к худобе и с трудом набирающие вес). «Интенсивность потоотделения зависит от многих факторов: не только от степени нагрузок, но и от композиции и конституции тела», – подтверждает Светлана Лапштаева (специалист по лечебной физкультуре, йогатерапевт, выпускница Института традиционных систем оздоровления под руководством Сергея Агапкина).

Получается, остаться совершенно сухими нам не удастся – к чему бы не призывал инструктор. И дело тут не в нарушении йогических предписаний.

УСИЛИЕ БЕЗ УСИЛИЯ

Истина, как всегда, где-то посередине. Учитесь находить баланс между насилием над собой и откровенной ленью. Соблюдая ахимсу, аккуратно растягивайте свои пределы и не гонитесь слепо за сложной формой. Как уж в тот момент будут работать ваши потовые железы – пожалуй, вопрос вторичный.

https://vegetarian.ru/articles/vlaga-vo-blago-o-chem-svidetelstvuet-pot-na-yoge.html