Найти тему
Felix Shamirov

Идентичность.

Яндекс-картинка.
Яндекс-картинка.

Почти два года продолжаются боевые действия. Посмотрел я вчера документальный фильм английского режиссёра Шона Лангана "Ukraine’s War: The Other Side" ("Война на Украине: другая сторона"), в котором приводится российская точка зрения на украинский конфликт.

Ничего нового я не увидел, кроме гнетущего чувства бесполезности происходящего. На протяжении двух лет один и тот же народ истребляет друг друга. Причина, по которой он это делает только одна. И называется она идентичность.

С обеих сторон воюют одни и те же люди. Русские и украинцы. Причём русские и украинцы находятся не по разные стороны фронта. Русские и украинцы сидят в окопах рядом друг с другом. С обеих сторон. Одинаковые в прямом смысле: близкие родственники. Никакой разницы между ними нет, кроме идеологической. Просто однажды они осознали себя частью другой идентичности. И разделились на "мы" и "они". После начала боевых действий разделение приобрело вид "свои" и "чужие". И наконец "друзья" и "враги".

Попытка понять за что воюет солдат российской армии и солдат украинской армии приводит к тому, что приходится признать невозможное: воюют они за одну и ту же идею. Эта идея мирно жить на своей земле.

Встаёт резонный вопрос: кто же этому мешает? Почему нельзя начать переговоры о прекращении огня, затем о перемирии, а потом и о мире?

Из ответов простых участников боевых действий понятно, что этим должны заниматься руководители государств. А позиция руководства России и Украины на сегодняшний день далека от возможности найти компромисс. Каждая сторона надеется одержать победу на поле боя.

Но проблема совсем не в том, что руководство воюющих сторон не хочет мира. Ещё как хочет. Но любая власть вынуждена учитывать настроения большинства общества. Собственно говоря власть проводит именно тот курс, который поддерживается большинством населения. В противном случае такая власть долго не продержится.

К нашему сожалению сейчас произошло разделение некогда единого народа на две части. Та часть русских и украинцев (и других народов бывшего СССР) которые проживают сейчас на территории государства Украина, подконтрольного Киеву, вот эта часть идентифицирует себя как "украинцы". И после этого совершенно неважно, что у большинства из них родной язык русский, а все родственники живут в России. Для их самоидентификации все эти люди теперь "враги". А также "чужие", "агрессоры", "оккупанты". А бывшие граждане Украины из Крыма и Донбасса для них "предатели", "коллаборанты". Этот самоидентифицировавшийся "украинец" теперь сражается не против брата. Он сражается с врагом. И точно также солдаты Вооруженных Сил РФ сражаются и убивают врагов. С обеих сторон наблюдается готовность умереть, но не сдаваться в плен. Хотя совершенно понятно, что на той стороне те же самые люди и разницы между ними нет. Кроме другой идентификации.

Миллионы граждан Украины переехали жить в Россию, приняли гражданство и ничем больше не отличаются от остальных граждан. Они идентифицировали себя как "русские". А вот те, кто приобрели идентификацию "украинцы", то они чувствуют себя в России очень неуютно.

Что со всем этим делать? Скорее всего есть только три пути, по которому конфликт придёт к своему завершению.

Самый вероятный вариант:

1) Нарастание усталости от конфликта при отсутствии успехов на поле боя приведёт к мирным переговорам и разделении Украины на собственно украинское государство, куда перейдут все люди с самоидентификацией "я украинец". На территории, которая сейчас подконтрольна Киеву формируется новое правительство, которое заключает с Россией договор о гарантиях сохранения нейтрального статуса, неприсоединения к НАТО. Может быть Россия не станет препятствовать вступлению его в ЕС.

Менее вероятный вариант:

2) Военная победа России и оккупация всей территории Украины с формированием лояльного государства на оставшихся территориях Украины, подконтрольного властям России и проводящего нейтральную или дружественную политику по отношении к России. Менее вероятным этот вариант является потому, что миллионы людей с идентификацией "украинцы" не захотят жить в этом государстве. Там может начаться новый виток гражданского конфликта, или массовое бегство за границу. В Европу.

И наименее вероятный вариант:

3) Раздел Украины с сохранением враждебного государства Украина, которое становится членом западного блока. На этот вариант Россия вряд ли согласится, и он возможен только если Запад перейдёт на военные рельсы и положит на помощь Украине все свои ресурсы. Учитывая невозможность введения войск НАТО на Украину и истощение мобилизационного потенциала самой Украины этот вариант представляется маловероятным.

Варианты, при котором Украина одерживает военную победу над Россией рассматривать не имеет смысла. Эти варианты стремятся к нулю.