В период с 1880 по 1886 годы швейцарский художник-символист Арнольд Бёклин (годы жизни 1827-1901) нарисовал сразу пять версий картины «Остров Мёртвых». Перед вашими глазами третья из них, она была создана для арт-дилера Фрица Гурлитта (годы жизни 1854-1893), который также придумал и название для сего эпизода. Выполненная в романтическом стиле, сильно напоминающем как живопись символистов, так и работы прерафаэлитов, она изображает на себе две фигуры – гребца и женщину, одетую в белое, приближающихся к острову в небольшой вёсельной лодке.
Форма носовой части лодки обычно воспринимается как гроб, а на самом острове преобладает роща кипарисов с великим множеством дверных проёмов склепов, вырезанных прямо в скале. Картина «Остров Мёртвых» была написана во Флоренции (Италия), и одним из источников изображения стало английское кладбище, находящееся в городе и расположенное недалеко от того места, где Бёклин похоронил одного из своих многочисленных детей, умершего ещё в младенчестве.
Сила этого образа в его тематической и стилистической неоднозначности. Источник данной сцены запросто может быть классическим – гребец часто интерпретируется как Харон – перевозчик умерших бога Аида в греческой мифологии. Он переносит своих пассажиров через реку Стикс в подземный мир мёртвых. А что касается острова, то были предложены и различные реальные его модели, помимо английского кладбища во Флоренции, существует также вариант острова Святого Георгия в Черногории.
Драматический колорит и величие природных сцен во многом обязаны немецкой романтической пейзажной живописи, хотя мы можем также ощутить и близость к работам британских прерафаэлитов, которые были очень озабочены легендами о короле Артуре и, следовательно, мифическим островом Авалон, прекрасно изображённом в монументальном произведении Эдварда Бёрна-Джонса (годы жизни 1833-1898) под названием «Последний Сон Короля Артура на Авалоне» (1881-1898 годы).
Как и творение «Битва Кентавров» (1873 год), эта картина быстро приобрела огромную известность в Германии конца XIX века, и проникла копиями во многие буржуазные гостиные, а также вдохновила российского композитора позднего романтического периода Сергея Васильевича Рахманинова (годы жизни 1873-1943) на создание в 1908 году одноимённого музыкального произведения. Неудивительно, что с акцентом на красоте природы и чести смерти картина также говорила и о немецком национализме.
Её самым печально известным владельцем был немецкий фюрер Адольф Гитлер (годы жизни 1889-1945), который приобрёл картину в 1933 году, а затем повесил её в новой рейхсканцелярии своего личного архитектора Альберта Шпеера (годы жизни 1905-1981). Однако загадочная привлекательность изображения пережила политику, ради которой оно было использовано, и картина так и продолжает пользоваться бешеной популярностью в Германии даже после объединения страны.
- Художник – Арнольд Бёклин
- Название – «Остров Мёртвых»
- Год создания – 1883
- Размеры – 80 х 150 сантиметров
- Материал – Масло на деревянной панели
- Место нахождения – Старая Национальная Галерея (Берлин, Германия)