3. Маскировка
При таком способе человек прячет эмоцию, которую на самом деле испытывает, и прикрывает её сверху какой-нибудь другой.
Например, он может испытывать злость, страх, боль или отчаяние, но старательно скрывать эти чувства (даже от самого себя) под масками вроде «у меня всё хорошо» или «я сильный».
Чаще всего эмоции маскируют из-за того, что насчёт этой части жизни у человека есть какие-то неверные или неадекватные установки. Возможно, он считает, что чувствовать – значит быть «слабым». Может, он убеждён, что нужно во что бы то ни стало радовать других и нельзя своим грустным видом кого-то расстраивать, да и вообще «его такого любить не будут». Или путает чувства с отреагированием, думая, что злиться значит нападать, а бояться – это то же самое, что замирать. К сожалению, об эмоциях существует огромное количество мифов, созданных эмоционально некомпетентными людьми.
Маскировка вводит в заблуждение других людей. Они могут быть просто не в курсе, что человеку что-то в их поведении не нравится, и продолжать в том же духе. Ну а что, он же ничего не говорит, всегда радостный или такой уверенный, что почти стальной. И, по сути, этим обманывает всех вокруг. И даже у самых близких нет шансов понять его по-настоящему.
Добавьте к этому ещё одну проблему: на маскировку чувств (как и на их подавление) уходит огромное количество энергии. В результате душевных сил не хватает и человек постоянно чувствует себя вялым или уставшим.
Но маскировка чувств тоже может быть полезной, особенно при работе с людьми.
Так, например, артисты в силу своей профессии не могут себе позволить выражать настоящие чувства. Их работа – создавать настроение другим. Для таких специальностей важно уметь спрятать свои переживания и полностью погрузиться в роль. Расстроен ли артист, сердится ли, вот-вот упадёт в обморок – для публики это не должно быть заметно. И если человек обладает способностью замаскировать свои чувства, то это может очень помочь ему в его деле. То же касается и преподавателей, и людей, работающих в сервисе, – да, в общем-то, всех, кто так или иначе контактирует с другими.
С одной стороны, такие профессии могут показаться эмоционально калечащими, ведь нужно постоянно что-то изображать, пряча свои истинные чувства. Но есть и обратная сторона.
Вот представьте: вы – экскурсовод. Ваша работа заключается в том, чтобы радовать и удивлять незнакомых людей, делать их отдых приятным и наполненным впечатлениями. Вам нужно весь день провести с группой туристов, но с самого утра день не заладился: вы проснулись рано из-за шума соседей, воду горячую внезапно отключили, да ещё и живот разболелся. Вы раздражены, не выспались и уж точно не настроены на весёлое общение. Но деваться некуда – работа есть работа. Надеваете дежурную улыбку и отправляетесь веселить людей. Вы стараетесь сделать им хорошо, шутите, удивляете. И в какой-то момент замечаете, что люди отвечают вам тем же. Они задают любопытные вопросы, делятся новой для вас информацией, угощают вкусненьким, да и вообще начинает казаться, будто вы не с туристами на работе, а с друзьями в увлекательном путешествии. Люди откликаются на ваш профессионализм, от них вы заряжаетесь энергией и хорошим настроением. А когда вечером приходите домой и любимый голос спрашивает, как прошёл день, то вы с удивлением для самого себя отвечаете: «Отлично!»
Способы обходиться с чувствами (часть 3)
22 февраля 202422 фев 2024
1
2 мин