В эпоху Античности была развита практика ведения дневников. Например, для стоиков эта практика была ежедневной, ведение дневника было неотъемлемой частью стоической философии как образа жизни. В книге «Герменевтика субъекта» Мишель Фуко пишет: «В этот период существовала культура того, что можно было бы назвать личным письмом: делать записи о чтении, разговорах и размышлениях, которые каждый слышит или в которых участвует сам; а также — хранение записей на важные темы, которые следовало время от времени перечитывать, чтобы заново актуализировать их содержание».
В наше время практика ведения дневника вновь обрела актуальность. Интересно, что Ричард Брэнсон приписывает свой феноменальный успех в мире бизнеса и предпринимательства привычке вести дневник. Он всегда носит с собой тетрадь, куда неустанно вносит цели, которых желает достигнуть. И, разумеется, это не просто списки, а заметки, немедленно превращаемые в действенные цели. Нассим Талеб, которого называют одним из самых влиятельных мыслителей современной эпохи, призывает всех вести дневники, ибо они могут стать нашей дорожной картой.
Дневник может обрести и рукописную форму, и превратиться в публичный или частный телеграм-канал, и даже воплотиться в видеоблоге. Когда вас читают и смотрят миллионы людей, вы будто всматриваетесь в матрицу с миллионом пикселей и видите себя так, как никогда не сможете увидеть, если вас окружают 10 подхалимов, рассказывающих, какой вы великий (или, наоборот, 10 ненавистников). Когда за вами наблюдает такое количество людей, вы и ваша компания становитесь популярными.
Ученики и Грандученики Игоря Рыбакова ведут дневники, в которых они делятся своими открытиями с Грандмастером и — в том случае, если дневник открыт для других подписчиков, — со своими сообщниками. Грандмастер нередко оставляет там свои комментарии.
Благодаря дневнику ученик становится внимательным к тому, что ́ порождает записи. Дневник превращается в своего рода «инструментальное зрение», оснастку его превосходящей проявленности. То, что раньше могло отвлекать и уводить ученика в нежелательное, теперь подмечается в момент возможного маневра, и он не идет туда, где ему не будет нравиться то, что с ним происходит. Дневник позволяет ученику использовать свои тело, ум и сердце по выгодному курсу.
Упражнение
1. Ведете ли вы дневник? Сколько раз в жизни вы пытались приступить к практике ведения дневника, но уже через короткое время переставали оставлять постоянные записи?
2. Заведите дневник (телеграм-канал либо видеоблог), публичный или закрытый. Если вы выбрали второй вариант, то сделайте записи доступными для вашего учителя.
3. Постарайтесь каждый день оставлять хотя бы одну запись в своем дневнике. Ни в коем случае не относитесь к этому как к рутинному процессу — лучше воспримите ведение дневника как новую игру.
Узнать больше о предпринимательском мышлении можно в книге Игоря Рыбакова «HOMO TOTUS. Учение об актуальности» (16+): https://go.ast.ru/a00cq19