Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Зачем вести личный дневник?

В эпоху Античности была развита практика ведения дневников. Например, для стоиков эта практика была ежедневной, ведение дневника было неотъемлемой частью стоической философии как образа жизни. В книге «Герменевтика субъекта» Мишель Фуко пишет: «В этот период существовала культура того, что можно было бы назвать личным письмом: делать записи о чтении, разговорах и размышлениях, которые каждый слышит или в которых участвует сам; а также — хранение записей на важные темы, которые следовало время от времени перечитывать, чтобы заново актуализировать их содержание».

В наше время практика ведения дневника вновь обрела актуальность. Интересно, что Ричард Брэнсон приписывает свой феноменальный успех в мире бизнеса и предпринимательства привычке вести дневник. Он всегда носит с собой тетрадь, куда неустанно вносит цели, которых желает достигнуть. И, разумеется, это не просто списки, а заметки, немедленно превращаемые в действенные цели. Нассим Талеб, которого называют одним из самых влиятельных мыслителей современной эпохи, призывает всех вести дневники, ибо они могут стать нашей дорожной картой.

Kelly Sikkema\Unsplash
Kelly Sikkema\Unsplash

Дневник может обрести и рукописную форму, и превратиться в публичный или частный телеграм-канал, и даже воплотиться в видеоблоге. Когда вас читают и смотрят миллионы людей, вы будто всматриваетесь в матрицу с миллионом пикселей и видите себя так, как никогда не сможете увидеть, если вас окружают 10 подхалимов, рассказывающих, какой вы великий (или, наоборот, 10 ненавистников). Когда за вами наблюдает такое количество людей, вы и ваша компания становитесь популярными.

Ученики и Грандученики Игоря Рыбакова ведут дневники, в которых они делятся своими открытиями с Грандмастером и — в том случае, если дневник открыт для других подписчиков, — со своими сообщниками. Грандмастер нередко оставляет там свои комментарии.

Благодаря дневнику ученик становится внимательным к тому, что ́ порождает записи. Дневник превращается в своего рода «инструментальное зрение», оснастку его превосходящей проявленности. То, что раньше могло отвлекать и уводить ученика в нежелательное, теперь подмечается в момент возможного маневра, и он не идет туда, где ему не будет нравиться то, что с ним происходит. Дневник позволяет ученику использовать свои тело, ум и сердце по выгодному курсу.

Упражнение

1. Ведете ли вы дневник? Сколько раз в жизни вы пытались приступить к практике ведения дневника, но уже через короткое время переставали оставлять постоянные записи?

2. Заведите дневник (телеграм-канал либо видеоблог), публичный или закрытый. Если вы выбрали второй вариант, то сделайте записи доступными для вашего учителя.

3. Постарайтесь каждый день оставлять хотя бы одну запись в своем дневнике. Ни в коем случае не относитесь к этому как к рутинному процессу — лучше воспримите ведение дневника как новую игру.

Узнать больше о предпринимательском мышлении можно в книге Игоря Рыбакова «HOMO TOTUS. Учение об актуальности» (16+): https://go.ast.ru/a00cq19