Задачи:
- развивать умение определять эмоционально-образное содержание музыки на основе слушания музыкальных произведений классической, современной музыки;
- развивать способность к восприятию музыкальных образов и их выразительной передаче в движениях, соответствующих характеру музыки;
- формировать способность самостоятельно оценивать произведения музыкального искусства; воспитывать творческое отношение к разным видам музыкальной деятельности.
Материал и оборудование: магнитная доска; набор магнитных карточек с изображением белорусских музыкальных инструментов – скрипка, цимбалы, бубен, барабан, ложки, баян, балалайка, дудка; иллюстрации с изображением гобелена в формате А3 (3 шт.); детские музыкальные инструменты: 3 ксилофона, 1 металлофон, 3 колокольчика, 2 бубна, 1 тарелки; мультимедийный экран и проектор; мультимедийная презентация.
Предварительная работа: разучивание песни «Песня о картинах» Г. Гладкова, сл. А. Кушнер; разучивание парного танца под музыку «Бергамаска»; разучивание музыкальной игры «Не опоздай!» муз. М. Раухвергера; подготовка увеличенного изображения гобелена в формате А3; знакомство со звучанием белорусских музыкальных инструментов.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит тихая музыка, педагог показывает детям письмо-сюрприз
Воспитатель (В.). Хотите узнать, от кого письмо? (рассматривает его).
Да оно не простое, а видеописьмо!
На экране появляется изображение «экскурсовода» – музыкального руководителя, который приглашает детей на экскурсию словами: «Дорогие друзья, сегодня в нашем городе открывается Музыкальная картинная галерея. Мы приглашаем взрослых и детей посетить ее и совершить увлекательное путешествие по залам галереи».
В. Ребята, а вы знаете, что такое Музыкальная картинная галерея?
Дети. Место, где проходят различные выставки: картин, скульптур, фотографий, музыкальных инструментов.
В. Дети, скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в галерее?
Дети. Общаться шепотом, картины смотреть глазами, внимательно слушать экскурсовода.
В. Вы готовы посетить выставку? Отправляемся? Смотрите, не опоздайте!
Проводится музыкальная игра «Не опоздай!» муз. М. Раухвергера.
Дети под музыку на 1-ю часть бегают врассыпную по залу, на 2-ю часть останавливаются, ритмично хлопают и притоптывают правой ногой в такт музыки, на 3-ю часть возвращаются на свои места.
Под музыку М. Мусоргского «Прогулка» дети с воспитателем проходят в 1й зал, где их встречает «экскурсовод» — музыкальный руководитель.
Основная часть.
Музыкальный руководитель (М. р.). Здравствуйте, друзья! Я очень рада видеть вас в нашем Выставочном зале. Скажите, пожалуйста, вы знаете, кто пишет картины?
Дети. Художники.
М. р. А кто сочиняет музыку?
Дети. Композиторы.
М. р. А кто может в движении рассказать историю или сказку?
Дети. Артисты балета, театра.
М. р. Молодцы! Мир изобразительного искусства – это мир, созданный художником, скульптором, народным умельцем. Он рассказывает о красоте, рисуя ее красками на бумаге, на холсте, вырезая резцом в мраморе, камне. Мир искусства – это и мир мелодии, поэзии, танца. Сегодня вы присутствуете на открытии Музыкальной картинной галереи. Пройдемте в зал.
Демонстрация слайдов с изображением репродукций картин В.К.Бялыницкого-Бирули «Зимний сон», и В. К. Цвирко «Коложа».
М. р. Перед вами репродукции картин белорусских художников В.К. Бялыницкого-Бирули «Зимний сон» и В.К. Цвирко «Коложа». Посмотрите внимательно на эти картины. К какому жанру они относятся?
Ребенок. Пейзаж.
М. р. Правильно, пейзаж. Эти картины написаны известными белорусскими художниками и хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, чтобы многие люди могли на них полюбоваться. Картины передают разное настроение. Как вы думаете, какую их этих картин можно назвать громкой, а какую тихой?
Ребенок. Картину «Зимний сон», можно назвать тихой. А картину «Коложа» — громкой.
М. р. Почему?
Ребенок. На картине «Зимний сон» мы видим зимний пейзаж. Холодно и морозно, воздух, как будто застыл. А вокруг стоит тишина! На второй картине художник использовал много разных красок: желтую, красную, коричневую. Это громкие краски золотой осени.
М. р. Ребята, а какие жанры изобразительного искусства вы еще знаете?
Ребенок. Натюрморт.
Демонстрация слайдов с изображением репродукций картин И. Ф. Хруцкого «Натюрморт с фруктами» и В. К. Жолток «Голубой натюрморт».
М. р. Перед вами репродукции картин белорусских художников И. Ф. Хруцкого «Натюрморт с фруктами» и В. К. Жолток «Голубой натюрморт».
М. р. Как вы думаете, какой из этих картин больше подходят низкие звуки, а какой высокие?
Ребенок. Картине «Натюрморт с фруктами» подходят низкие звуки, а картине «Голубой натюрморт» — высокие.
М. р. Почему?
Ребенок. На картине «Голубой натюрморт» изображены голубые колокольчики, они как – будто поют нам песенку своими высокими голосами: «Динь, динь». А на картине «Натюрморт с фруктами» — краски темного, тяжелого цвета, как – будто звучат низкие звуки.
В. Наши дети знают песню о картинах и могут ее сейчас исполнить.
Дети исполняют «Песню о картинах» муз. Г. Гладкова, сл. А Кушнера.
М. р. В следующем зале нашей экспозиции я предлагаю вам рассмотреть репродукции из серии фоторабот «Мелодии природы» современного фотохудожника А. Устиновича: «Покой» и «Вечное движение».
Демонстрация слайдов с изображением репродукций фоторабот «Мелодии природы» А. Устиновича «Покой» и «Вечное движение».
М. р. Ребята, как вы думаете, какое настроение запечатлел фотохудожник в своих работах? Обратите внимание на то, что на этих репродукциях присутствует уже не один образ, а несколько. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на этих иллюстрациях. Это растения (низкий мох и высокие, отражающиеся в воде деревья), сама вода (в статичном и динамичном состояниях), камни (разных размеров). Каждый из изображенных здесь предметов имеет свой голос, свою мелодию. Надо только уметь ее услышать.
М. р. Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальные фрагменты двух пьес из сюиты «Образы» К. Дебюсси «Отражения в воде» и «Движение», и музыка как настоящий художник поможет нарисовать в вашем воображении самые разные картины.
Слушание музыкальных фрагментов из сюиты «Образы» К. Дебюсси «Отражения в воде» и «Движение».
М. р. Слушая музыку первого фрагмента «Отражения в воде», какой образ вы увидели?
Ребенок. Образ спокойного озера.
М. р. Какой характер музыки?
Ребенок. Характер спокойный, неторопливый.
М. р. Какое настроение?
Ребенок. Настроение задумчивое, грустное.
М. р. Какой образ музыки второго фрагмента «Движение»?
Ребенок. Образ водопада.
М. р. Какой характер музыки?
Ребенок. Характер стремительный, подвижный, прыгающий.
М. р. Какое настроение?
Ребенок. Настроение радостное, светлое.
М. р. Я предлагаю вам создать танцевальную импровизацию отражения образа озера и отображения образа водопада.
Танцевальную импровизацию «Отражения в воде» под музыку К. Дебюсси исполняют мальчики (с использованием султанчиков голубого цвета).
Танцевальную импровизацию «Движение» под музыку К. Дебюсси исполняют девочки (с использованием широких лент голубого цвета).
М. р. А сейчас мы прослушаем другое музыкальное произведение. Эта музыка была написана совсем недавно белорусским композитором Александром Литвиновским, произведение называется «Баллады Фарона». Баллады – это песни. Фарон – сказочное существо, похожее на Водяного. Это чудовище живет на дне глубокого озера, днем он спит, а ночью любит петь свои баллады и незлобно шутить над людьми. Давайте закроем глаза и вслушаемся в пение Фарона.
Слушание пьесы «Баллады Фарона» А. Литвиновского.
М. р. Ребята, какой характер у прослушанной музыки?
Ребенок. Характер прослушанной музыки — загадочный, таинственный, немного жуткий, пугающий.
М. р. А сейчас я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.
Демонстрация слайда с изображением кружев.
М. р. Это старинные ажурные кружева, которыми модницы того времени украшали свои наряды. Может, именно в этих кружевах одна из красавиц танцевала на балу.
Демонстрация с изображением иллюстрации гобелена «Цвет космоса» Е. Власовой.
М. р. А это — гобелен под названием «Цвет космоса». Гобелен — это картина, сплетенная из шерстяных ниток. На ней изображен таинственный и загадочный космический мир. А теперь давайте еще раз прослушаем фрагменты музыкальных произведений и определим, какая из иллюстраций больше подходит к «Бергамаске», а какая к «Балладам Фарона».
Слушание фрагментов пьес «Бергамаска» и «Баллады Фарона».
М. р. Так, образ жутковатого Фарона, появляющегося по ночам, нарисованного композитором Литвиновским, совпадает с композиционно напряженным сине-фиолетовым рисунком гобелена Е. Власовой. А ажурное кружевное полотно подходит к старинной танцевальной мелодии. Дети, но со временем картины, гобелены стареют и ветшают. И они нуждаются в ремонте. Ремонт картин называется реставрацией. А людей, которые этим занимаются, называют реставраторами. Нужную работу выполняют эти люди?
Дети. Да!
В. А хотите вы сейчас стать реставраторами?
Дети. Да!
Игра «Собери гобелен»
Дети в группах по 3—4 человека подходят к столикам, на которых расположены изображения гобелена «Цвет космоса» (в формате А3), разрезанные на пазлы (на 8—10 частей). Дети под музыку «Баллады Фарона» составляют целостное изображение гобелена.
М. р. Молодцы, ребята! Понравилась вам работа реставратора?
Дети. Да!
М. р. В следующем зале нашего Выставочного зала вы можете познакомиться с коллекцией музыкальных инструментов.
М. р. Но что такое я вижу, все инструменты перемешены! Ребята! Как вы думаете, сможем мы с вами помочь найти инструментам место в своем оркестре? Мы с вами все инструменты знаем? Слушайте внимательно!
На экране появляется видео с изображением музыкантов симфонического оркестра, исполняющих «Танец с саблями» А. Хачатуряна.
М. р. Вы узнали, какие инструменты сейчас прозвучали?
Ребенок. Инструменты симфонического оркестра.
У нас на сцене будто праздник: серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных – трудно рассмотреть.
Все блестит в сиянье света, не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем это… симфонический оркестр.
М. р. Ребята, а у нас есть карточки с изображением музыкальных инструментов. Хотите проверить свои знания и определить инструменты по их голосу, тембру? Напоминаю правила: «Не спеши и не зевай, очередность соблюдай! Раз, два, три … инструмент найди!»
Игра «Что звучит?»
Детям предлагаются магнитные карточки с изображением белорусских музыкальных инструментов, прослушав звучание инструмента, они по очереди переносят карточку с изображением инструмента на магнитную доску.
На экране появляется видео с изображением музыкантов оркестра народных инструментов.
М. р. Ребята, а как же называются все эти прозвучавшие музыкальные инструменты?
Дети. Народные инструменты.
Ребенок. Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую, я со всеми затанцую!
Если песню грустную — грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет — прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет — с нами делает, что хочет!
Заключительная часть.
М. р. Наша экскурсия подходит к концу. Вы остались довольны посещением Музыкальной картинной галереи?
В. Ребята узнали много нового и интересного! Что нужно сказать экскурсоводу?
Дети. Было очень интересно! Вы замечательный экскурсовод!
М. р. У нас есть Книга отзывов, где вы можете оставить свои пожелания об увиденном и услышанном в галерее.
Дети на стенде выкладывают нотки – смайлики.
М. р. И еще я хочу подарить вам настольную игру «Инструменты симфонического оркестра», в которую вы будете играть в детском саду и вспоминать о нашей экскурсии. До свидания!
Дети уходят из зала.