Найти тему
30 подписчиков

Мой дальний берег детства

За окном дождями плачет уходящий февраль. Значит, через каких-то пару месяцев я смогу навестить тот кусочек земли, где душе по-настоящему тепло и радостно. Где каждый уголок наполнен светлыми воспоминаниями.

И я спешу туда, там льется добрый свет,
И я спешу туда, там льется добрый свет,

Таких кладок на озере было несколько. Хозяйки и девочки стирали здесь одежду и половики. На кладку заходили, чтобы набрать ведрами воды для бань, которые стояли раньше прямо на берегу озера. Сцена из фильма "Рогатый бастион" в начале 60-х снимался в нашей деревне, и только там можно еще увидеть прибрежные лазни. А ребятня на мостках играла, ловила рыбу, загорала.

На такой кладке моя старшая подруга, запомнилось, учила меня, младшеклассницу, как вести себя на первом свидании и в какой момент буськнуть визави в щеку. На практике все вышло не так, об этом ниже.

И лодки на воде как солнечные пятна
И лодки на воде как солнечные пятна

Деревянные лодки были практически в каждой семье. На них мужчины на зорьке выезжали ловить окуней и плотву. Парни на закате катали девушек. Подростки учили мелюзгу плавать, выбрасывая за борт. Мне хватило двух таких погружений, чтобы я, наглотавшись воды, поплыла и уже не боялась нырять с лодки.

И воды отразят знакомое лицо
И воды отразят знакомое лицо

Мост через реку Скема (длина русла составляет 166 м, самая короткая река Беларуси) строили в начале 70-х на смену старому деревянному. Мы, детвора, знали поименна почти всех водителей МАЗов и ЗиЛов, которые днями катали нас между песчаным карьером и стройкой. Родители, конечно, ругали нас, но днем они все равно уходили на работу. Для меня покатушки на самосвалах закончились, когда мы с подружкой, прихватив пятилетнюю племяшку, поехали за песком в соседнюю область и маленько задержались до сумерок.

И в памяти моей мы встретимся, наверно,
И в памяти моей мы встретимся, наверно,

Скема - место свиданий. Уже об этом можно рассказать, хотя, не договариваясь, мы почему-то неловко молчали все годы. В классе 4 или 5 одноклассник пригласил меня на рандеву. До места встречи добирались (1,5 км) поодиночке, хотя жили в соседних домах. Мы фланировали вдоль трассы, парнишка заливал, как обычно, про свои детские подвиги. Я усиленно нюхала подаренную придорожную ромашку и все не решалась поцеловать любимого. Накрапывал дождик. Вдруг послышался шум мотора, и, под крик кавалера "Ложись!", мы вжались в мокрую обочину. На мотоцикле ехал его отец. Я так и не спросила уже взрослого мужчину, помнит ли он эту нашу единственную романтическую встречу. Теперь не спросишь.

За окном дождями плачет уходящий февраль. Значит, через каких-то пару месяцев я смогу навестить тот кусочек земли, где душе по-настоящему тепло и радостно.-5

Обелиск на краю деревни когда-то был не просто монумент. Это было событие 60-х под названием Памятник. В первую субботу июля в деревню начинал стекаться народ. Ехали на возах, велосипедах, мотоциклах. С обеда по всему полю стояли шалаши с березок и брезента в виде кафешек. На озере работал ресторанчик, который все звали "Попловок". Я не помню, было ли это официальное название. К нему шел длинный деревянный мост. По озеру ходили катера и моторки, катая гуляющих. С вертолета на воду прыгали парашютисты. Звучала музыка и на площадке прямо возле памятника были танцы, которые позже до самого утра переносились в клуб. В каждом доме были накрыты столы и на полу постелено сено, где спали знакомые и незнакомые люди. С высоты сегодняшнего дня я гляжу назад и понимаю: жизнь была труднее, но веселее и добрее.

За окном дождями плачет уходящий февраль. Значит, через каких-то пару месяцев я смогу навестить тот кусочек земли, где душе по-настоящему тепло и радостно.-6

В воскресенье с утра шли колонны грузовых машин с колхозниками и молодежью на кузовах. Было возложение венков и концерты на нескольких площадках. Выступали лучшие коллективы Белоруссии. Чтобы понять интерес к Памятнику: кузина отказалась от поездки в Ленинград со студенческой группой, чтобы не пропустить очередной праздник. Из самых ярких воспоминаний: впервые увидела двух негров. Мы попробовали потом играть в чернокожих, долив в сажу чернила, чтобы добиться лилового оттенка кожи. Со всеми вытекающими, разумеется. После Памятника у всех подруг обновлялись коллекции фантиков и спичечных этикеток. Собирали бутылки и тут же меняли на деньги-мороженое. Выиграла пластинку с песней "Любите, пока любится".

Отсюда мы с тобой ушли в кружение лет
Отсюда мы с тобой ушли в кружение лет

Отсюда началась дорога во взрослую жизнь. Судьба закружила, и особо скучать по родным местам не было времени.

Ирка, Женька и я
Ирка, Женька и я

И только с годами все больше понимаешь: пора возвращаться домой.