Как Артемий Троицкий снизошел до ансамбля Бони М

8,2K прочитали

 Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его  раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в

Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в советских журналах, колеблясь, что называется, с линией партии: что нужно похваливал, что нужно - поругивал. Несмотря на тщательно холенную и лелеянную репутацию высоколобого рок-гуру и любителя авангарда, Артемий Кивович, как мы видим, вполне мог снизойти и до плебейских жанров, типа евродиско. Статья об ансамбле Бони М была опубликована в Журнале «Музыкальная Жизнь», 1979 год. N4 и практически полностью была перенесена на конверт лицензионной пластинки Ночной Полет На Венеру, которая была выпущена в СССР в 1980-м году, так что счастливые обладатели этой пластинки, скорее всего статью уже читали, и могут пролистнуть ее и посмотреть моё ценное мнение по данному опусу, остальные же, кто не читал или забыл – наслаждайтесь 🙂

В момент написания статьи Артемий Троицкий выглядел как-то так..
В момент написания статьи Артемий Троицкий выглядел как-то так..

«Осенью 1976 года Франк Фариан, недавно перешагнувший порor тридцатилетия певец и композитор, не имевший особенного успеха у публики, записал песенку под названием «Детка, не хочешь ли станцевать бамп?». Желая избежать ненужных ассоциаций со своим собственным именем («Ах, это тот самый старина Фариан?»), он ставит в графе «исполнитель» ни к чему не обязывающее, почти анонимное название «Бони М».

«Бамп» Фариана становится довольно знаменитым шлягером в ФРГ, а также в Голландии. Вскоре стали поступать заявки на телевизионные и концертные выступления, для которых Франк Фариан вербует у себя в Мюнхене четверку уроженцев Ямайки, в которую вошли Лиз Митчелл - единственная профессиональная вокалистка (до этого она пела в хоре «Лес Хамфри Сингерз»), Марсия Баррет - бывшая манекенщица, наделенная от природы низким приятным голосом, Мейзи Уильямс милая симпатичная девушка, в прошлом секретарша, и наконец Роберт Фэррелл - диск-жокей и танцовщик.

 Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его  раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в-3

Впрочем, назвать группу «ямайской» нельзя. Все ее участники жили и живут в ФРГ и Англии, там же все они получили образование. Однако экзотика вещь немаловажная.

В январе 1977 года новая запись «Бони М» становится мировым шлягером. Это песня «Дэдди Кул». На диске уже звучат голоса Лиз Митчелл и Марсии Баррет, но мужскую партию по-прежнему поет Франк Фариан (а не Бобби Фэррелл). Затем следует первая долгоиг рающая пластинка «Снимите с меня этот жар» и очередной боевик - «Санни». В июле 1977-го песня «Ма Бэкер» занимает первое место в британском хит-параде.....

История приняла неожиданный оборот. Вот что сказал в одном из интервью Франк Фариан: «Успех «Дэдди Кул» я, в принципе, предвидел (хотя он и превзошел мои ожидания). Над этой песней я долго работал и вложил в нее весь свой опыт и фантазию аранжировщика и продюсера. Однако все последовавшее за этим оказалось для меня приятным сюрпризом. Мысленно я готовил для «Бони М» распространенную участь «группы одного шлягера» (ну, может быть, двух...) и совершенно не предполагал, что это мое детище окажется настолько удачным».

 Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его  раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в-4

В самом деле, недоумение Фариана имеет некоторые основания. Если «Дэдди Кул», бесспорно, отличался от подавляющего большинства диско-песенок и новизной аранжировки, и нетрадиционным вокальным решением, то последовавшие боевики «Бони М» были или явными вариациями на тему «Дэдди» («Ма Бэкер»), или версиями старых знаменитых песен («Санни»). Долгоиграющий диск «Бони М» «Ночной полет на Венеру» несколько спокойнее предыдущих и более высок по техническим приемам, но вряд ли представляет собой какую-либо эволюцию по сравнению со вторым «Любовь на продажу». А тот, в свою очередь, по сравнению с первым альбомом. Все они одинаковые, ровные, очень веселые, исключительно танцевальные

Лиз Митчелл, бесспорно, способная певица. Ее голос, особенно в таких песнях, как «Белфаст», «Санни», «Золотое сердце», является, пожалуй, единственным «человечным» элементом в песнях «Бони М. Все остальное - налаженная электронная музыкальная машина, десятки раз перезаписанные хоры, безошибочный механический ритм. В том же интервью Франк Фариан сказал: «Я добиваюсь того, чтобы мои песни работали, как лучшие часы». И на возражение: «А вам не кажется, что это больше похоже на программу ЭВМ, чем на искусство» ответил: «Не знаю, все мы немножко роботы».

 Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его  раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в-5

Технология изготовления песен по рецепту Фариана и «Бони М» сложна технически, но проста музыкально. Годится любой исходный материалー сентиментальные баллады, негритянские спиричуэлс, рок- н-роллы, даже песни протеста. Мелодии подгоняются под диско-ритм и сдабриваются «вкусной» дурманящей электроникой.

Собственно ямайская народная музыка реггей, к исполнителям которой иногда причисляют «Бони М», не играет значительной роли в их репертуаре. Но все-таки именно оригинальные ритмика и мелодика национальной ямайской музыки оказались той свежей кровью, которая оживила схемы Франка Фариана. Хотя, конечно, группе очень далеко до неподдельного темперамента, душевности и выразительности подлинных исполнителей народных песен, будь то ямайский регтей или американский соул. Этим объясняется и такой факт, что «Бони М» не очень популярен в Америке и на своей родной Ямайке. Строго говоря, возрождение интереса к народной музыке Вест-Индии и не является целью Фариана. Его задачи более прагматичны.

Концертные выступления–сильная сторона «Бони М», и ансамбль доказал это на гастролях в Москве. Подвижность и неисчерпаемая энергия артистов просто удивительны. Без передышки нанизывая одну песню на другую, они ни на секунду не снимали напряжение зала. В профессионализме, сценическом мастерстве им не откажешь.

 Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его  раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в-6

Песни «Бони М» привлекают слушателей прежде всего темпераментом, отточенностью исполнения, необычайным колоритом звучания. Нередки в их репертуаре яркие мелодические вещи. По сравнению с «АББА», ансамблем, во многом близким по своей концепции к «Бони М», последний более экзотичен и эмоционален. Еще одно несомненное качество музыки «Бони М» - это ее легкая усвояемость. Реакция на такую музыку однозначна–беззаботное настроение, отдых.

Что ж, музыка для танцев... Это не так уж много, но и не так уж мало. Нельзя сказать, что в песнях «Бони М» поднимаются важные жизненные проблемы или что их творчество открыло новые возможности в жанре эстрады. В мире существует немало более серьезных, глубоких и изобретательных ансамблей. Но, с другой стороны, далеко не всем дано создать такую легкую, располагающую к отдыху атмосферу, как это удается «Бони М», а это тоже своего рода мастерство. » 

 Совершенно случайно наткнулся на замечательный образец советской музыкальной критики от Артемия Троицкого, из его  раннего периода, когда он пописывал вполне конформистские статьи о западной музыке в-7

Ну, что можно сказать по поводу данного произведения. Написано, в принципе, не так уж и плохо и даже, в целом, довольно доброжелательно. Конечно, присутствуют обязательные советские пассажи про безыдейность и бездуховность, про отрыв от народных корней, но не более чем в обязательно предписанном для такого музыкального жанра объеме. 

Также, конечно немного умиляет тот апломб, с которым 24-х летний журналист раздает эпитеты: “Лиз Митчел, беспорно, способная певица” 😀.

Есть мелкие фактические ошибки–например, не все участники группы родом с Ямайки, Марсия Баррет не была манекенщицей, а выступала на сцене с конца 60-х годов, в том числе (сюрприз!) на подпевках у Карела Гота, а вот Мейзи Уильямс как-раз таки была, и даже выигрывала в конкурсах красоты, но вот секретаршей никогда не работала. Песню "Belfast" исполняла не Лиз Митчел, а Марсия Баррет. Впрочем, это все мелочи, вполне характерные для безинтернетной  эпохи, когда любую информацию нужно было глубоко рыть в библиотеках.

К сожалению, о самом альбоме Ночной Полет На Венеру в аннотации Артемия Троицкого сказано было довольно мало, так что я дополню писанину будущего мэтра некоторыми любопытными фактами..

 Итак:

  • третий альбом группы Boney M Nightflight To Venus вышел в самое горячее для диско времечко, и весьма хорошо продавался во всей Европе, включая Великобританию, где он достиг первого места в чартах–ни до ни после Boney M такого успеха на островах не имели. 
  • Первый раз в команде Boney M засветился в качестве аранжировщика будущий основатель проекта Enigma и муж певицы Сандры, Михаэль Крету. 
  • После выхода альбома, Фрэнк Фариан получил два скандала, связанных с плагиатом, причем на двух самых продаваемых синглах: "Rivers Of Babylon", и "Rasputin". В случае с "Распутиным" продюсера обвинили в использовании риффа и мелодии куплета из традиционной турецкой  песни "Katibim",  но последовательных защитников турецкого культурного наследия не нашлось, а сам автор от этого всячески открещивался.
  • В случае с "Rivers Of Babylon", Фариан позаимствовал песню от 1970-го года у ямайской группы The Melodians, но  “забыл” указать в выходных данных альбома ее авторов – Брента Доу и Тревора Макнаутона. Те, само собой, возмутились,  и в последующих релизах эти славные имена появились на обложках, а денежки–в  карманах ямайцев. 
  • Также, Фрэнк ловко приписал себе авторство ямайской народной песенки "Brown Girl in The Ring", которую в советском издании ошибочно перевели как "Коричневая девушка в обруче" Сложно сказать, какой обруч представлял себе переводчик, гимнастический или для волос, но в действительности, речь идет о детской игре, наподобие нашего "Каравая", когда кто-то из детей становится в центр хоровода и исполняет там какой-нибудь танец..Поскольку песня–народная, то есть ничья, то она часто подвергалась набегам иностранных композиторов, которые беззастенчиво стригли с нее купоны, записывая на свое имя. Например, можно вспомнить, как под этот запоминающийся мотивчик задорно давит ногами вино Адриано Челентано в фильме "Укрощение строптивого". Там авторство скромно присвоил себе итальянец Детто Мариано.
  • В советском издании, Ночного полёта на Венеру, которое вышло относительно оперативно для СССР (всего какой-то год после оригинального релиза), Nightflight.. подвергся зверской кастрации. Из него были выкинуты аж три песни, две из которых были главными хитами альбома: "Rasputin", "Rivers Of Babylon", и "Never Change Lovers in the Middle of the Night". Причины понятны: первая пострадала за фривольную трактовку отечественной истории, вторая за библейский текст, третья за безнравственность–как это вообще можно менять любовников посреди ночи.. Интересно, что если к "Распутину" советская цензура с самого начала отнеслась негативно, и вообще не допускала его трансляцию в СМИ, то две другие могли появляться на радио и телевидении. Так, не стали их вырезать из знаменитого выступления в Сопоте, которое показывалось советским зрителям.  Тем не менее, телевизор–телевизором, а на пластинке такого безобразия быть не должно.
  • Любимый в народе "Rasputin"  выпускался в 1978 году также и на немецком языке, но для бюргеров его исполняла другая подопечная Фариана–певица Гилла. При наличии более качественной английской версии, этот вариант у нас совершенно не раскрутился. 
  • Как и в предыдущих альбомах группы, Фариан строго придерживался пропорции 50/50 композиций, написанных специально для  Boney M и каверов песен других исполнителей. Выбор их всегда был совершенно неочевиден, и вероятно, произрастал из личных вкусов самого Фрэнка. Помимо вышеупомянутых "Rivers of Babylon" и "Brown Girl..", это были:

"Painter Man" от группы The Creation, которая увидела свет в 1966 году

King of the Road" от кантри-певца Роджера Миллера,

и "Heart Of Gold" 1972-го года Нила Янга.  

Также по теме можно почитать: