Найти тему
А вы точно психолог?

Две очень вредные идеи и терапия, которая всегда со мной

С наступлением зимы я возобновил забеги. Теперь я три раза в неделю надеваю кроссовки и выхожу на улицу превозмогать. Что-то мне очень нравится это слово. Так и говорю после пробежки - сегодня уже превозмогал )

В процессе бега наступает особое состояние. Прежде всего это, конечно, дискомфорт. Дискомфорт разной интенсивности, от лёгкого учащения пульса и дыхания до «всё, не могу, сейчас упаду и не встану». Чтобы преодолевать этот дискомфорт, нужно что-то делать, чтобы меньше его замечать. Для этого подходит, например, музыка в наушниках. Или думать. Во время пробежки складываются идеальные условия, чтобы что-то обдумывать: ты занят монотонным действием, испытываешь дискомфорт, который временно нельзя прекратить, и у тебя очень ограниченный арсенал возможностей для переключения. А вот мечты и мысли всегда при себе. Что ещё остаётся делать?

Впрочем, это действует и в обратную сторону. В ситуации, когда навязчивые мысли донимают и не дают покоя, бег способен давать такое количество сенсорных переживаний, что внимание неизбежно переключается на них, и сознание на какое-то время освобождается от мысленной жвачки.

В общем, во время пробежки большую часть времени я испытываю дискомфорт, рассчитывая на законную награду в виде эйфории в конце пробежки (это, безусловно, стоит того), и много думаю, в том числе про сами эти категории комфорта/дискомфорта.

В работе я периодически встречаюсь с идеями абсолютного комфорта и абсолютного дискомфорта, которые транслируют клиенты. Обе эти идеи я нахожу в одинаковой степени вредными.

Идею абсолютного дискомфорта несут люди, занятые непрерывным преодолением. Они ежеминутно хотят приносить пользу или становиться лучшей версией себя и не умеют отдыхать. «Отдохнем на кладбище!» - их девиз. Чтобы выжить в таких условиях, организм вынужден отключать чувствительность, что приводит к проблемам с распознаванием чувств. Абсолютный дискомфорт чреват глубоким истощением, поскольку организм отдает свои запасы, припрятанные на черный день, отчего чаще болеет. Приверженцы идеи абсолютного дискомфорта забывают, что восстановление - полноправная часть любого прогресса.

Идея абсолютного комфорта несостоятельна по определению и вызывает неизбежное разочарование у своих адептов. Мир просто не может никому предложить ощущение постоянного комфорта, поскольку комфорт - это признак восстановления нарушенного равновесия, гомеостаза. Уже в следующий момент после восстановления равновесия состояние комфорта начинает сменяться дискомфортом, присущим любой стагнации. Например, когда садишься в автобус после длительного ожидания на остановке, наступает комфорт. Но через полчаса-час сидения даже в комфортабельном кресле ноги начинают требовать разминки. После напряженной умственной работы хочется ни о чем не думать, но это желание быстро сменяется раздражением по поводу того, что в жизни не происходит ничего осмысленного, в простонародье именуемым скукой.

А вот бег - это проявление довольно сильного, но управляемого и ограниченного во времени дискомфорта. Он позволяет ясно ощутить и процесс усилия, и процесс восстановления. В этом смысле бег - отличное терапевтическое упражнение.