Посмотрела новый продукт совместного производства компании Disney и Pixar "Элементарно".
Была приятно удивлена смыслом, который заложили в него авторы.
Комментарии взрослых отыскала на отзовике, а также постаралась прикинуть, как этот мультфильм будет воспринят ребёнком.
Взрослые, в основном, пожаловались на предсказуемый, как им показалось, сюжет.
Многие увидели обычную историю любви двух несовместимых героев, которые, всё же, отыскивают общий язык, и всё кончается хэппи-эндом.
Согласна: незамысловато.
Однако в канву этой сюжетной истории включены драгоценнейшие метафоры.
Вот о них и стоит поговорить...
Ну, во-первых, действие происходит в городе под названием "Элементарно". Это - огромный мегаполис, населённый существами огненного🔥, водного🌊, земного🍀 и газообразного🌪️происхождения, которые проживают в разных районах, но пересекаются на общих улицах.
В характерах этих персонажей нетрудно узнать четыре темперамента, где вода соответствует ранимым и чувствительным меланхоликам, земля - стойким и медлительным флегматикам, огонь - взрывным и пылким холерикам и воздух - весьма подвижным и сговорчивым сангвиникам.
Интрига закручивается, когда Эмбер (так зовут огненную девушку) должна отработать распродажу в магазине отца. Обслуживание посетителей даётся ей нелегко в силу того, что она плохо контролирует своё раздражение и то и дело срывается на клиентов. Отец готов отойти от дел и оставить лавку на Эмбер, если та докажет, что способна управлять своими эмоциями и ладить с покупателем.
Однако в день распродажи в магазин приходят такие же несдержанные и гиперактивные огоньки, что в итоге доводит Эмбер до нервного срыва в подвале, куда она сбегает прочь от прилавка.
В результате взрыва прорывает трубы, из которых льется вода, а из её капель восстанавливается некий инспектор по водным коммуникациям - Уэйд. Он должен сообщить о нарушениях начальству, хоть и не хочет этого делать, и всю дорогу потом извиняется.
После того, как доклад уже отправлен, Уэйд слышит историю Эмбер об отце, о том, как для него важно семейное дело, и как она боится его разочаровать. Эмпатичный Водяной проникается сочувствием и решает помочь своей новой знакомой. Однако отчёт уже поступил начальству, и вернуть его слишком поздно.
Поиски виноватого (случилось ли затопление из-за вспышки гнева Эмбер, или трубу прорвало водным Уэйдом, который дал нагрузку на канализацию) приводят к выводу, что неисправность находится совсем в другом месте. И двое новых друзей творчески заделывают дыру в плотине города, за что начальница Уэйда (которая, кстати, воздух) легко прощает им все недочёты в лавке...
На берегу моря Уэйд замечает как песок под горячей Эмбер превращается в красивое стекло. Из него она выдувает шар, внутри которого - цветок. В этот момент открывается её истинный талант и призвание - творить красоту из стекла. И чуть позже к ней приходит осознание, что лавка отца - не её мечта и призвание, и что она, на самом деле, желает стать художником - стеклодувом. Возникает традиционный конфликт между "хочу", идущим из сердца, и дочерним долгом перед семьёй, перед родителями.
Позже нам показывают путешествие Уэйда и Эмбер к Вивистерии - дереву, которое растет в любых стихиях. Она мечтала увидеть его ещё в детстве, но их с отцом не пропустили на выставку. Вивистерия, совместимая со всеми четырьмя стихиями, изображает юнгианскую Самость - центр "Я" человека, объединяющий его в психическую целостность, и обеспечивающий связь с божественным. Самость даёт нам возможность понимать себя, слышать свою интуицию и реализовывать талант.
Цветок в стеклянном шаре, сделанный Эмбер на берегу, очень напоминает Вивистерию, которую она затем увидела: словно эта поделка была маленькой моделью большой Самости, её предвкушением.
В этом смысле Уэйд - проводник для Эмбер в мир её чувств и бессознательных архетипов, открывший ей дорогу к Самости.
По Юнгу он - Анимус, то есть бессознательная часть женской психики, выраженная мужским началом. А сама Эмбер для Уэйда - Анима (бессознательная часть уже его - мужской - психики, выраженная женским началом).
Анима и Анимус - это те части нас, которые скрыты от сознания, но без которых невозможно обретение психологической целостности и зрелости. Человек склонен видеть их через образы во снах или проецировать на романтического партнёра, чем и объясняется механизм влюбленности.
Инь и Ян - тоже, собственно говоря - об этом... Встреча со своим Анимусом (для женщины) или Анимой (для мужчины) предшествует познанию Самости, что хорошо показано в мультфильме.
И, действительно, Эмбер от общения с Уэйдом становится более спокойной и счастливой, менее вспыльчивой. Сам Уэйд меняется тоже - отныне он более смелый и способный на подвиги.
Ещё одним символом является синий огонь в семье Эмбер, который привезён её отцом когда-то давно из огненного города. Это - родовой символ, и все его берегут, чтобы не погас. Папа Эмбер однажды сам покинул родной край, оставив друзей и близких, чтобы обосноваться в новом месте и воплотить свою мечту - свой маленький бизнес, ту самую лавку.
Но отец не благословил его...
С Эмбер всё иначе: родители, после некоторых сопротивлений, всё же, одобряют её выбор - и водного мужа, и новой профессии.
Отбывающий в конце пароход, на котором Уэйд и Эмбер должны поехать туда, где она сможет учиться, означает метафору сепарации.
И, кстати говоря, вы увидите, что злосчастную плотину прорывало от волны, созданной периодическим движением по морю этого парохода. Это могло бы значить, что не пройденная сепарация создавала постоянную угрозу общему благополучию...
Возвращаясь к тому, как мультфильм может быть воспринят детьми: поймут ли они все эти смыслы?
Я, думаю, да: не сознательно и не умственно, но на уровне чувств.
Что мне не понравилось: слишком быстрый темп картинки. Современная мультипликация вся такая: быстрая, почти мелькающая.
В этом плане я больше люблю старые сказки, с размеренным движением, бархатистыми голосами, менее холеричными эмоциями героев. Это позволяет лучше погружаться, входить почти в транс.
Сегодняшний мультфильм - другой, и похож скорее на аттракцион, и моя психика не всегда за ним поспевает. А ваша?)
Важно упомянуть, что город Элементарно может символизировать психику отдельного человека, где присутствуют все типы темперамента (с их соответствующими свойствами), которые должны, в итоге, объединиться в единое целое и составить гармонию.