Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Сломанная ось

В 1860 году Эдвард Оливер-старший, его жена и семеро детей, все последователи мормонского религиозного течения, покинули свой дом в старушке Англии и отправились в Америку, чтобы поселиться среди своих единоверцев в столице мормонов Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Добравшись до городка Флоренция в Небраске, они купили обычное дорожное снаряжение эмигранта-путешественника, задумавшего пересечь Великие Равнины: двух тягловых волов, фургона типа “шхуна прерий”, и двух коров. Потом Оливеры влились в один из караванов, идущих в Юту, и отправились на запад по Мормонской тропе вдоль северного берега реки Платт.

Вблизи урочища Центр-Вуд-Ривер (в наст. время Шелтон, Небраска), в 175 милях к западу от пункта отправления, передняя ось фургона Оливеров дала трещину, что вынудило их сделать вынужденную остановку на ремонт, а караван пошел дальше, поскольку неписаный строгий устав путешественников по равнинам предписывал строго соблюдать график движения и не останавливаться даже на похороны одного из членов каравана.

Исторический указатель на месте участка Мормонской тропы, как части Орегонской и калифорнийских троп, около Центр-Вуд-Крик (Шелтон)
Исторический указатель на месте участка Мормонской тропы, как части Орегонской и калифорнийских троп, около Центр-Вуд-Крик (Шелтон)

Семья Оливеров разбила лагерь у тропы, а сломанную повозку отвезли на ранчо Джозефа Э. Джонсона, чья деятельная натура совмещала в себе должности почтмейстера, торговца, кузнеца, изготовителя фургонов, редактора и издателя местной газеты “The Huntsman's Echo”. Сам Джонсон тоже был мормоном, имел двух жен, и страстно любил цветы, которые он выращивал в палисаднике, тщательно защищенном от свирепых степных ветров, и хотя кочующие бизоны порой ломали ограду и вытаптывали клумбы, он начинал все сначала. В некотором смысле Джонсон был философом и, надо признать, очень полезным человеком в месте, столь удаленном от благ и удобств цивилизации.

В мастерской мистера Джонсона не нашлось подходящего куска дерева для изготовления нужной детали, поэтому он срубил на берегу Вуд-Крик ясень, вытесал из него ось и приладил к фургону Оливеров. Семья эмигрантов вновь отправилась на запад, но не проехала и 10 миль, как новая ось прогнулась под тяжестью груза, передние колеса встали в раскоряку и перестали вращаться. Как говорится, приехали!

-2

Тут же состоялся семейный совет. Отец настаивал на том, чтобы попытаться договориться с людьми из другого каравана в Юту взять их с собой в обмен на воловью упряжку. Мать же предложила вернуться в Центр-Вуд-Крик и устроиться там на зимовку, за такое же решение высказались все дети. Женщина убеждала мужа, что это прекрасная страна, где много воды, леса и хорошей травы, годной для сена, которое можно заготовить для животных, а также есть прекрасная земля, где можно выращивать урожай.

Предложение матери было принято единогласно, и семейство вернулось назад, где примерно в миле от Центр-Вуд-Крик построило себе на берегу речки бревенчатую хижину с дерновой крышей, в которой успешно пережило зиму.

Когда наступила весна, отец, ревностный приверженец мормонской веры, стал настаивать на том, чтобы они продолжили свое путешествие. Однако, мать и дети уже вволю настранствовались и не желали сниматься с места. В конце концов Оливер-старший без жены и детей отправился в Юту, построил там дом и женился на девушке, которая в качестве приживалки сопровождала семью Одиверов из Англии, что, видимо, и было главной причиной отказа Сары Оливер, матери-семейства.

Последующие тягости и невзгоды показали, что Сара женщина с сильным характером и большой тягой к жизни. Вместе с детьми она выращивала кукурузу и овощи. Излишки урожая она продавала эмигрантам, проезжавшим по тропе, и солдатам в Форт-Кирни, расположенном в 20 милях на запад от ее фермы.

В те времена по тропе шло много обездоленных людей без цента в кармане, и Сара Оливер никогда не отказывала голодному человеку в кукурузной лепешке или тарелке супа. Часто бывало так, что делилась с путниками своими скудными запасами, необходимыми для прокорма своих собственных детей.

Кроме того, хотя у Сары Оливер не было диплома о медицинском образовании, дающего ей право на приставку "доктор" к имени, да и курсов медсестер она не заканчивала, но она заслужила право на долгую память, как человек, который оказывал первую врачебную помощь и выходил многих больных и истощенных людей, которые сходили на обочину эмигрантской тропы возле Вуд-Крик-Центр.

Она перенесла все трудности и страхи, связанные с жизнью в малонаселенной местности вблизи диких земель, где год из года хоронили убитых и замученных людей после индейских набегов, а на кромке сознания жителей всегда таился ужас индейского нашествия.

Когда по фронтиру разносился слух о том, что индейцы вышли на военную тропу, дети по очереди дежурили на крыше дома и высматривал признаки нашествия грозных дикарей. Саре и ее потомству повезло выжить, хотя со всех сторон приходили печальные вести о гибели соседей. В 1863 году всего в двух милях к востоку от фермы Оливеро было убито два поселенца. На следующий год во время памятного набега шайеннов десятки людей были зверски убиты в нескольких милях к югу, а в 1865 году индейцами был убит Уильям Стотер, ближайший сосед Сары.

В итоге Сара Оливер и ее дети успешно прошли через все тяготы и лишения, обычные для первопоселенцев в новой, неосвоенной стране, вдали от доступа к благам цивилизации, которые считаются обязательными для жизни в более оседлых общинах.

Она видела, как в 1866 году мимо ее дома прошла трансконтинентальная железная дорога "Юнион Пасифик". Была свидетелем, как в 1867 году Небраска стала штатом, как в 1870 году был организован округ Баффало, а ее младший сын, Джон, был выдвинут на должность шерифа и был избран в первом туре голосования. Ее старший сын, Джеймс, стал первым, кто занял должность оценщика округа, а один из средних сыновей по имени Эдвард стал представителем в первой Окружной комиссии , а позже был избран на должность казначея округа.

Когда в 1871 году Сара умерла, участок земли, где впервые поселилось семейство Оливеров, унаследовал ее сын Роберт, который превратил маленькую ферму в процветающее сельскохозяйственное предприятие.

Источник - Collection of Nebraska Pioneer Reminiscences, 1916, Nebraska Society of the Daughters of the American Revolution.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.