Недавно был рассмотрен вопрос того, что предприниматель, что-то делая бесплатно с целью получения в будущем новых клиентов, чаще всего остается в минусе, т. к. люди, однажды получившие что-то бесплатно, в будущем не хотят платить, поэтому не возвращаются к этому предпринимателю.
Если клиент просит что-то бесплатно, то отказываю, а когда сам предлагаю такую цену клиент уходит.
За последние несколько дней я видел несколько примеров того, как сами люди относятся к тому, что получают бесплатно (или условно бесплатно) и в то же самое время осуждающе смотрят на тех, кто готов за услугу платить.
Недавно я был в Эмиратах, там сейчас очень много туристов из России, но многие из них ведут себя в гостях точно так же как дома. В день заселения в отель нам выдали номер, как потом оказалось он не самого хорошего качества, особенно у него был неудачный вид из окна. Одновременно с нами ключ получала женщина и ее муж. В лифте мы ехали вместе с ними. Я с супругой разговаривал о том, что посмотрим номер, а если он не понравится, то узнаем на ресепшене можно ли его поменять (часто так делаем). Эта женщина, что ехала с нами в лифте, спросила — А что можно номер поменять? Мы ответили, что при наличии свободных номеров договориться всегда можно.
Номер нам не понравился и я спустился на ресепшен и попросил посмотреть другие свободные номера, мне ответили, что номера есть, но они дороже и за замену надо доплатить, если я готов, то могут показать номер на другом этаже и если он понравится то после оплаты переоформят ключи. Я пошел с представителем отеля смотреть номер — понравился. Спускаемся и в лифте встречаем недовольную женщину, она спросила про наш номер, а я с улыбкой сказал, что мы его меняем. Она тоже захотела. Вместе спустились, она подошла к свободному администратору и стала требовать замену номера, там ей тоже предложили платную замену, после чего я, пока ждал когда освободится «мой администратор», смотрел как она истерит, что должна за что-то платить.
Когда я подошел к администратору и сказал ему, что номер устраивает и протянул карту для оплаты. У этой женщины в глазах появилось недоумение, что я плачу замену номера, сказала, что не понимает почему она должна платить за хороший номер тем более, что она уже заплатила за турпутевку. Она отказалась доплачивать и осталась в том номере. В лифт она пошла со мной и спросила как я за границей рассчитался картой, ведь наши карты за границей не работают? Ответил ей, что не работают бесплатные карты, а карты, за которые надо чуть-чуть заплатить работают. Она скривила свое лицо и сказала, что мне делать нечего кроме как платить за карту, лучше бы как все с наличкой приехал.
Потом был выезд в пустыню. Мы оплатили одним пакетом трансфер, покатушки по пескам, шоу-программу и ужин. Когда приехали на место, то увидели большую территорию развлекательного комплекса, кроме всего прочего там было много того, что ранее не анонсировалось. С русским языком у организаторов были большие проблемы, а английский мало кто из туристов знает. До нашего заезда на закрытых машинах по пескам было около часа, но тут мы увидели, что по пескам можно проехать на баги, естественно за отдельную плату, мы и еще несколько человек заплатили и поехали кататься, а по возвращению, те, кто приехал с нами смотрели с осуждающим видом — делать вам нечего, платить, чтоб песок глотать, час можно и подождать, пока наше время для закрытых машин не подойдет.
После всех покатушек мы пошли за столы ждать шоу-программу. Рядом сидит женщина, быдловатый мужик и ребенок. Мы пришли с газировкой, ребенок это увидел и сказал женщине что тоже хочет пить, а та в грубой форме ему сказала, что вода из отеля закончилась, надо ждать когда будет ужин. Моя супруга сказала этой женщине, что надо просто сходить до бара и попросить воду, было же объявление, что мы в пустыне, на улице жарко, для гостей мероприятия все напитки в неограниченном количестве, поэтому при первой необходимости надо сразу идти в бар. Женщина переспросила с огромным удивлением: Напитки бесплатно? Супруга говорит: Да, бесплатны безалкогольные напитки, катание на верблюдах за холмом, сноуборд (только кататься придется не по снегу, а по песчаной горе), туалетные комнаты, в сувенирной лавке делают маленькую тату хной бесплатно, а я вот себе большую сделала…. Супруга не успела договорить, как эта женщина соскакивает со своего места, хватает ребенка и кричит «Так, Сережа (муж), быстро беги в бар, возьми побольше напитков, с собой в отель возьмем, мы к верблюдам». Ей было не важно, что ребенок хочет пить, главное, что есть что-то бесплатное и надо все бросать и туда бежать.
Возвращается мужик с таким количеством газировки и воды, что можно неделю в пустыне жить. Потом приходит женщина и начинает высказывать претензии, что ей бесплатно сделали маленькую тату размером с монету, а чтоб сделать большую, при этом взглядом показывая на мою супругу, надо заплатить (хотя там цена большой тату была копеечная). Повозникала и пошла в бар, набрала еще столько же газировки, как и ее муж, и да, они действительно все, что не допили, пытались затолкать в сумку чтобы забрать с собой.
При выборе нами экскурсий к отельному гиду подошли две женщины и спросили есть ли у него бесплатные обзорные экскурсии, только не такие, как в Турции, что там только по магазинам возят. Гид сказал, что у него есть только бесплатный трансфер в огромный торговый центр, но товары в нем дорогие, если им надо купить что-то, что там продается, только дешевле, то проще вызвать такси и доехать до другого торгового центра. Они сказали, что ничего покупать не будут, но если отвезут и привезут бесплатно, то они поедут. Какой смысл куда-то ехать, чтоб потерять время только потому, что туду возят бесплатно?
Во всех отелях, где мы были, если был шведский стол, то наблюдалась одна и та же картина: одни люди берут немного еды, съедают, а если не наелись, то идут еще за порцией, а другие люди набирают полные тарелки разношерстной еды (одновременно рис, гречку, макароны, картошку, туда же котлеты, курицу, сосиски, все это заливают стаканом кетчупа и т. д.) так, что на столе нет свободного места, а потом три четверти этой еды либо остается, либо ее пытаются вынести в сумках за пределы ресторана со словами — не покупать же потом еду в магазине. Если люди с детьми, то в них пытаются впихнуть столько еды, сколько не каждый взрослый может съесть, при этом угрожая ребенку, что тут еда бесплатная, а за пределами отеля никто не собирается тратить деньги, чтоб его накормить.
Еще из наблюдений: Такие люди, кроме того, что считают что им все обязаны, всем своим видом стараются показать свои «крутость», высокомерие и неуважение к обществу. Глядя на таких людей становится в первую очередь смешно, а уже потом приходит понимание того, что это наши соотечественники, которые живут рядом с нами.
Я конечно же не говорю, что надо безоговорочно везде доплачивать, это стоит делать тогда, когда ты хочешь получить более хорошие условия по сравнению с теми, которые ты уже оплатил, с теми, на которые изначально был согласен. Ведь порой доплата, это не только лучший вид из окна, но и с пользой проведенное время, пока другие чего-то ждут и не знают чем заняться, это положительные эмоции и хорошее настроение, порой бывает, что услуга с доплатой становится выгоднее, чем без нее.
Делая вывод из всего вышесказанного можно предположить (Это мнение автора!!!), что многие люди не ценят чужое время и не хотят оплачивать его и понесенные продавцом расходы. Дорогой товар (услугу), в который включены все возможные функции они покупать не будут, считая этот товар слишком дорогим, а покупают «урезанный» вариант, который можно за отдельную плату чем-то дополнить, но они считают, что им просто обязаны это дополнение сделать бесплатно.
Обменявшись несколькими предложениями с собеседником можно, обращая внимание на то, что и как он говорит, на что делает акцент, понять как человек может повести себя в будущем. Мы в своей работе некоторым клиентам отказываем в обслуживании именно по причине того, что они хотят чтоб им оказали бесплатные услуги: Извините, но услуга по подготовке договора купли-продажи не предполагает того, что риэлтор будет вам подбирать 10-15 вариантов подходящих квартир, возить вас на просмотры, потом за свой счет оформлять необходимые документы и водить вас за руку по банкам и МФЦ (это реальный случай моей коллеги).
Есть небольшая доля людей, среди тех кто старается получить как можно больше бесплатного, которые не могут себе позволить заплатить за услугу, но такие люди не строят из себя королей жизни, а ведут себя скромно.