Сталкиваясь с чувствами, каждый человек задаётся одним и тем же вопросом: «Как с ними быть?» И находит для себя решение. Чаще всего вариантов обходиться с чувствами три – отстраниться, отреагировать или прожить. Да, это как раз про мысли, действия и чувства.
1. Отстранение
Человек принимает решение отложить эмоции на потом или заглушить свою способность чувствовать, а то и вовсе её отрезать.
Иногда вариант «отложить» может оказаться вполне адаптивным и полезным.
Например, такое отстранение работает, когда мы пытаемся понять причины собственных действий и как будто сами на себя смотрим со стороны. Тут мы ставим проживание чувств на паузу, из эмоциональной части личности переходим в наблюдающую, и это здорово помогает осознать происходящее и разобраться в себе.
Или в стрессовой и опасной ситуации (особенно когда человек несёт за кого-то ответственность) отстранение даёт возможность не замирать в страхе, а действовать неожиданно логично и хладнокровно. Причём это происходит автоматически, психика как бы говорит: «Некогда чувствовать, выживать нужно!» Уже после, вспоминая событие, возникает ощущение «как будто это происходило не со мной», «всё как во сне» или «будто это был(а) не я, а кто-то другой».
Ещё один случай, когда отстранение бывает на пользу, – если ситуация хоть и не экстремальная, но всё же полноценное проживание или отреагирование чувств в ней неуместно. Например, если вы сердитесь, но при этом находитесь на важной встрече по работе, то разумнее будет поставить злость на паузу, а вечером как следует оторваться в спортзале.
Всё это – проявления диссоциации (так психологи называют психологическую защиту, при которой мы от своих же чувств отстраняемся) в обычной жизни.
Вот случилось такое отчуждение от эмоций, кратковременное расщепление личности, но потом мы снова собираем личность в единое целое, возвращаем себе себя.
В примере со стрессовой ситуацией это воссоединение выглядит особенно ярко: когда опасность уже позади, способность чувствовать возвращается, и тут-то вы и начинаете переживать, но уже задним числом. Защита сработала, помогла справиться, а потом ушла и дала возможность психике снова собраться.
Но так бывает не всегда. Бывают случаи, когда после работы диссоциации психика так и остаётся расщеплённой. Это случается с теми, кто пережил психологическую травму.
У таких людей выключаются чувства, человек становится холодным и отстранённым, как будто он немного не здесь. Поверхностные, сиюминутные эмоции ещё бывают, но вот глубокие и захватывающие словно отключаются. Нередко люди в таком состоянии не могут описать свои чувства и не понимают, что с ними происходит. На вопрос: «Что вы чувствуете?» они чаще всего отвечают односложно («мне нормально»), рассказывают о событиях, действиях или мыслях («чувствую, что надо прогуляться»), а то и вообще раздражаются, разными способами обесценивая эмоциональную жизнь как таковую («какая разница», «не вижу смысла в этом копаться»).
Это и есть работа диссоциации: личность буквально отсоединяется от своего же травматического опыта и от собственных связанных с этим чувств. Когда-то в прошлом человек пережил страшную ситуацию и неосознанно решил перестать чувствовать боль, страх или унижение. Но невозможно просто выключить одно переживание: отключается способность чувствовать сразу все, эмоциональная часть личности как будто замораживается целиком.
И тут такой хитрый момент есть. Заморозить не значит уничтожить. Наши негативные чувства (боль, обида, злость) могут полностью исчезнуть только в одном случае – если мы их полностью проживём. А когда пытаемся отключить, то чувства никуда не исчезают, просто прячутся под толстенным слоем психологических защит и всё равно продолжают на нас влиять. Пережившие психологическую травму люди часто не помнят самого события или своих переживаний, а если помнят, то стараются об этом не говорить: часть психики знает, что если погрузиться в воспоминания, то плотину защит может прорвать, и тогда непрожитая боль накроет с головой.
Вы этот феномен точно наблюдали. Встречали бабушек и дедушек, которые не говорят о войне. Мужчин и женщин, не помнящих детства или совершенно спокойно говорящих о том, как их унижали или избивали. Людей, отрицающих важность эмоциональной части жизни. Тех, кто считает себя «сильными» (в данном случае это значит бесчувственными). Или тех, кто описывает ужасы своего прошлого с равнодушием, от которого стынет кровь.
Диссоциация (как и все прочие защиты) – это не плохо. Она нужна, чтобы уберечь себя от невыносимых чувств, помочь собраться в стрессовой ситуации или проанализировать происходящее. Главное, чтобы её работа была временной, иначе человек может остаться нецельным: какая-то часть его души будет как будто оставаться в прошлом, и он не сможет полностью проживать настоящее. Чтобы такого не произошло, нужно обязательно мысленно вернуться к этому эпизоду и «переварить» свои переживания.
Способы обходиться с чувствами (часть 1)
22 февраля 202422 фев 2024
4 мин