Методику Монтессори мы проходили в университете, в курсе педагогики. И тогда она на меня не то, что не произвела особого впечатления, скорее наоборот. Я ее восприняла как нечто странное и не имеющее отношения к нормальным методикам преподавания. Сейчас я понимаю, что реноме Монтессори в моих глазах подпортила вальдорфская школа, которая в курсе лекций шла сразу за ней. Вот уж где действительно странность на странности. Но вернемся к Монтессори.
В общем, большую часть своей сознательной жизни при словосочетании “Монтессори-педагогика” я иронично улыбалась. А потом у нас появилась наша поздняя третья дочка. В годик я стала подыскивать ей какие-нибудь занятия а-ля “Играем вместе с мамой”/”Танцуем вместе с мамой” или что-то в этом роде. Такие занятия нашлись и проходили они в Монтессори-саду. Я, конечно, десять раз подумала (повторюсь, я предвзято относилась к этой педагогической системе). Но сад находился в двух шагах от моего дома (буквально) и в этом смысле конкурентов у него не было.
Скажу сразу: в этот раз Монтессори-педагогика меня потрясла. Огромное количество учебных наборов и игрушек, так непохожих на наши обычные. Огромное количество учебного материала. И просто невероятная воспитатель, которая вела занятия для самых маленьких. Она настолько фанат этой системы, что, кажется, нет вопроса по ней, на который она не смогла бы ответить. Ну и еще ее безумно любят дети. Как я впоследствии поняла, в нашем саду все воспитатели настоящие адепты Монтессори. Раз в месяц они даже проводят бесплатные лекции для родителей — рассказывают о нормах развития, на что делать упор в том или ином возрасте, и какие новинки в Монтессори-подходе появились. Надо отметить, что они все периодически ездят на Монтессори-конференции. В общем, люди постоянно профессионально развиваются и совершенствуются. Что не может не вызывать уважения.
Вообще наш сад прекрасно оборудован. Я уже писала про игрушки и наборы, но там и море других приспособлений. Во-первых, конечно, вся среда адаптирована под этот подход. Высокие шкафы только в комнате воспитателей и в холле, где мы одеваем и раздеваем детей. В остальных комнатах они все в рост ребенка. Еще много всякой мебели-не мебели, не знаю, как назвать — приспособлений, наверное. Их периодически достают, потом убирают. Расскажу подробнее про одно.
Все мои дети довольно поздно начинали ходить — примерно в год и три. При этом старшая, например, в год уже говорила, а ходить не могла (некоторые сердобольные бабульки на детской площадке сокрушались, что ребенок больной). С младшей было приблизительно также. В годик мы пошли на Монтессори-занятия для малышей и она там была единственная, кто не ходил самостоятельно. Время шло, процесс не двигался. И тогда для нее достали специальную дорожку с поддержками по бокам. Через неделю ребенок пошел. Уж не знаю, то ли время пришло, то ли дорожка помогла, но на меня это впечатление произвело.
С октября (в год и десять) ее зачислили в самую младшую группу. Она ежедневно проводит в саду три часа — с 9 до 12 часов. В это время у них вмещается физкультура, музыка и просто учебное занятие. На нем обсуждают любые темы от моей семьи до домашних и диких животных. Или учат какие-нибудь понятия — длинный, короткий, сухой, мокрый. Все это, конечно, с опорой на реальный опыт. То есть, если проходят что-то связанное с водой, то набирают несколько тазиков теплой воды и дети могут брызгаться, плескаться, переливать ее из баночки в баночку.
Еще в саду есть “зимний огород”. Дети каждую зиму высаживают зелень (укроп, петрушку, лучок), поливают и ухаживают за ней. А потом угощают родителей. Сажают, конечно, ребята постарше, с 5 лет, под присмотром воспитателей. Но нашей малышне давали в этом году фасольки закапывать в землю и объясняли, что из зернышек потом вырастет вот такая красота.
Теперь про группы. В группе 15 детей, на них четыре воспитателя. Внимание достается буквально каждому, никто не сидит без дела и не скучает. В группе дети разновозрастные. В нашей самой младшей ребята от двух до четырех лет. Разновозрастность детей — это тоже особенность Монтессори-педагогики. Как это работает? Младшие тянутся за старшими. Я, например, уверена, что именно хорошо болтающие четырехлетки стимулировали у моей дочки развитие речи. Вообще, в нашей группе все двухлетки, пришедшие осенью в сад, сейчас очень хорошо говорят. С другой стороны, старшие ребята учатся помогать малышам, относиться к ним снисходительно. И это, на мой взгляд, тоже большое дело. Так рождается эмпатия.
По цене Монтессори-сад, конечно, не дешевое удовольствие. За три часа в день мы платим 25 тысяч в месяц. И перерасчета нет, никогда, ни при каких обстоятельствах. Что бы ни случилось — болезнь, отпуск. Без разницы. Мы обязаны оплатить эти 25 тысяч. Даже если месяц в сад ходить не будем. На самом деле мера эта вынужденная и я ее понимаю. У сада нет своего здания, они его снимают. И плата за аренду всегда одна и та же, независимо от того, сколько детей ходит.
Сейчас моей дочке два года и месяц. Она уже много болтает, поет песенки, рисует. Может подолгу сидеть и рассматривать книжки. Любимейшая — шеститомная советская энциклопедия “Жизнь животных”. В ней, видимо, картинки яркие и красивые. Я не знаю точного ответа: все это результаты Монтессори-педагогики или просто наша генетика сработала (хотя средняя дочь до двух лет молчала, я писала об этом). Но совершенно точно я вижу, что в саду ее научили ходить на горшок, убирать за собой сразу же те игрушки, в которые больше не хочется играть, самостоятельно есть и относить на место посуду, переодеваться. Для маленького человека это много. Но даже не это важно. Главное, что моя девочка каждое утро с удовольствием бежит в сад и всегда возвращается оттуда довольная.