Шестьдесят пять лет назад - 25 февраля 1959 года - в Свердловске родился Алексей Балабанов.
Будущий создатель культовых отечественных фильмов, ставшими настоящим символом постсоветской эпохи, появился на свет в семье уральской интеллигенции. Его отец, Октябрин Сергеевич, был известным в столице Урала журналистом, а затем главным редактором научно-популярных фильмов Свердловской киностудии. Мать Алексея - Инга Александровна - работала в медицине, позже защитила докторскую диссертацию, преподавала и работала директором Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии. Она дружила с будущим первым российским президентом Борисом Ельциным, была депутатом Свердловского городского совета и даже вместе с Ельциным делегатом Двадцать шестого съезда КПСС.
Балабанов с детства проявлял себя талантливым и одарённым ребёнком. Правда, довольно хулиганистым:
Бомбы делал из набора "Юный химик", в воробьёв стрелял из рогатки, в карты играл в подвале. Всё время – во дворе. Родителям некогда было заниматься мною…
Он прекрасно говорил на английском и даже во время учёбы на переводческом факультете Горьковского педагогического института иностранных языков был отобран в группу, состоящую из семи человек, для трёхмесячной языковой стажировки в британском Манчестере. А по окончании института его призвали в армию, и два года он в звании лейтенанта служил переводчиком - сначала в военно-транспортном авиационном полку, а потом был переведён в военно-морской флот. Кстати, с тех пор чуть ли ни самым любимым предметом его гардероба стала тельняшка. А его военные впечатления во многом были отражены в, наверное, самом трагичном его фильме - "Груз 200".
А после службы в армии он всерьёз увлёкся кино. Алексей пришёл на Свердловскую киностудию, где четыре года отработал ассистентом режиссёра. И тогда же, поступив режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, снял по своему же сценарию, который он написал за ночь, свой первый самостоятельный фильм - семнадцатиминутную короткометражку "Раньше было другое время", в котором сыграли непрофессиональные актёры, например, музыкант и будущий президент екатеринбургского спортивного клуба "Динамо - Хоккей на траве" Евгений Горенбург и лидер рок-группы "Настя" Анастасия Полева. Кстати, потом он часто будет снимать в своих фильмах именно не профессионалов. Ну а в первом его фильме можно увидеть ещё одного его друга - Вячеслава Бутусова и весь "Наутилус Помпилиус", с которыми Балабанов был дружен.
После получения в 1991 году диплома кинорежиссёра Балабанов перебрался в Петербург. Здесь его стал опекать известный кинорежиссёр Алексей Герман. И во многих его фильмах сам город на Неве играет очень важную роль. Правда, первые его две полнометражных картины не стали особо популярными. Драма "Счастливые дни", снятая по абсурдистским рассказам ирландского писателя Сэмюэля Беккета, хотя и получила несколько призов на различных кинофестивалях и даже участвовала во внеконкурсном показе в Каннах, была не для массовой публики, а, наверное, сразу нацелена на участие в фестивалях для ценителей "элитарного" кино. К слову, именно в нём впервые у Балабанова появился один из самых любимых его актёров - Виктор Сухоруков, сыгравший главную роль. Интересно, что после съёмок Сухоруков и Балабанов долго жили вместе в одной коммунальной квартире.
И ещё один примечательный факт - на премьере "Счастливых дней" Балабанов встретился с Надеждой Васильевой, которую в качестве художника по костюмам Балабанов пригласил в свой следующий фильм - "Замок". В нём, к слову снова сыграл Сухоруков, а в Надежде режиссёр почувствовал родственную душу, и вскоре они стали жить вместе. Правда, формально пара "узаконила" свои отношения, когда их сыну Петру уже исполнилось три года.
Экранизация романа Франца Кафки - стала событием в отечественном кинематографе. Но тоже - лишь для ценителей. Сам Балабанов, актёры, занятые в этой картине, её операторы и другие участники проекта получили множество призов, наград и дипломов:
- 1994 — КФ "Созвездие" — Приз за Лучшую мужскую роль второго плана — Анвар Либабов
- 1994 — КФ "Созвездие" — Приз за Лучшую мужскую роль второго плана — Виктор Сухоруков
- 1994 — Конкурс профессиональных премий киностудии "Ленфильм" и Ленинградского отделения Союза кинематографистов — Премия имени А. Москвина за лучшую операторскую работу — Андрей Жегалов
- 1994 — Конкурс профессиональных премий к/с "Ленфильм" и Ленинградского отделения СК — Премия имени А. Москвина за лучшую операторскую работу — Сергей Юриздицкий
- 1994 — Конкурс профессиональных премий к/с "Ленфильм" и Ленинградского отделения СК — Премия имени И. Волка за лучшую работу звукорежиссёра — Кирилл Кузьмин
- 1994 — ОРКФ в Сочи — Приз жюри киноклубов — Алексей Балабанов
- 1994 — Премия "Ника" — за лучшую работу художника по костюмам — Надежда Васильева
- 1994 — Премия "Ника" — за лучшую работу художника — Владимир Карташов
- 1994 — Приз "Зелёное яблоко — золотой листок" за лучшую работу художника по костюмам — Надежда Васильева
- 1994 — Премия "Ника" — Номинация "Лучший композитор" (Сергей Курёхин)
- 1995 — КФ "Литература и кино" в Гатчине — Специальный приз жюри — Алексей Балабанов
- 1995 — Конкурс профессиональных премий киностудии "Ленфильм" и Ленинградского отделения СК — Премия имени Г. Козинцева — Алексей Балабанов
- 1995 — Международный кинофестиваль молодого кино "Кинофорум" — Приз "Золотой гвоздь" в номинации "Киноманифест" — Алексей Балабанов
Многие из его фильмов стали культовыми. И уж точно, каждая его картина вызывала споры и никого не оставляла равнодушным. Но настоящая мегапопулярность и слава пришла к Алексею Балабанову после выхода фильма, остающимся культовым в нашей стране уже больше четверти века. Разумеется, я говорю о фильме "Брат". Он, кстати, стал первым фильмом, снятым Балабановым на созданной режиссёром вместе с продюсером Сергеем Сельяновым независимой кинокомпании "СТВ", на которой и снимал Балабанов все свои последующие фильмы.
В этом фильме снова появился Вячеслав Бутусов и Настя Полева, сыгравшие сами себя. И, конечно же, Виктор Сухоруков - он сыграет потом ещё и во втором "Брате", а также в чёрной комедии "Жмурки" и балабановской драме "Про уродов и людей". То есть, практически в половине снятых Балабановым художественных фильмов. К слову, верный себе режиссёр и в этом фильме в эпизодах снимал непрофессиональных актёров. А Сухорукова озвучивал другой человек - Алексей Полуян. Как, впрочем, и многих других актёров озвучивали не они сами - бандита Круглого, например, которого сыграл Сергей Мурзин, озвучил Александр Строев, а мужа Светы Павла Евграфовича (роль Владимира Ермилова) озвучивал Сергей Русскин. Почему-то Балабанов вообще любил пользоваться этим приёмом - когда сыгравшего роль озвучивает другой актёр.
Но вернёмся к фильму "Брат". Он стал настолько популярен, что на него даже была выпущена практически пародия - "Чёрный фраер" режиссёра Глеба Михайлова. Ну а в "серьёзном" киномире картина получила призы на международных и российских кинофестивалях, номинировалась на "Нику" как лучший фильм года (правда, уступила драме Павла Чухрая "Вор"). Сергей Бодров, сыгравший Данилу Багрова, стал обладателем Гран-при за лучшую мужскую роль на кинофестивале "Кинотавр", премии "Silver Hugo" Чикагского международного кинофестиваля, приза ОРКФ в Сочи. Не был обойдён наградами за этот фильм, разумеется, и его создатель. Алексей Балабанов получил Гран-при МКФ "Лістапад" в Минске; Гран-при "Золотая медаль" МКФ в Триесте; специальный приз жюри, Приз FIPRESCI на МКФ восточноевропейского кино в Котбусе; Спецприз жюри, Приз FIPRESCI на МКФ молодого кино в Турине; Гран-при на Сочинского фестиваля. Примечательно, что сценарий к этому фильму, написанный также Балабановым, был объёмом всего двенадцать страниц - практически все сцены и диалоги рождались прямо на съёмочной площадке.
В 2000 году вышло продолжение "Брата" - "Брат 2", ставшее не менее популярным у кинозрителей. Впрочем, он в прокате практически провалился - через кинотеатры удалось вернуть лишь шестьсот тысяч долларов, тогда как на производство фильма было потрачено около миллиона. Но этому есть простое объяснение - большинство зрителей приобретали видеокассеты с этим фильмом для своих киноколлекций. И продажи кассет с этим фильмом заняли в 2000-м первое место среди всех блокбастеров.
Между съёмками двух "Братьев" Балабанов выпустил драму в стиле нуар "Про уродов и людей", также получившую множество призов, но довольно неоднозначно воспринятую критиками и зрителями.
К слову, Балабанов снимал не только драмы. Например, в 2005 году в прокат вышла совершенно, на мой взгляд, потрясная пародия на криминальные боевики тех лет - чёрная комедия "Жмурки", в которой талант Балабанова раскрылся с очень неожиданной стороны. А за исполнение роли бандита актёр Дмитрий Дюжев от "MTV Россия" получил приз за лучшую комедийную роль.
Но, конечно же, самую "неоднозначную" реакцию публики (а, точнее, совершенно однозначную) вызвал триллер "Груз 200". Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, под которых писались главные роли, даже отказались сниматься в этом фильме после того, как прочитали сценарий. Правда, в итоге Маковецкий всё же принял в нём участие, озвучив роль профессора, сыгранную Леонидом Громовым. Ну а исполнивший в итоге роль капитана милиции, маньяка Журова - главную в этом фильме - Алексей Полуян даже рассказывал, что его как-то пытались избить на улице, полностью отождествляя актёра с сыгранной им ролью.
Последние фильмы Балабанова были просто пропитаны безнадёгой и тоской. Многие считают, что это связано с гибелью его друга Сергея Бодрова. Бодров и вся съёмочная группа погибла в сентябре 2002 года при сходе ледника в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. Режиссёр сильно переживал и даже порой считал себя виноватым в произошедшем. И задавал себе вопрос - почему погиб молодой Сергей, а он, Балабанов, уже достаточно поживший, как он считал, остался...
Подробнее о легендарном режиссёре вы можете прочитать в материалах "В чем сила, брат? Могила Алексея Балабанова, место для которой на кладбище он выбрал сам" и "На могиле Алексея Балабанова на Смоленском кладбище наконец-то поставили памятник" на канале "Вдоль по Питерской".(экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера)
Алексей Октябринович Балабанов умер во время работы над очередной картиной - он писал сценарий фильма о Сталине, находясь в санатории "Дюны" в Сестрорецке. Это произошло 18 мая 2013 года. Режиссёру было всего 54 года. Его похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга - неподалёку от умершего в 2008-м его отца.
Найти могилу Алексея Балабанова вы можете при помощи этого видео - "На могиле режиссёра Алексея Балабанова на Смоленском кладбище Петербурга установили новый памятник. Показываю, как к нему пройти".
Фильмография Алексея Балабанова
1987 - Раньше было другое время (короткометражный) - режиссёр, сценарист
1988 - У меня нет друга, или One step beyond (короткометражный) - режиссёр, сценарист
1989 - Настя и Егор (короткометражный) - режиссёр, сценарист
1989 - О воздушном летании в России (документальный) - режиссёр
1991 - Счастливые дни - режиссёр, сценарист
1991 - Пограничный конфликт - сценарист
1994 - Замок - режиссёр, сценарист
1994 - Откровения незнакомцу (фр. Confidences a un inconnu) - продюсер
1995 - Трофимъ (новелла в киноальманахе "Прибытие поезда") (короткометражный) - режиссёр, сценарист, актёр (помощник режиссёра)
1995 - Сергей Эйзенштейн. Автобиография (документальный) - продюсер
1997 - Брат - режиссёр, сценарист
1998 - Про уродов и людей - режиссёр, сценарист
2000 - Брат 2 - режиссёр, сценарист, актёр (камео)
2002 - Война - режиссёр, сценарист
2002 - Река (незаконченный) (короткометражный) - режиссёр, сценарист, рассказчик
2005 - Жмурки - режиссёр, сосценарист
2006 - Мне не больно - режиссёр
2007 - Груз 200 - режиссёр, сценарист
2008 - Морфий - режиссёр
2010 - Кочегар - режиссёр, сценарист
2012 - Я тоже хочу - режиссёр, сценарист, актёр (режиссёр)