Найти в Дзене
Там — Птица!

Танцующая в темноте (2000)

А на что смотреть-то?
А на что смотреть-то?

Доброго времени суток. Давненько я тут не писала, а всё потому что «Вампирские хроники» внезапно сначала перечитываю. Кто дурак? Птица дурак!

Но поговорим мы не об этом, а поговорим мы про мюзикл «Танцующая в темноте». Ну как мюзикл… Песен там много, но и нормальных диалогов не меньше.

Первый раз я это дело посмотрела в околошкольном возрасте и ничего не поняла. Второй раз увидела несколько лет назад и прониклась настолько, что слёзы катились долго. А ведь я человек суховатый, редко над фильмами или книгами рыдаю. И вот сейчас — третий просмотр. Обожаю Ларса фон Триера, у него вообще все фильмы особенные.

Итак, «Танцующая в темноте». Во-первых, главную роль тут играет певица Бьорк. Музыкальное творчество её мне не по нраву, там музыка в одну сторону, а голос в другую. А в фильме вот сыграла на ура. Получилась такая мечтательная маленькая женщина в хлопчатой юбке и советских колготках. Во-вторых, сам фильм снят ну о-о-очень странно и необычно (как и всё у фон Триера, ага). Он бы вызывал стойкое ощущение любительской съёмки, если бы не вызывал ощущение реальной жизни. Актёры так спокойно беседуют за жизнь, ни к какому пафосу не стремятся, а кадры меняются так необычно, что если бы они так сделали разок-другой, то это можно было бы считать киноляпами. В одном кадре герой стоит в одном месте, в следующем — в другом, и вроде бы никто никуда не перемещался, но… Казалось бы, зрителю показывают самые важные моменты, сглаживая все остальные. Или я не знаю, что хотел сказать автор.

А вот и главная находка режиссёра. Главная героиня очень любит мюзиклы и мечтать. Когда она слышит какой-то ритм, то у неё тут же включается фантазия, и она представляет, как пляшет и поёт, а весь мир ей подтанцовывает. Это нам показывают, а чтобы отличить фантазию от реальности — показывают невообразимо ярко. Сам фильм снят в довольно тусклых тонах, а вот на песнях всё пестрит цветами. И красиво пестрит!

Кстати. Когда надумаете смотреть — обязательно слушайте песни в оригинале! Непременно. Это не обсуждается. А лучше вообще весь фильм смотреть в оригинале и с субтитрами.

Теперь о сюжете. О предпочтениях главной героини я только что рассказала, но кто она? Всего лишь гастарбайтерша, приехавшая из Чехословакии в Штаты, чтобы заработать денежек и сделать дорогостоящую операцию сыну. А то сын ослепнет. И главная героиня весь фильм тоже потихоньку слепнет, это у них наследственное. Но при этом я в шоке от её характера. Она вкалывает как лошадь. И никому, никому она не рассказывает о своих проблемах! До последнего она притворяется, что всё в порядке. Извините, господин начальник, замечталась, больше не повторится. Нет, парень из френдзоны, я не хочу личной жизни и, нет, я не слепая, я всё вижу. Уважаемый руководитель танцевального кружка, я не хочу играть эту роль, потому что не хочу, а не потому что я уже ни шиша не вижу.

Не, ребят, серьёзно, я совершенно не понимаю этой замкнутости. Когда у меня случается что-то не очень критичное — об этом моментально узнаёт вся вконтактовская френдлента. Если что-то погрустнее, то это знают анонимные паблики, меня там уже узнают. А если совсем ахтунговая ситуация, то в теме будут от двух до четырёх самых-близких. А эта не-е-е, эта — никому! Ну разве что подружка в теме, и то не во всём. Ну как можно вот так вот всё в себе держать, а? И зачем?

А зрителю при этом она раскрывается полностью. Мы узнаём её так, будто сами прожили её не очень счастливую жизнь. И именно поэтому я рыдала над этим фильмом как первоклашка. Ай да фон Триер, ай да молодец! Взял стандартную несчастливую судьбу — и так расписал, и так личность показал! Даже личные загоны не упустил — вот не нравятся ей финальные песни мюзиклов, и всё тут. Это, между прочим, очень важно.

- Ты ведь ничего не видишь, верно?
- А на что смотреть-то?

Пронзительно. И вот ещё что хотелось бы сказать напоследок. У героини спрашивают: «Ты же знала, что ребёнок унаследует твоё заболевание! Почему ты решила его оставить?» — и она преспокойно так отвечает: «Я хотела подержать на руках своего малыша…». Почему-то здесь мне совершенно не хочется шутить об овуляшках. Хотя на паблике, где я сейчас тусуюсь, таких, как она, смешивают с грязью. Они вообще советуют бедным людям не рожать, чтобы не «плодить нищету». Показала бы я им этот фильм, только не поймут ведь. Даже я до конца не понимаю, насколько должен зашкаливать эгоизм, чтобы родить обречённого на страдания ребёнка. Да, она собирала деньги ему на операцию. А сын будет делать то же самое для своего ребёнка. А тот для своего. Вот такую стрёмную династию образовали. Не, я бы лучше из детдома младенчика взяла, чем такие гены продолжать.

Впрочем, это сложная тема, у всех на неё разные мнения. Сельму я глупой или виноватой не считаю. Больно уж сроднилась с ней, пока смотрела.

Осторожно, спойлер!

Я совершенно не знаю американских законов. И меня удивляет, что где-то ещё осталась казнь через повешение. Да ещё и такая, чтоб все друзья и родственники собрались поглядеть, как человек умирает. И больше мне под спойлером сказать нечего. Лично для меня фильм очень тяжёлый, даже после третьего просмотра. И я не понимаю человека, который смотрел вместе со мной — и при этом всю концовку фильма то шутковал, то анализировал! Во время такого драматичного момента, как (пред)последняя песня, он рассуждал о том, как это никто не подал в суд на фильм, где единственный негр — заключённый. Впрочем, методы защиты у всех разные, я тоже тяжёлые темы чёрным юмором скрашиваю. А фильм «Танцующая в темноте» вводит в ступор до сих пор. Ну как так-то? Ничего плохого никому не делала, ребёнка вылечить хотела, а тут такое… И ведь дядьку этого, который деньги спёр, тоже понять можно, хоть и подлец. Тоже судьба не из лёгких. И на сём, пожалуй, закругляюсь.

Ах, да, главное-то сказать забыла. Может быть, благодаря этому фильму, люди не будут презрительно морщиться на «понаехавших». Я на это надеюсь. Ведь у каждого из них, как и у этой несчастной девушки, может быть своя судьба, своя личность и свои причины покинуть родную страну.

21.03.2016